Пирамидки. Игра с пирамидками способствует развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики, а также развитию познавательных способностей
Игрушки-гнёзда (вкладывающиеся друг в друга цилиндрические и прямоугольные стаканчики). Такие игрушки развивают координацию движений, мелкую моторику и познавательный интерес.
Набор строительных кубиков. Игры с кубиками способствуют развитию зрительно-моторной координации. Учите ребёнка строить и разрушать.
Игры-головоломки (матрёшки и т. д.) - стимулируют развитие понимания речи и познавательных способностей, формированию понятия величины и т. д.
«Логические кубы», «Волшебное лукошко» (пластмассовые формы с прорезями на поверхностях и фигурки соответствующей формы и размера) – способствуют развитию зрительно-моторной координации и стимулирует развитие познавательных способностей. Можно продемонстрировать малышу какое это удовольствие – бросать шарики в круглые дырочки, а кубики – в квадратные прорези.
Игрушки-каталки на колёсиках с длинной ручкой. Когда ребёнок учиться ходить, такие игрушки служат ему опорой и таким образом способствуют развитию координации движений.
Устойчивые машины, которые можно катать взад вперёд. Такие игры учат совершать простые манипуляции с предметами. Машинки необходимы и мальчикам и девочкам, так как они являются своеобразной опорой для ребёнка и способствуют развитию координации движений.
Качалки, мячи и спортивные игрушки. Они учат ребёнка управлять своим телом, учат ходить, бегать.
Музыкальные игрушки (барабан, металлофон) – способствуют развитию слухового восприятия и зрительно-моторной координации.
Наклонный жёлоб с шариком или специальные игровые центры, в которых шарик скатывается по спиралевидным проволочкам. Подобные игрушки способствуют развитию зрения и познавательных способностей. Следя за шариком, скатывающимся по наклонной плоскости, ребёнок учится предсказывать их движение.
Заводные игрушки. Игрушки, которые нужно заводить с помощью ключика, способствуют развитию мелкой моторики
Тряпичные куклы с крупными чертами лица. С помощью кукол ребёнок учится простым манипуляциям (качать куклу, укладывать спать, кормить). Такие игрушки – хорошее наглядное пособие для знакомства с названиями основных частей тела и лица.
Первый год жизни ребенка – один из самых важнейших периодов его развития. В этом возрасте ребенок активно познает окружающий мир, соответственно, игры для ребенка этого возраста должны обеспечивать возрастные требования маленького человека. Это яркие цвета, простые формы, отсутствие острых углов, мелких деталей и необработанных материалов, возможность воспроизведения каких-либо звуков, безопасность материала.
К играм, отвечающим всем этим требованиям, можно отнести:
- пластмассовые и мягкие пирамиды (развитие моторики рук, цветовое восприятие, форма предмета);
-цифровую змейку и паровозик на липучках (развитие моторики, сопоставление деталей, цвет, форма);
- мякиши (цвет, форма, свойство предмета – мягкий);
-неваляшки (слуховое восприятие, форма, цвет);
-развивающий коврик (развитие моторики, цветовое восприятие, логическое мышление);
- развивающие центры (развитие моторики рук, звуковое восприятие, цветовое восприятие, причинно –следственные связи)
- кукольный театр (развитие речи);
-традиционные русские дергунчики (цвет, форма, фактура, причинно – следственные связи);
- логический куб (развитие моторики рук, цвет, форма, логическое мышление).
- «лабиринт» (развитие мелкой моторики рук, форма)
-«Звуковая дорожка» (слуховое восприятие, причинно – следственные связи, становление прямохождения);
- развивающие книжки с элементами различных фактур (тактильное развитие);
- звуковые панели с имитацией звуков «Город», «Ферма» (слуховое восприятие, логика);
- мячики массажные;
- серия книг «Школа семи гномов» от 0 до 1 года;
- пластмассовый конструктор «Колобок» (цвет, форма, сопоставление деталей, развитие моторики)
С года до 3 лет ребенок активно исследует пространство (верх - низ,вперед - назад), осваивает время (день – ночь, утро – вечер), учится работать по образцу, происходит активное накопление слов и формирование лексической базы речи, накопление и обобщение первого опыта, появляется самосознание (Я!) и (Я сам!).
Игры для детей этого возраста должны давать ребенку представления о форме, цвете, величине и фактуре предметов, давать возможность различных манипуляций с игрушкой (складывать, сопоставлять, накладывать, нанизывать, вставлять, разбирать –собирать), проявлять творческую инициативу.
К этой возрастной группе относятся такие игры, как:
- мозаика Полянка с крупными деталями (моторика рук, цвет, форма, фантазия и творчество);
- доски –вкладыши и доски с подслоем (координация движений, логика, мышление);
- коврик с силуэтами (цвет, форма, логика);
- картинки –половинки (логика);
-блоки Дьенеша и пособия к ним (развитие интеллектуальных способностей у детей, возможность коллективного взаимодействия, социально-нравственное развитие ребенка, цвет, форма, величина, объем, логика);
- объемный конструктор «Клоун», «Притворщик» и его плоскостные варианты «Лицо-эмоции», «Полоски» - все детали которого присоединяются с помощью липучек, что дает возможность варьировать формы, применять ту или иную деталь в разном качестве, получать практический опыт формирования образа – создания человеческой фигуры, животного или декоративного картины.
- матрешки – традиционные и по сказкам;
- конструктор «Кроха» - набор из разного количества сопоставляющихся деталей с дополнительными элементами: деревья, машины, человечки и т.п.
- «Сложи квадрат» Никитина -1 категория – логическая головоломка, состоящая из 12 элементов, каждый из которых является отдельной головоломкой;
- Логический домик (цвет, форма, логика, творчество);
- Фонематика (слуховая память, зрительное восприятие, память);
- Стучалка (координация движений, форма, цвет);
-Пальчиковые краски и пособия к ним (зрительно-моторная координация, цвет, мелкая моторика);
- Пластилин на растительной основе (мелкая моторика, цвет, творчество);
- мягкая глина фирмы «Амос», дающая практически неограниченные возможности моделирования;
- серия книг «Школа Семи Гномов»
- Шнуровки (мелкая моторика, координация)
Следует отметить, что практически все игры, рассчитанные на детей от 0 до 1 года, главным образом развивают мелкую моторику рук, что в данном возрасте является предпосылкой психофизического развития ребенка. Можно сказать, что через свои пальчики дети этого возраста получают информацию об окружающем мире, анализируют ее и делают выводы.
Дети 3-5 лет активно постигают сюжетно-ролевую игру, в процессе которой познают символизм действия, символическое обозначение предметов, занимаются продуктивной деятельностью (рисование, конструирование, творчество), понимают значение общественно-значимой деятельности, элементарному труду, усваивают сенсорные эталоны (форма, величина, цвет, толщина, длина), проходят социальную адаптацию, освоение этических норм жизни.
Игры для детей 3-5 лет разнообразны:
-настольно-печатные игры
-игровые сюжетные наборы
-простейшие сборные модели
-конструкторы
-книги
-глина для лепки, пластилин,
-витражи и витражные краски фирмы «Амос».
Ребенок в этом возрасте проявляет инициативу, фантазию в игре, сфера его игровой деятельности очень разнообразна, кругозор ребенка постоянно расширяется, он с удовольствием постигает новое и получает новые знания.
Для детей этой возрастной группы рекомендуются такие игры, как:
- Цветные счетные палочки Кюизенера и пособие «На золотом крыльце» (развитие памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение элементов художественного конструирования, освоение пространственных отношений, знакомство с масштабом)
- Настольно-печатные игры: серия «Учись, играя» и «Играя, учись» (логическое мышление, умение классифицировать предметы по группам, мелкая моторика)
- Блоки Дьенеша (развитие интеллектуальных способностей, цвет, форма, величина, объем, логика)
- Сложи квадрат Никитина II уровень (память, логика, мышление, мелкая моторика)
- Сложи узор (развитие способности к анализу и самоанализу, зрительная память, умение решать нестандартные задачи, развитие интеллекта)
- Мозаика «Азбука» и «Азбука + математика»
- Наборы «Доктор», «Магазин», «Парикмахерская «и т.д. для сюжетно-ролевой игры
- Настолько-печатные игры по правилам: «Курочка Ряба», «Колобок», «Русалочка», Опасно-Безопасно, «Во саду ли, в огороде», «Большие и маленькие», «Логический поезд»
- Электровикторина «Смекалочка» (расширяет представление об окружающем мире, ребенок учится рассказывать, различать цвета, знакомится с различными профессиями и видами спорта, животными, растениями, временами года, временами суток)
- Обучающий компьютер «МульиБук» (в игровой форме программы по обучению грамоте, письму, математике, музыке + логические игры)
- Серия книг «Школа семи гномов»
- Говорящая азбука (знакомство с алфавитом), плакаты и кубики с буквами, пазловые серии игр «Учись, играя».
- Первое чтение, Умные кубики – обучение основам чтения.
Дети 5-7 лет осознают упорядоченность окружающего мира, понимают причины происходящего. В этом возрасте появляется личное сознание (какой я?), произвольность поведения, соподчинение мотивов, коллективное взаимодействие, оценочная позиция. Большую роль в жизни ребенка этого возраста играют коллектив и коллективные игры, общение через игру, понимание поступков и поведения других людей, творческая активность. Так же этот возраст является периодом подготовки ребенка к школе, его адаптации и готовности к последующему обучению.
Помочь справиться с этими задачами помогут следующие игры:
- Сложи квадрат Никитина III уровень (головоломка из 12 элементов, каждый из которых составляют отдельную головоломку)
- Логическая мозаика
- Умные кубики
- Логико-малыш и дополнительные карты разной тематики
- Блоки Дьенеша и пособия к ним для старших дошкольников (развитие интеллектуальных способностей у детей, математика)
- Электровикторина «Скоро в школу» (способствует всестороннему развитию ребенка, пробуждает интерес к знаниям, учит думать, сравнивать и рассуждать, принимать самостоятельные решения и обосновывать свой выбор)
- Наборы карт к электровикторинам по изучению иностранных языков (английский, немецкий)
- Обучающий компьютер «Грамотей» (56 заданий: русский язык, математика, английский язык, логический игры)
- Викторина Первоклассника (помогает психологически подготовиться к школе, развить уверенность в себе и своих знаниях)
- Веселый грамотей (развитие речи)
- «Поле чудес» и «Колесо фортуны» (игры – аналоги телепередачи «Поле чудес»)
- Морской бой (вечная классика в новом исполнении)
- Твистер (координация движений, равновесие)
- Деревянные и пластиковые сборные модели
Игры по правилам:
- Маленькая хозяюшка (ситуации «на кухне»)
- Я-покупатель (ситуации в магазине)
- Я – водитель, Светофор (по правилам Дорожного движения)
- Серия игр «рыжий Апп»
- Настольно-печатные игры «Умные клеточки», «Найди кубик», «Аналогии», «Размышляй-ка», «Четвертый лишний» - игры, помогающие развить зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление.
- Металлические конструкторы
- Конструктор Clics
- творческие наборы: аппликация, фреска, смальта, гобелен, «Шьем сами», оригами, киригами, гравюра
- Серия книг «Школа семи гномов»
Для детей от 7 лет, продолжающих усвоение этических норм и правил жизни, осваивающих межличностное общение, и уже обладающих определенными навыками, сложившимися жизненными ценностями и позициями, и уже отдающих предпочтение какой-либо определенной сфере игровой деятельности (или творчества), следует подбирать игры с учетом интересов и увлечений ребенка, его психологической направленности.
Мы предлагаем такие игры, как:
- Кандамир (приключенческий квест с интересным сюжетом и разнообразными игровым заданиями)
- Роботы (увлекательная настольная игра по мотивам одноименного мультфильма)
- Я –спасатель (игра знакомит детей со спасательной техникой, порядком ведения спасательных работ, развивает внимание, логику, память, умение принимать решения и действовать в экстремальной ситуации)
- Русское лото (игра для всей семьи)
- Миллионер (экономическая игра)
- Экспансия (экономическая стратегия с элементами «фэнтези»)
- Душа компании («фанты»)
- Золотая коллекция экономических игр (4 игры в 1:Рулетка, Биржа, Казино, Шоппинг)
- Колонизаторы (стратегия)
- Я – доктор (знакомит детей с основами медицинских знаний)
- Глюкоза –невеста (настольная игра для девочек)
- Финикийцы (экономическая стратегия)
- Эрудит (игра позволяет расширить словарный запас, составление кроссвордов с определенными требованиями)
- Гончарный круг (изготовление глиняных изделий)
- творчество: мозаики из блесток, фрески большого размера,
- Викторина «История России», «География», «Космос» (основана на школьной программе)
- Река истории (развивает ассоциативную память, помогает расширению кругозора, способствует пробуждению интереса к истории России)
- Электровикторины «Религии мира», «История Древнего мира», «Православие», «В мире животных»
- Наборы «Юный физик» и «Юный химик» (настоящие лабораторные опыты в домашних условиях)
- Конструкторы «Электроник», «Знаток» (опыты со светом, звуком, магнитом, водой и т.д.)
-Магнитный конструктор
- Географические пазлы (карта мира, Европы, России, Америки, карта Звездного неба)
- Головоломки металлические и на оргалите
- Пластиковые сборные модели («Звезда» и «Моделист»)
- Деревянные сборные модели
- Конструирование из бумаги
- Выжигательные приборы «Вязь» и «Узор» и доски к ним
-Логическая игра «Дженьга».