Неделя географии в школе является комплексным мероприятием, сочетающим в себе разнообразные формы внеклассной работы: вечера, конференции, смотры-конкурсы географических знаний, конкурсы газет, рефератов и т. д.
Своеобразие недели географии заключается в том, что она включает в себя индивидуальную, групповую, массовую работу по предмету, привлекает школьников познавательной стороной, эмоциональностью, возможностью проявить себя. Основная задача проведения недели географии – развитие интереса у учащихся к географии, профессиональная ориентация на географические профессии, воспитание любви к своей Родине.
В неделю географии включают следующие мероприятия:
— подготовку и оформление плана проведения недели;
— подготовку и проведение дня географии в каждом классе;
— конкурс рефератов по географии;
— выпуск тематических стенных газет, конкурс на лучшую стенную газету;
— проведение экскурсий в музеи, на предприятия, в институты, на метеостанции;
— демонстрации кинофильмов;
— проведение географических вечеров, игр;
— проведение конференций по географии;
— встречи с интересными людьми.
План проведения недели географии в школе вывешивают в вестибюле обычно за две недели до начала праздника. При подготовке к неделе географии каждый класс получает задания.
Каждая неделя географии имеет свою тематику, например, «Природа и искусство», «Наука на страже природы» и др.[14].
Программа недели географии зависит от конкретных возможностей школы и может включать в себя различные формы.
Это может быть лекторий для учащихся разного возраста, где учителя, родители или сами учащиеся читают лекции и проводят беседы на темы: «Своеобразие природы нашего края»; «У карты мира».
Могут быть организованы диспуты, на которых обсуждают наиболее актуальные проблемы о взаимоотношении природы и общества, о действенности и необходимости географических знаний.
Диспуты дают возможность вырабатывать у учащихся способность аргументированно и последовательно отстаивать свои взгляды. Предметом диспута может быть прочитанная книга, статья по географии, вызывающая различные суждения. Обычно обсуждение преследует утверждение какой-то важной идеи.
В заключение диспута подводят итоги дискуссии, утверждают главную идею. Чтобы у учащихся не пропал интерес к диспутам, не надо критиковать неудачные суждения, указывать на допущенные ошибки, но обращать внимание всех на наиболее меткие суждения, логику изложения, аргументацию выводов.
Неделю географии в школе следует максимально использовать для пропаганды научно-популярной, художественной литературы, которая оказывает влияние на формирование мировоззрения, познавательных интересов учащихся, возбуждает интерес к науке, оказывает влияние на выбор профессии.
Основными формами внеклассного чтения географической литературы являются коллективное чтение, написание отзывов и аннотаций на прочитанные книги, обсуждение их, читательские конференции, игры с привлечением прочитанных книг. Необходимым условием организации внеклассного чтения являются беседа и обсуждение прочитанного учащимися[16].
Темы читательских конференций по географии могут быть различны. Они могут быть направлены на обсуждение одной книги или двух-трех по одной проблеме.
Конференции дают возможность увязать программный географический материал с интересами учащихся, современными географическими проблемами.
Конкурсы рефератов по различным проблемам географии способствуют повышению качества знаний учащихся, знакомству с научно-исследовательской работой по географии, выбору профессии, связанной с географией и смежными с ней областями.
Для организации конкурса учитель предварительно должен провести определенную работу. Прежде всего, в стенной газете необходимо рассказать о проведении конкурса, указать основные темы рефератов.
Каждый школьник, готовящий реферат по географии, должен иметь научного консультанта и рецензента. Ими могут быть учитель географии, учитель смежных предметов, если тема реферата межпредметного характера, родители учеников и т. д.
Реферат должен сопровождаться рецензией. Защищающий реферат должен кратко (в течение 5–7 мин) сообщить основные положения работы, используя при этом схемы, графики, фотографии, слайды, таблицы.
Темы рефератов должны быть актуальными, а также связаны с работой со статистическим и краеведческим материалом, работой непосредственно в природе.
В число мероприятий, проводимых в рамках недели географии, входят вечера, конференции, диспуты, олимпиады.
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что обязательными условиями, обеспечивающими успех в проведении недели географии, являются:
— четкое и своевременное планирование всех мероприятии недели;
— опора при организации и проведении мероприятий на актив учащихся разных классов, работающих в географических кружках, клубах и т. д.;
— установление связей с учителями других предметов (истории, биологии, рисования, музыки, труда и т.д.), с родителями и шефами;
— выбор посильных заданий для участников разного возраста;
— сочетание различных форм и методов работы.