Специфика функционирования учреждений культуры в РБ.




Сфера культуры поставила в центр своей деятельности самого человека, как высшую общественную ценность, его интересы, потребности, сделав его участником созидательной культурной деятельности, а государство призвано лишь стимулировать самоорганизацию социокультурной деятельности и саморазвитие культуры посредством правовой, экономической, организационной поддержки культуры, а так же обеспечить создание соответствующей сегодняшнему дню инфраструктуры социокультурной сферы, условий для реализации духовных потребностей человека. Учреждения культуры всех форм собственности призваны направлять усилия на создание, развитие, распространение культуры, организацию содержательного общения, отдыха человека и восстановления его сил. Необходимо обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Инфраструктура социально-культурной сферы – это совокупность материальных, организационных, финансово-экономических, кадровых, информационно-методических и иных условий осуществления социально-культурной деятельности.

Социокультурная сфера охватывает разветвленную инфраструктуру образовательных, воспитательных, информационных, природоохранительных, рекреационных и других государственных и общественных институтов.

Ведущие институты социально-культурной сферы:

1. Социальные институты духовного производства:

а) научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории);

б) учреждения искусств: театры, филармонии, цирки,- кино и видеостудии, художественные мастерские, любительские студии, кружки.

в) творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

2. Образовательно-воспитательные учреждения:

- учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, университеты, академии);- дошкольные учреждения; - учреждения дополнительного образования (Дома и дворцы детского творчества, музыкальные, художественные школы, хореографические школы, школы искусств, школы с художественным уклоном и т.д.);

3. Научно-просветительские учреждения:- музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;- библиотеки, читальные залы;- лектории, планетарии, дендрарии, ботанические сады, зоопарки.

4. Культурно-досуговые учреждения:- клубы, Дома и Дворцы культуры;- парки культуры;- кинотеатры;- центры молодежного досуга;- центры народного творчества;- дома ремесел;- дома художественного и технического творчества;- дома торжеств;- концертные учреждения.

5. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:- Дома офицеров, солдатские клубы, Дома культуры милиции;- Дома медицинского просвещения, Дома педагогического просвещения;- Дома творческих работников (писателей, художников, композиторов, актеров);

6. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:- мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино, дискоклубы;- рестораны, кафе;- сауны;- бильярдные, компьютерные и другие центры игрового досуга.

7. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:- санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;- лагеря отдыха, базы досуга;- стадионы, спортивные залы, бассейны, спортивные базы, пляжи.

8. Туристско-экскурсионные учреждения:- гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;- туристские поезда, пароходы;- туристические агентства.

9. Культуроохранительные институты:- заповедники; - центры экологической культуры;- архивы;- реставрационные мастерские.

10. Средства распространения культуры:- средства массовой информации (телевидение, радио, печать);- книгоиздательства, книжные магазины;- информационно-компьютерные центры.

11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства:- массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетной продукции, Интернета;- воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и других игр;- реклама.

 

Руководство культурно-досуговыми учреждениями осуществляется по следующим направлениям:

1. Государственное.

2. Административное.

3. Методическое.

Высшим органом государственного руководства учреждениями культуры является Министерство культуры Республики Беларусь, которое осуществляет управленческую деятельность на республиканском уровне, проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия и подчиняется непосредственно Совету Министров Республики Беларусь. В своей деятельности Министерство культуры руководствуется Законом «О культуре в Республике Беларусь», Конституцией Республики Беларусь, и другими законодательными актами, а также осуществляет свою деятельность на основании «Положения о Министерстве культуры Республики Беларусь».

Министерство культуры осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь регулирование деятельности организаций в сфере культуры поддерживает деятельность творческих союзов и других общественных объединений, способствующих развитию культуры в республике.Основные задачи Министерства культуры

1. Осуществление государственной политики в сфере культуры, обеспечивающей реализацию прав граждан Республики Беларусь на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры, доступ к культурным ценностям.

2. Разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий в сфере культуры.

3. Обеспечение сохранения национального культурного наследия, имеющего значение для народа Беларуси, его духовного и морального совершенствования, формирование национального самосознания.

4. Проведение научных, проектных, реставрационных, консер-вационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия.

5. Подготовка и переподготовка кадров для организации культуры, реализация мер по социально-правовой защите работников отрасли.

6. Содействие развитию культур национальных меньшинств в Беларуси.

7. Развитие сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры.

На областном уровне руководство культурно-досуговыми учреждениями осуществляет Управление культуры облисполкома, которое является структурным подразделением областного исполнительного комитета, в своей деятельности подчиняется облисполкому, а по вопросам реализации государственной политики в сфере культуры – Министерству культуры Республики Беларусь.

Управление культуры в своей деятельности руководствуется Законом «О культуре в Республике Беларусь», Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства Республики Беларусь и «Положением об Управлении культуры облисполкома». Управление культуры является юридическим лицом, финансируется из областного бюджета, имеет расчетный и другие счета в банке, печать с изображением государственного герба Республики Беларусь, со своим наименованием бланки и штампы.

Основные задачи Управления культуры:

- реализация на территории области государственной политики в сфере культуры, искусства, охраны историко-культурных ценностей;

- обеспечение прав человека на свободу художественного творчества и культурного отдыха;

- развитие профессионального и самодеятельного творчества, сохранение традиционной народной культуры (фольклора, ремесел, промыслов);

- управление подведомственными организациями;

- осуществление организационно-методического руководства подведомственными организациями, их финансовым и материально-техническим обеспечением, внедрение научной организации труда и системы маркетингового руководства;

- осуществление контроля за использованием законодательства Республики Беларусь о культуре организациями независимо от их ведомственной подчиненности;

- укрепление и развитие материально-технической базы;

- обеспечение культурных потребностей национальных меньшинств области;

- развитие и координация сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры и искусства, сохранение историко-культурного наследия;

- создание условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров учреждений культуры и искусства;

- ведение реестра кадров руководителей подведомственных организаций.

В управлении культуры работают следующие отделы: планово-экономический, отдел учреждений культуры и искусства, централизованная бухгалтерия, контрольно-ревизионный сектор.

Управление культуры возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением председателя облисполкома по согласованию с Министерством культуры Республики Беларусь.

Отдел культуры райисполкома является органом государственного руководства учреждениями культуры района. Отдел культуры создается решением райисполкома и подчиняется ему в своей деятельности. Он координирует деятельность учреждений культуры и искусства, а также сотрудничает с объединениями, юридическими и физическими лицами.

В ведении отдела культуры находятся предприятия, учреждения и организации культуры и искусства, детские школы искусств, которые действуют на территории района. Отдел культуры в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом «О культуре в Республике Беларусь», «Примерным положением об отделе культуры», решениями районного, областного исполнительного комитета, приказами, инструкциями, указами Министерства культуры, Управления культуры и другими нормативными документами.

Основные задачи и направления деятельности отдела культуры:

- реализация на территории своего района государственной политики в сфере культуры с учетом региональных условий, особенностей и традиций;

- создание условий для активной культурной деятельности населения, приобщение к культурному наследию;

- руководство всеми культурно-досуговыми учреждениями на территории района;

- учет и регистрация всей сети учреждений культуры района и контроль за их деятельностью;

- учет и охрана государственных памятников истории и культуры;

- осуществление мероприятий по улучшению материально-технической базы учреждений культуры, по строительству, ремонту и реконструкции;

- осуществление финансового контроля и документальных ревизий подведомственных учреждений культуры;

- обеспечение подведомственных учреждений культуры квалифицированными кадрами, а также повышение квалификации работников культуры;

- организует проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок;

- организует проведение аттестации работников культуры;

- создание условий для возрождения и развития белорусской национальной культуры;

- составляет сводные отчеты и представляет их в вышестоящие органы;

- организует развитие системы платных услуг в виде магазинов-салонов, фото и видеосъемки, осуществляет издательскую деятельность;

- улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников подведомственных учреждений;

- внедрение научной организации труда.

Отдел культуры возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности решением райисполкома по согласованию с управлением культуры облисполкома. Он руководствуется

деятельностью отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел задач, издает приказы и инструкции. Отдел культуры является юридическим лицом, имеет свою печать, счет, штамп, фирменный бланк.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

Административное руководство учреждениями культуры клубного типа осуществляют их непосредственные руководители, т.е. директора. Руководителей назначают приказом вышестоящих органов и они должны иметь соответствующее образование. Несомненно успех деятельности любого типа клубного учреждения во многом определяется тем, насколько компетентно выполняют свои обязанности их руководители, их умением активизировать деятельность своих работников, привлечь к работе широкий актив, координировать свою деятельность со всеми организациями и учреждениями, которые призваны заниматься КДД.

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫКЛУБНОГО ТИПА

 

Сегодня вся сфера культурно-досуговой деятельности работает в

программной среде. Такой переход от разовых мероприятий к целевым программам, составленным в содружестве со школами, общественными организациями, иными социальными институтами был обусловлен следующими факторами:

- превращение культурно-досугового учреждения в открытую систему, что выразилось в переходе от отраслевого принципа решения социокультурных проблем, к межведомственному. Важной характеристикой открытых систем выступает сотрудничество с разными социальными институтами конкретного региона, общества в целом. Деятельность КДУ как открытой системы характеризуется установлением регулярных отношений с окружающим социумом на основе общих целей, интересов, взаимовыгодных условий;

- передачей многих функций государственного управления в компетенцию местных органов власти и вытекающей отсюда потребностью в системном управлении развитием социокультурной сферы, с учетом особенностей региона (образа жизни его населения);

- переходом от унифицированной системы культурно-досуговых учреждений к дифферентивно-вариантной, т.е. к созданию новых типов и моделей клубных учреждений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: