Цели производственной (педагогической) практики
Производственная (педагогическая) практика является одним из важнейших этапов профессиональной подготовки будущих магистров по направлению подготовки 44.04.01 - «Педагогическое образование», магистерская программа «Физкультурное образование».
Производственная (педагогическая) практика как особая части образовательного процесса в вузе направлена на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности через изучение педагогического процесса как целостной социально-педагогической системы, ее структуры, взаимодействия элементов, содержания и характера использования педагогических инноваций как средства повышения эффективности ее функционирования.
Задачи производственной (педагогической) практики
Основными задачамипедагогической практики являются:
- закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
- осуществление методической работы по проектированию и организации учебных занятий;
- самостоятельного проведения педагогических исследований для анализа и последующего выявления основных направлений совершенствования работы по физическому воспитанию;
- овладение методикой проведения учебных занятий с учетом современных требований к организации и содержанию образовательного процесса;
- закрепление навыков работы с методической литературой и других источников информации, творческого отбора необходимого для преподавания учебного материала;
- выбора методов и средств обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала;
- планирования познавательной работы учащихся и способности ее организации;
- приобретение навыков самообразования и самосовершенствования для решения задач производственной (педагогической) практики.
Место производственной (педагогической) практики в структуре ОПОП магистратуры
Производственная (педагогическая) практика магистрантов является неотъемлемой составной частью учебного процесса, предусмотренной Федеральным Государственным образовательным стандартом подготовки магистров по направлению « Педагогическое образование».
Производственная (педагогическая) практика относится к вариативной части Блока 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа». В рамках практики магистрант приобретает навыки профессиональной, научно-исследовательской, проектной, методической и других видов деятельности. Её прохождение позволяет провести магистрантам первоначальные научные практические и теоретические изыскания по теме магистерской диссертации, получить данные, анализ которых обеспечит подготовку магистерской диссертации.Приобретенные знания и навыки служат основой для изучения дисциплин на последующих семестрах обучения.
Производственная (педагогическая)практика является основой для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессии, обеспечивая логическую завершенность профессиональной подготовки магистрантов по видам деятельности. Она базируется на предметах базовой и вариативной части магистерской программы («Современные проблемы науки и образования», «Инновационные процессы в образовании», «Управление педагогическими системами», «Профессионально-педагогические аспекты теории и методики физической культуры» и т.д.), и дисциплин, изученных на уровне бакалавриата («Педагогика», «Физиология физического воспитания и спорта», «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте», «Современные технологии воспитания в системе общего, профессионального и дополнительного образования», «Основы спортивной тренировки», «Частные методики оздоровительной физической культуры», производственная практика по получению), педагогическая практика и т.д.).
Место и время проведения производственной (педагогической) практики
Производственная (педагогическая) практика проводится на базе учреждений общего, профессионального и дополнительного образования. Производственная (педагогическая) практика магистрантов по способу проведения – стационарная.
Производственная (педагогическая) практика проводиться во 2 семестре и в сроки, установленные графиком учебного процесса для очной и заочной форм обучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной (педагогической) практики
В результате прохождения данной учебной практики у обучающихся должны быть сформированы элементы следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по направлению 44.04.01 Педагогические образование, профиль Физкультурное образование:
а) общекультурных (ОК):
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных программ ( ОК 2)
б) профессиональных (ПК):
- способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1)
- готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10)
- готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12)
- готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13)
- готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14)
- готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15)
В результате прохождения производственной (педагогической) практики студент должен:
знать:
- основные понятия, категории, современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных ступенях образования в образовательных учреждениях разного типа;
- методы сбора, анализа и обработки исходной информации для организации и реализации образовательного процесса на различных ступенях образования в образовательных учреждениях разного типа;
- основные методические модели, методики, технологии и приемы обучения, тенденции и направления развития образования в мире;
- принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса;
- закономерности педагогических процессов, функционирования образовательных учреждений;
- основные особенности ведущих школ и направлений педагогической науки;
- критерии обобщения и внедрения передового педагогического опыта;
- принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации образовательного процесса.
уметь:
- выявлять взаимосвязи воспитательного и учебного процессов,
- использовать результаты педагогических исследований для совершенствования образовательного процесса,
- применять результаты собственного педагогического поиска, выбора и создания гибких образовательных стратегий для внедрения в процесс обучения, образовательных учреждениях различных уровней образования,
- реализовывать учебные планы, основные образовательные программы, а также программы элективных курсов образования на уровне, который соответствует установленным государственным образовательным стандартам,
- определять конкретные воспитательно-образовательные задачи, исходя из общих целей воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся и социально-психологических особенностей коллектива,
- анализировать занятия опытных преподавателей и своих коллег;
- осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности в условиях образовательного учреждения,
- строить взаимоотношения с коллегами,
- находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности,
- актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, анализировать и обобщать передовой педагогический опыт и личный опыт работы в образовательном учреждении,
- анализировать методические модели, методики, технологии и приемы обучения, тенденции и направления развития образования в мире и анализировать результаты их использования в образовательных заведениях различных типов; анализировать тенденции современной науки;
- интегрировать современные информационные технологии в образовательную деятельность, выстраивать и реализовывать перспективные линии профессионального саморазвития с учетом инновационных тенденций в современном образовании;
- организовать работу педагогического коллектива, временной творческой группы;
- организовать выполнение конкретного этапа работы;
- оценивать реализацию инновационной деятельности в образовательном учреждении и управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента;
- собрать исходные данные;
- систематизировать информацию;
- представить информацию в наглядном виде (в виде таблиц и графиков);
- установить достоверность информации.
владеть:
- методами педагогических исследований, основами научно-методической и учебно-методической работы и организацией коллективной работы в профильной школе, образовательных учреждениях различного уровня, современными технологиями преподавания, отражающими специфику предметной области.
- различными методиками, технологиями и приемами обучения;
- способами использования различных методик, технологий обучения в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими особенностями учащихся и уровнем их обученности, современными методами сбора, обработки и систематизации, обобщения педагогического опыта;
- приемами внедрения и распространения передового педагогического опыта;
- навыками обобщения и адаптации учебного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, а также достижениями науки и практики;
- способами проектирования нового учебного содержания, образовательных технологий, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта;
- современными методами научного исследования в предметной сфере;
- способами анализа и критической оценки различных теорий, концепций, подходов к построению системы непрерывного образования;
- способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной культуры;
- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.
6. Структура и содержание производственной (педагогической) практики (очная и заочная форма обучения)
Общая трудоемкость педагогической практикив 2 семестре составляет 9 зачетных единиц, или 6 недель, или 324 часа.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов, и трудоемкость | Формы текущего контроля | ||||
Указывается вид работ | Самостоятельная работа | ||||||
1. | Подготовительный этап | ||||||
1.1 | Определение цели или задач производственной (педагогической) практики | - участие в установочной конференции; - согласование и утверждение индивидуального плана на весь период практики. | - изучение системы работы общего, профессионального и дополнительного образования; - изучение и анализ образовательного учреждения как целостной педагогической системы в реализации задач физической культуры и спорта. | индивидуальный план работы на весь период прохождения педагогической практики | |||
2. | Практический этап | ||||||
2.1 | Проектная деятельность | - составление программы занятий по циклам, этапам, периодам, по освоению программного материала по спортивным специализациям; - самостоятельная разработка и проведение занятий с обучающимися; - приобретение навыка самостоятельной организационно-воспитательной, организационно-учебной и организационно-тренировочной работы со школьника, студентами с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. | - разработка программы, плана системы занятий с классом, группой ориентируясь на цель и задачи исследования; - системы тестов | программа, план, проект направленные на решение цели и задач диссертационного исследования | |||
2.2 | Педагогическая деятельность | - реализация общепедагогических принципов и современных образовательных концепций в разработке и проведении урока, учебно-тренировочного занятия; - овладение современными технологиями и методиками обучения; - посещение занятий других педагогов (по другим предметам) с целью ознакомления с методикой проведения разных видов занятий, с использованием традиционных и нетрадиционных технологий обучения; | - разработка технологических карт урока - разработка практических занятий (если практика проводится на кафедре) | технологические карты уроков (занятий) (3 технологические карты) конспекты практических занятий (3 конспекта) | |||
2.3 | Методическая деятельность | - овладение профессионально-педагогическими умениями проведения системы учебно-воспитательной, учебно-тренировочной работы со школьниками и со студентами; - совершенствование методики организации и проведения занятий; - овладение методикой планирования (в том числе и самостоятельной работой обучающихся); - работа с документацией (классный журнал, личное дело учащегося, дневник и т.д.); - участие в методических семинарах, проводимых на кафедре. | - описание инновационной методики, технологии направленной на решение цели и задач исследования | методика, технология, разработанная в рамках темы исследования (её описание, модель, структура, содержание) | |||
2.4 | Научно-исследовательская деятельность | - приобретение навыка социально-педагогического изучения школьников, студентов, в соответствии с курсом и темой исследования; - проведение поисково-исследовательской работы по проблеме ВКР; -обобщение результатов исследования, разработанной по проблеме ВКР; - участие в работе студенческого научного кружка. | - разработка материалов для проведения констатирующего, формирующего, контрольного этапов исследования, - обработка результатов педагогического исследования | таблицы результатов исследования и их анализ; текст подготовленной статьи по теме диссертации (или копия опубликованной статьи) | |||
2.5 | Управленческая деятельность | - изучение системы работы образовательного учреждения в целом; - руководство детским объединением в качестве руководителя (инструктора, тренера и т.д.) или помощника руководителя; - участие в организации работы образовательного учреждения в качестве членов советов, ответственного за работу одного из направлений в развитии школы и т.д. | - проанализировать организацию учебной (или воспитательной, или оздоровительной, или физкультурно-массовой, или спортивной) работы с детьми | анализ работы образовательного учреждения по одному из направлений | |||
2.6 | Культурно- просветительская деятельность | - овладение профессионально-педагогическими умениями проведения системы воспитательной работы воспитательной работы со школьниками и со студентами учреждений образования различных типов и видов; - планирование педагогической деятельности в качестве учителя, классного руководителя, тренера, кураторов студенческих групп; - проведение спортивного воспитательного мероприятия, участие в обсуждении мероприятия; - проведение работы с родителями с учетом особенностей развития классного коллектива. | - разработка и проведение внеклассного мероприятия со свободной темой | конспект, проведенного внеклассного мероприятия | |||
Аналитический этап | |||||||
3.1 | Подведение итогов | - участие в итоговой конференции | - анализ собственной педагогической деятельности; - подготовка и сдача отчёта о педагогической практике | характеристика с места прохождения практики; подготовленный и сданный в срок отчет. | |||
Время проведения | 2 семестр (6 недель) | 216 часов | 108 часов | ||||