Государственные финансы, совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.
В составе государственных финансов выделяют:
*государственные финансы на федеральном уровне (призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти);
*государственные финансы на уровне субъектов РФ (регион.) (создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ).
Государственные финансы на федеральном уровне из государственных внебюджетных фондов РФ и федерального бюджета.
Федеральный бюджет — форма накопления и использования денежных средств, которые предназначены для того, чтобы обеспечивать задачи и функции государство. Образование федерального бюджета происходит при помощи аккумуляции налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений.
К налоговым доходам можно отнести: федеральные налоги, зачисляемые в федеральный бюджет на основе федерального законодательства; региональные налоги; пени и штрафы.
Неналоговыми доходами являются: доходы от использования государственного имущества, находящегося в собственности страны; доходы от продажи нематериальных активов; штрафные санкции и средства; доходы от внешнеэкономической деятельности.
К безвозмездным перечислениям относят: безвозмездные начисления от коммерческих организаций, от некоммерческих организаций и безвозмездные поступления от бюджетов других уровней.
К прочим видам доходов в федеральный бюджет также относят перечисления от предпринимательской деятельности, и финансирование за счёт источников покрытия дефицита бюджета.
Существуют также поступления от внутренних источников финансирования дефицита (размещение государственных ценных бумаг, различные займы и т.д.) и внешние источники (займы, которые осуществляются в иностранной валюте, кредиты от иностранных фирм, банков, организаций и т.п.)
Направления расходования средств федерального бюджета:
• государственное управление и местное самоуправление;
• судебную власть;
• международную деятельность;
• национальную оборону;
• правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
• промышленность, энергетику и строительство;
• сельское хозяйство и рыболовство;
• охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;
• транспорт, связь и информатику;
• жилищно-коммунальное хозяйство;
• предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
• образование;
• социальную политику;
• обслуживание государственного долга;
• пополнение государственных запасов и резервов;
• финансовую помощь бюджетам других уровней;
• мобилизационную подготовку экономики;
• исследование и использование космического пространства;
• военную реформу;
• дорожное хозяйство;
Государственные внебюджетные фонды социального назначения РФ: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд ОМС.
Государственные финансы на региональном уровне включают:
*бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты),
*территориальные государственные внебюджетные фонды и государственный кредит.
Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения.
К территориальным государственным внебюджетным фондам согласно действующему законодательству относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Бюджеты субъектов РФ характеризуются разными видами:
бюджетами республик, бюджетами краев, бюджетами областей, бюджетами автономных округов, бюджетом автономной области,
бюджетами городов федерального назначения (Москва, Санкт-Петербург).
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА РФ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ называют региональным бюджетом.
Доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджета субъекта РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов гос-ной власти субъектов РФ (ст. 55 БК РФ). Иные неналоговые доходы поступают в Б.с. РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.
К налоговым доходам Б.с. РФ относятся: а) собственные налоговые доходы Б.с. РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между Б.с. РФ и местными бюджетами определяются законом о Б.с. РФ на очередной финансовый год и ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»**; б) отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в Б.с. РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Неналоговые доходы Б.с. РФ формируются в соответствии со ст. 41-46 БК РФ, в т.ч. за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.
Расходы, финансируемые исключительно из Б.с. РФ, установлены в ст. 86 БК РФ. К ним относятся следующие функциональные виды расходов: а) обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; б) обслуживание и погашение гос-ного долга субъектов РФ; в) проведение выборов и референдумов субъектов РФ; г) обеспечение реализации региональных целевых программ; д) формирование гос-ной собственности субъектов РФ; е) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; ж) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов гос-ной власти субъектов РФ; з) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ; и) оказание финансовой помощи местным бюджетам; к) обеспечение осуществления отдельных гос-ных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; л) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос-ной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; м) прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ. Кроме того, в ст. 85 БК РФ перечислены расходы, совместно финансируемые из бюджета РФ, Б.с. РФ и местных бюджетов.