Более того, в производстве в это время начинают использовать несколько «стихий» природы одновременно: например, чтобы расколоть большой камень, его сначала сильно нагревают огнем, а затем охлаждают водой; чтобы вырастить урожай, пытаются объединить позитивные влияния воды, солнца, земли. Поскольку указанные «стихии» являются основными составными частями космоса, закономерно, на наш взгляд, утверждать, что производство становится развитым только на том этапе, когда оно, затрагивая основы строения мира, совершает своеобразный переход к космическим масштабам. И таким этапом в истории человечества стал неолит.
Многие из перечисленных черт характеризуют не только сформированные структуру и производство человеческого общества, но и его быт. В связи с этим уместно напомнить о том, что к неолиту произошел и полный отказ от проживания в естественных пещерах и переход к повсеместному строительству домов искусственной прямоугольной формы.
Однако не следует забывать, что система мировоззрения формируется под влиянием и определенного природного окружения и постоянно ориентирована именно на это окружение. Поскольку, как мы пытались показать, биологические и социальные предпосылки древнейших систем мировоззрения формировались в течение позднего палеолита — мезолита и, возможно, начала неолита, обратим внимание на то, что установление современного природно-климатического состояния планеты было, возможно, отражением настоящей перестройки Вселенной. В частности, значительная часть современных астрономов утверждает, что в развитии планет определяющую роль имели вулканические процессы. «Образование горных цепей, земной поверхности, миграции полюсов Земли,— отмечает, например, С. К. Всехсвятский,— связаны с вулканической деятельностью» 4. Вполне допустимо, что эти процессы могли стать основой изменения природы и рассматриваемого периода, ведь именно мезолит совпал со временем значительной активизации вулканической деятельности в ряде районов мира, в том числе и в Карпатах и на Кавказе.
Прошлая вулканическая деятельность прослежена на планетах-гигантах, их спутниках, на Марсе, Луне, Меркурии, Венере, а современная — на планетах-гигантах, их спутниках и Венере. По мнению ряда астрономов, во время мощных вулканических извержений, напоминающих гигантские взрывы, часть массы отдельных планет, преодолев сопротивление их притяжения, вылетала даже в космическое пространство. При таких извержениях были выброшены кометы, метеоритные массы, метеорная пыль, а ныне продолжают выбрасываться и короткопериодические кометы. Продуктом вулканических выбросов С. К. Всехсвятский считал и кольца вокруг Сатурна и Юшггера. По его мнению, такие кольца будут обнаружены и вокруг остальных планет-гигантов, чудовищная сила притяжения которых не позволила части выброшенных масс оторваться и улететь в космическое пространство.
Глобальный характер последней перестройки Земли, приведшей к утверждению ее современной природы (по мнению ученых, Земля за историю своего существования пережила не менее 20 таких катаклизмов), позволяет утверждать, что синхронно с этой перестройкой подобные, а возможно, и более масштабные процессы происходили и на некоторых других планетах. Прежде всего это — громадный вулканический катаклизм, пережитый Венерой, очевидно, около X—IV тыс. до н. э. Сила выброса с Венеры была настолько значительной, что его след заметили даже земляне — у отделенных друг от друга океанами древних народов Америки и Малой Азии, как утверждает И. Великов-ский, сохранились упоминания в мифах о существовании у Венеры в течение некоторого времени дымящегося «хвоста» 5.
Почти к аналогичным выводам приходит и ряд геологов. В последнее время наиболее интересные данные удалось получить советскому исследователю Э. П. Изоху, который утверждает, что около 5—10 тыс. тому назад с Землей столкнулось крупное космическое тело (вероятно, комета), выброшенное в космос вулканическим извержением на одной из планет Солнечной системы. Следами этого столкновения стало образование некоторых ударных, кратеров (в частности, кратера Жаманшин в Северном Приаралье) и выпадение на огромных территориях Австрало-Азиатского пояса так называемых тектитов — оплавленных стекловидных кусков частиц этой кометы, погребенных в слоях, датируемых именно пятидесятитысячелетним возрастом. Последствия этого столкновения имели характер глобального катаклизма. В частности, детальные исследования на территории Вьетнама показали, что в полосе тектитового ливня поднялись гигантские пыльные бури, оставившие на возвышенностях наносы лесса мощностью до двух метров, ни зины же, согласно характеру их геологических отложений, были затоплены невиданным по размерам наводнением, а лесистые районы, как свидетельствуют сохранившиеся в слоях этого времени древесные угли, были охвачены пожарами. По мнению Э. П. Изоха и его единомышленников, важным результатом этой катастрофы стало резкое изменение климата Земли, приведшее к смене плейстоцена голоценом и отразившееся, в частности, вмифах различных народов о всемирном потопе.
Ныне утверждается о согласованности гелио-космической активности (солнечные, метеоритные, кометные процессы) с сейсмовулканической (землетрясения, вулканизм), а также со стадиями ледников и приростом древесины6. Вполне вероятно, как нам кажется, что именно слившись воедино (и не исключено, что будучи порожденными общей причиной) вулканическая активность Земли и падение на Землю космических тел, образованных в результате вулканических извержений на других планетах, могли привести к изменению природы нашей планеты.
Происходили ли выбросы в космос в то время со всех планет, в том числе и с Земли, или только с некоторых из них — утверждать пока трудно. Однако достоверно известно, что Земля неоднократно принимала на себя удары громадных космических тел. Таким образом, не исключено, что с эпохой мезолита в основном совпали последние большие изменения в развитии не только Земли, ко и других планет Солнечной системы, связанные с установлением их масс, особенностей и скорости движения (а может быть, в результате всего этого — даже и с размещением их в космическом пространстве), а также с появлением большого числа новых небесных тел, рожденных планетами.
В таком случае именно мезолит следовало бы считать периодом становления современного вида не только Земли, но и Солнечной системы в целом. Поскольку же такая перестройка Солнечной системы не могла произойти без серьезной перестройки всей нашей Галактики, мезолит, возможно, был и периодом становления ее современного вида. А значит, не исключено, что начиная с мезолита — протонеолита Луна и все планеты Солнечной системы стали двигаться по своим космическим орбитам несколько иначе, чем до этого, и, может быть, с иной скоростью. Вполне возможно, во многом новой стала и видимая с Земли картина всего звездного неба.
Важным следствием этого должно было стать изменение (иначе говоря — установление современных) длин солнечного года и лунного, месяца и, следовательно, биоритмов человека и животных. Независимо от того, подтвердятся или будут опровергнуты эти предположения о столь масштабном преобразовании Солнечной системы в указанное время, факт изменений в природе Земли, происшедших тогда, несомненен, и они, эти изменения, привели к тому, что в противоположность позднему палеолиту население территории Украины стало жить уже не в тундре или близких к ней природно-климатических зонах, а в современных (или почти современных) степи, лесостепи, полесье.
Значительно возросла роль Солнца. С уходом ледника резко изменилась флора и фауна нашей планеты: большая часть видов растений и животных исчезла (вымерла или ушла вслед за ледником), появились новые биологические виды, изменявшие свой образ жизни в течение годичного цикла,— так, некоторые животные и птицы стали появляться на той или иной территории лишь в определенные периоды года, а затем на время исчезать (улетать на юг, залегать в зимнюю спячку и т. д.). Лишь в теплое время были возможны охота на рыбу (или ее ловля) и сбор моллюсков. Причем наиболее эффективными охота на птиц и рыбная ловля были в течение очень короткого периода — во время перелета птиц, выхода рыбы в определенные районы рек для нереста и т. д. Поскольку такие периоды повторялись практически с астрономической точностью, появилась необходимость в очень точном измерении времени.
Население мезолита — начала неолита, как правило, проживало на берегах водоемов и рек, так что весенние паводки представляли для него существенную угрозу. Правильное определение момента наступления такого паводка становилось жизненной необходимостью.
На тех территориях, где сезонные особенности движения небесных светил были хорошо заметны, реальной опорой для счета времени стали астрономические наблюдения.
Как показывают этнографические данные, первобытные народы прекрасно разбирались в закономерностях движения небесных тел. Так, по словам А. Паннекука, «аборигены Австралии знают, что весна начинается тогда, когда Плеяды восходят вечером. В проливе Торреса для определения времени сева ведется тщательное наблюдение появления на рассвете яркой звезды, называемой Кек... На острове Ява десять мангасас (месяцев) определяются по положению пояса Ориона: когда он невидим, работа на полях прекращается, а его утренний восход указывает* на начало сельскохозяйственного года». Основные моменты в движении звезд, Солнца и Луны эти народы отмечали многочисленными праздниками, важнейшие из которых посвящались временам года. Первостепенную роль в определении дня-праздника играло ориентирование в пространстве. Например, населением бассейна реки Махакам в Индонезии «праздники начала сева определяются по заходу солнца и точке горизонта, отмеченной двумя большими камнями», а индейцы зуньи и эскимосы Гренландии устанавливают дни летнего и зимнего солнцестояний по самой северной и самой южной точкам восхода Солнца7.
С движением небесных тел у первобытных народов связывалось и определение месяцев и даже частей дня. Чукчи, «ориентируясь по солнцу и звездам, различают 22 направления, названия которых обозначают также время суток...», а алеуты «на своем горизонте или небе могли показать место или точку каждой новой луны, где она должна закатываться и восходить через целый год» 8.
Способы астрономических наблюдений в древности были различными. Известно, что тогда в качестве обсерваторий широко применялись сооружения типа знаменитого Стоунхенджа, где положение небесных тел относительно горизонта отмечалось большими камнями. Подобного рода обсерваторией служили, по мнению Ф. В. Равдоникаса, и космические Символы среди петроглифов Онежского озера, ориентация которых соответствовала точкам восхода Луны в цикле из 18,6 лет9.
Однако, кроме использования больших каменных и земляных сооружений, существовали и другие способы наблюдений за небом. В частности, одним из древнейших искусственных астрономических приборов был сосуд. Считается, что первыми, кто использовал с астрономической целью чашу со стержнем, были вавилонские жрецы, наиболее известным среди которых был Берос. Наблюдая за перемещением тени, которая падала от конца стержня, можно было наблюдать изменение высоты и склонения Солнца, а также его видимый путь на небосклоне. Позже аналогичным прибором пользовались известные греческие астрономы, в частности,
Рис. 26. Астрономические приборы древности: 1—священный сосуд («каламбащ») островитян Гавайев; 2 — крюк туземцев Карибского моря; 3 — нижнемихайловский сосуд с отверстиями в верхней части, который мог служить астрономическим прибором; Осокоровка
Аристарх Самосский и Эратосфен 10. Последний, как известно, работал со скафисом — большой медной чашей в виде правильной полусферы. Со дна чаши вертикально поднимался стержень, верх которого находился на уровне края чаши. По дну ее полукругом шла полоска, поделенная на 30 равных частей так, что каждая из них равнялась 6°. Зная, что города Сиена и Александрия находятся на одном меридиане и учитывая разницу между показаниями тени в обоих городах в день солнцестояния, Эратосфен довольно точно подсчитал длину окружности земного шара.
Этнографические данные позволяют утверждать, что приборы такого рода изобретены еще в первобытном обществе. Так, коренное население Гавайских островов наблюдает за Полярной звездой с помощью сосуда, вырезанного из тыквы. Для этого верхнюю часть тыквы обрубали, а нижнюю — подвешивали на лодке так, чтобы верхний — обрубленный — край находился в горизонтальном положении. В ее стенке на одном уровне прорезали два одинакрвых отверстия. До их уровня наливалась вода, чем создавалась необходимая для наблюдений горизонтальная поверхность внутри сосуда. Верх нижней части ровно обрубался до такой степени, чтобы над «им можно было увидеть Полярную звезду, если смотреть в отверстие, вырезанное в стенке тыквы. В таком случае между верхним ровным краем сосуда и поверхностью воды образовывался угол, соответствующий географической широте местности, родной для наблюдателей. Возвращаясь из плавания в океане, моряки-гавайцы с помощью этого прибора старались попасть на зафиксированную ими ранее широту и, определив западную и восточную точки горизонта, легко выходили на свою гавань.
Население Карибских островов использовало приборы с подобным принципом действия, но изготовленные в виде прямого угла, нижняя часть которого была параллельна линии горизонта, а верхняя — заканчивалась ушком, через которое можно было видеть Полярную звезду (рис. 26, 1—2 11).
На некоторых островах южных морей земного шара местные моряки пользовались несколько иным.— универсальным прибором, с помощью которого можно было измерять и особенности движения небесных тел, в том числе, очевидно, определять моменты равноденствий и солнцестояний. Этот прибор имел вид деревянной рамы, поверх которой натягивались веревки, причем таким образом, что они могли перемещаться и устанавливать различные углы.
Возможно, астрономическими приборами были и некоторые керамические сосуды. В пользу такого предположения свидетельствует то, что в культурах неолита — средневековья различных, территорий, в том числе Украины и Молдовы, известны' сосуды, в верхней части которых имеются различного рода парные или одиночные отверстия (рис. 26, 3; 27—28 12), образующие между собой и верхним краем сосуда определенный угол.
По этнографическим данным, наивысшего развития астрономические знания достигли прежде всего и раньше всего у тех первобытных народов, основу хозяйства которых составляли рыболовство и морские промыслы. Во время плавания по крупным рекам, особенно в их дельтах, по озерам, болотам ориентирование и определение времени при отсутствии постоянных видимых на местности ориентиров было возможно лишь по движению небесных тел. Однако не меньшее значение наблюдения за небом имели и для охотников открытых степных просторов.
Вероятно, новый ощутимый толчок развитие астрономических знаний получило с возникновением земледелия. Можно утверждать, что усовершенствование древнейшего земледелия происходило параллельно с постоянным углублением знаний о закономерностях движения небесных тел: ведь при низком уровне технического оснащения прогресс земледелия, даже в отличие от животноводства, в огромной степени зависел от усовершенствования его организации, в том числе (а возможно, и прежде всего) от его максимального подчинения сезонным природно-климатическим изменениям. Не случайно у древнейших земледельческих цивилизаций (переднеазиатских, мезоамериканских) именно развитая календарная система, связанная с регламентацией аграрных циклов, была одной из важнейших предпосылок получения прибавочного продукта 13.
Рис. 27. Катакомбный сосуд (Бугский, курган 6, погребение 20) — астрономический прибор (?). Через отверстие видна часть пространства над противоположным краем сосуда
Таким образом, основные отрасли и присваивающего, и производящего- хозяйства уже в мезолите — неолите настоятельно требовали точных астрономических наблюдений. И в связи с тем, что именно к неолиту должны были быть осознанными и закономерности движения ряда небесных тел и влияния Солнца на жизнь природы, это движение могло стать основой для создания астрономического календаря и развитой
космической модели, в которой центральное место могло принадлежать небу и небесным телам. И не случайно, вероятно, только с протонеолита в искусстве различных народов мира появились многочисленные выразительные астрально-космические символы, не характерные для позднего палеолита — мезолита. Кажется, древнейшие из них изображены в наскальной росписи протонеолитической культуры Белдиби и в росписях стен домов бескерамического неолита Чатал-Гуюка, а на Юго-Западе СССР — в ранних материалах буго-днестровской культуры (рис. 2914). Распространение этих символов, по-видимому, отразило переход от разрозненных представлений о жизни Вселенной к ее организованной модели, получившей название «космос» (порядок). Космос стал дальнейшим развитием образов, воплощенных в чурингах.
Многочисленные примеры показывают, что вселенские рыба и яйцо стали основой для модели организованного мира, представляемого в виде двух (земли и неба) или трех (земли, воздушного пространства и неба) его частей или творцами такого мира. В частности, на острове Пасхи такой рыбой был Тиу, у славян — Выз, у иранцев к Вызу был, вероятно, близок Vaz 15, а мифы о яйце как прообразе организованного мира
Рис. 28. Сосуд — астрономический прибор (?). Боршод, Венгрия
«известны австралийским и африканским племенам, полинезийцам и индонезийцам, перуанцам и финнам, древним египтянам и вавилонянам, финикийцам и грекам, индийцам и иранцам и другим народам» 16. Универсальными, вероятно, следует считать и образы демиургов-птиц 17.
О времени появления целого ряда древнейших космогонических мотивов можно говорить более-менее определенно. Так, не ранее осознания роли мужчины в зачатии ребенка (что возможно в условиях стабильной семьи) могли возникнуть представления о рождении мира мужчиной, супружеской парой и о создании мира «саморазмножением» мужчины. Не ранее появления земледелия могли сформироваться представления о создании мира высеванием (песка, камня, поднятых со дна Мирового океана). Не случайно вариантом такого творения у славян выступает поднятие голубями или соколами со дна океана не песка или камня, а ржи — для людей, пшеницы — для бога (для службы в церкви) и травы — для скота. Эпохе появления животноводства соответствует и мотив космического яйца, поскольку в одной из украинских сказок раскрывшееся «яйце-райце» оказывается вместилищем домашнего скота, а золотое, серебряное и медное яйца были символами миров (эпох) протонеолита, неолита и бронзового веков (медного и бронзового веков вместе) у славян и германцев. Не ранее появления прядения и ткачества мир мог считаться созданным из нитей и ткани. Всякий путь творения мира являлся строительством и превращением любым способом его старых свойств в новые (даже при создании мира из убитого тотема), что соответствует эпохе, в которой творчество в его различных проявлениях стало определяющей тенденцией развития. Мифы о появлении мира под воздействием огня (жара)или из огня (жара) не могли воз никнуть ранее такого массового использования в производстве огня, когда с его помощью стали постоянно получать новое оформленное качество исходного материала. Последнее произошло, очевидно, только с обжигом керамики, то есть при переходе к неолиту.
Возрастание роли огня в производстве, осознание влияния небесного огня — солнца на жизнь природы в связи с появлением производящего хозяйства стало основой представлений о возникновении Вселенной из Солнца или о Солнце как творце Вселенной.
Концом космогонического акта в мифах обычно считалось создание человека (людей), воспринимавшихся вершиной творения среди всего живого и уподоблявшихся богам. Одновременно с этим мир мог быть создан в результате расчленения тела человека-первопредка, и определенные части
Рис. 29. Изображения древнейших астрально-космических символов из Анатолии (1 — 2) и Северного Причерноморья (3): 1—протонеолит. Белдиби; 2 — VI — бескерамический слой Чатал-Гую-ка; 3 — неолит, буго-днестровская культура. Сороки I, слой 1а
его тела соответствовали частям мира, а с другой стороны — создание человека уподоблялось космогоническому акту, и части и органы человека считались созданными из частей Вселенной. В таком случае (учитывая и существование общих способов творения мира и человека) можно полагать, что представления о появлении первых людей и организованной Вселенной сформировались одновременно. Следовательно, организованная Вселенная соответствует уровню восприятия общества протонеолита — начала неолита. Нерасчлененное состояние мира-тотема, символом которого была чуринга, могло существовать,— согласно находкам чуринг,— в позднем палеолите — мезолите и частично в протонеолите, но его описания в наибольшей степени напоминают водный хаос мезолитического послеледниковья. Появление представлений о прообразах будущего организованного мира (например, о космическом яйце, из которого возникает мир) уже у австралийцев подтверждает, что смена в сознании людей неорганизованного состояния мира организованным произошла, в протонеолите.
Иными словами, не будет, очевидно, преувеличением утверждать, что только к неолиту в результате совпадения завершения многих процессов развития человечества и природы Земли общество приобрело, как нам кажется, по-настоящему человеческий облик, и только тогда сформировалась и развитая система его мировоззрения. Важнейшими проявлениями этого стали осознание своей особой — человеческой — сущности, своей истории и создание модели организованного космоса.
Закономерный характер названных изменений в наиболее очевидной степени отражается в том, что мезолит стал не просто необходимой, но и последней для всех народов общей стадией их развития; науке неизвестен ни один из самых отсталых народов современности, находящийся по своему уровню ниже мезолита. Из этого, в частности, с одной стороны, следует, что основные представления эпохи мезолита, несмотря на их локальные особенности, являются последним универсальным для всего человечества этапом развития духовной культуры и могут быть использованы в качестве важного и довольно достоверного источника в анализе истоков язычества. С другой же стороны, это служит основанием рассматривать Мировоззрение послемезолц-тического населения мира уже в виде целого ряда систем мировоззрения, принадлежащих отдельным этническим формированиям.
* * *
В наиболее четкой форме многие основные представления древних людей о жизни общества, природы, роли человека в ней синтезированы в представлении о всеобщей закономерности, отражением которой считалось все существующее и происходящее в мире. В условиях подчинения жизни общества природному циклу эта закономерность часто представлялась законом универсального круговорота, охватывавшим всю жизнь Вселенной: В Индии он получил название «рита» (относящееся, возможно, в первую очередь к движению неба), в Греции ему соответствовало понятие «тео», в Китае — «дао», в Иране — «аса». Подобный смысл придавался у греков «року», «логосу», «дике», у индийцев — «дхарме», а также законам божественных установлений у других народов (например, «маат» в Египте, «ме» в Шумере, «парцу» в Аккаде) 18.
Наиболее выразительно представления древних людей о круговом движении мира могут быть прослежены на примере понятия о рите, упомянутого в древнейших главах «Ригведы» и считавшегося, по верованиям древних индийцев, возникшим до появления богов. Рите придавалось значение первоосновы любого действия, происходящего в природе или обществе: «Вся Вселенная покоится на рите и движется в нем *», «рита — это закон, которому должны повиноваться все боги, все люди... Он всеобщая сущность вещей» (Ригведа. X, 133, 6; X, 9, 115).
«Рита создала * разнообразную пищу, дающую силу.
Мысль о рите спасает от греха. Хвалебный гимн рите, возвышающий, сверкающий,
доходит даже до глухих.
Прочны опоры риты, совершенен и прекрасен ее образ.
Благодаря рите доставляется нам долгожданная
пища, благодаря рите есть у нас почитаемые коровы.
Устанавливая риту, он [Индра] также и поддерживает ее; быстро растет мощь риты и приносит богатство.
Рите принадлежат просторы земли и небес; небесные коровы поят риту своим молоком»
(Ригведа IV, 23, 8—10).
Древнейшие термины круга риты возникли не позже появления первых представлений об организованном космосе. Согласно «Атхарваведе» (X, 7, 1), рита содержится в одном из «членов» Пуруши, однако сам Пуруша часто отождествлялся с
* В различных изданиях термин «рита» переводится существительным как мужского, так и женского рода.— Н. Ч.
божествами, олицетворявшими закон. Не случайно, вероятно, в древнейших представлениях способ рождения закона и прообраза Вселенной (а затем и организованной Вселенной) совпадают {Ригведа. X, 129, 2; X, 190, 1):
«Закон и истина родились
Из воспламенившегося жара,
Отсюда родилась ночь.
Отсюда — волнующийся океан...
Мрак был сокрыт мраком вначале.
Неразличимая пучина — все это.
То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту,
Оно Одно было порождено силой жара».
Постепенно абсолютно независимый закон Вселенной стал представляться орудием божеств-Творцов или законом божественных установлений. Среди великих богов греков, непосредственно связанных с универсальным «законом», следует прежде всего назвать Зевса. Роль Зевса как «всеобщей сущности вещей» довольно хорошо характеризуют, например, «Небесные явления» Арата (1—14):
«С Зевса начнем. Никогда мы, как люди, его не оставим
Неизреченным. Ведь Зевсом полны все улицы наши,
Площади все у людей. Им полно также и море И все гавани. В Зевсе нуждаемся все мы повсюду.
Мы ведь и рода его есть. А он человекам вещатель,
Правое в знаках дает и народы к деянию будит. Память о жизни дает. Говорит о земле наилучшей
Для быков и мотыг. Говорит о правильных сроках
И растенья рыхлить и всякое семечко сеять. Сам ведь «а небе он нам укрепил надлежащие знаки,
Распределивши созвездья. А также умыслил он на год
Звезды, которые бы наилучше предвозвещали Для людей времена, чтобы все без вреда возрастало. Вот почему славословят его первым и крайним».
Громадное значение для поддержания порядка в жизни природы и общества имела и деятельность. Аполлона. Одним из наиболее интересных примеров этого служит отрывок из XXXIV орфического гимна (11—26), в котором, по мнению А. Ф. Лосева, воссоздано древнее пифагорийское учение об Аполлоне и его лире:
«...ты все надзираешь: эфир беспредельного неба,
Многоразличный удел земли, там долу лежащей, И через темную ночь в тишине звездоокого мрака
Корни подземные зришь и пределы всего мирозданья
Держишь. Заботит тебя и начало вещей и конец их.
Цвет ты всему; согласуешь ты все многозвучной кифарой
В мире пока до предела последней струны ты восходишь,
Или, напротив, до нижней струны, или ладом дорийским
Все примиряешь; племен поколенья в жизни ты делишь.
Ты сочетаешь всемерно согласья и судьбы людские;
В равной мере срок ты даешь для зимы и для лета...
Цвет многолюбной весны ты равняешь......ты держишь прообраз всего мирозданья печатей».
Еще одной персонификацией универсального «закона» у греков, по данным Комментариев Гермия Александрийского на «Федра» Платона (р. 148), была Адрастея — «одна и та же богиня из пребывающих в Ночи»: «Итак, она единично собирает и содержит в себе самой мерило всего этого, всех вместе законов, и мировых, и премир-ных, относящихся как к судьбе, так и к Зевсу (ибо существуют законы и Зевсовы и Кроносовы, божественные, премирные и надмирные)......Внутри недоступности Ночи восседает Фанет, а. посредине — Ночь, пророчествующая богам, Адрастея же — в преддверии, законополагающая для всех божественные установления. От тамошней Дики она отличается как законополагающая от судебной. Именно, тамошняя Дика является, как говорят, дочерью тамошнего Закона и Благочестия; эта же Адрастея, происходя от Мелисса и Амалфеи, является охватывающей и самый Закон. Вот почему и говорят, что они питают Зевса в пещере Ночи... Это о последнем утверждает и Платон, ибо он его делает демиургом и распределителем установлений для космоса. Установление же дается от Адрастеи и для богов, ибо порядок в них существует благодаря этой богине и дается он для спутников богов, и всем вообще и каждому в частности».
Значительная роль в функционировании «закона» у греков отводилась и Деметре, на что указывает существование по дороге в Гермиону, в Мега-ре, Алимусиях и Фивах-храма Деметры Фесмосфоры (Законодательницы) (П а в с а н и й. Описание Эллады. I, 31, 1; II, 42, 6; II, 32, 8; VIII, 38, 7). Согласно «Сравнительным жизнеописаниям» Плутарха, богинями-законодательницами почитались не только Деметра, но и ее дочь Персефона-Кора, для которых в Сиракузах существовал специальный храм (LXI). К числу руководителей «закона» относилась и Урания. На статуе этой богини, находившейся в Аттике в местечке Садами, по данным Пав-сания, была надпись, объясняющая, «что это богиня "Небесная Афродита" — старшая из так называемых Мойр "богинь Судьбы"» (Описание Эллады. I,19,2).