Методическая папка к занятию по стихам Анны Ахматовой
"Я научилась просто, мудро жить"
«Визитная карточка» музея:
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится в центре Петербурга, во флигеле Шереметевского дворца, одного из красивейших особняков XVIII века. Здесь, в квартире известного искусствоведа, теоретика авангарда Николая Пунина Анна Ахматова прожила почти 30 лет, с середины 1920-х до начала 1950-х годов.
Музей открылся в 1989 году к столетию со дня рождения поэта, и был первым музеем в нашем городе, рассказывающем о советском периоде русской истории, когда представители интеллигенции – поэты, художники, люди эпохи Серебряного века, жизнь которых пришлась именно на годы репрессий в социалистическом Ленинграде – должны были сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства. Анна Ахматова принадлежала к поколению рубежа двух столетий, и исторические судьбы XX века, отразившиеся в ее судьбе, последовательно раскрываются в многообразии экспонатов музея. В 2003 году Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открылся в новом облике.
Новая экспозиция делится на мемориальную часть, возвращающую квартире Пуниных – Ахматовой архитектурный облик 1920-1930 годов XX века, и литературно-историческую, размещающуюся по соседству с пространством квартиры. В то же время литературно-историческая экспозиция, построенная на новейших мультимедийных технологиях, видится как законченная и самостоятельная часть музея, прежде всего потому, что она подчиняется принципиально иной экспозиционной логике изложения – sub specie aeternitis (под углом зрения вечности), или ахматовскому: «я помню все в одно и то же время…».
Контактная информация
Вход в музей с Литейного пр., под арку дома 53
Музей открыт с 10.30 до 18.30. По средам с 12.00 до 20.00. Касса закрывается на час раньше. Выходной день — понедельник
Телефоны: 272-22-11 (касса), 579-72-39 (научно-просветительский отдел)
e-mail: akhmatova-museum@mail.ru
Запись на занятие по телефону (812) 579-72-39
Методические папки «ВКонтакте» https://vk.com/docs-12701496
Музейный куратор – Марина Александровна Елпашева
e-mail: marina-elpasheva@yandex.ru
Стоимость: 2 900 рублей (группа до 15 человек)
Анонс музейного занятия
"Я научилась просто, мудро жить"
Мастерская медленного чтения. 13+
Как так случилось, что застенчивая, хрупкая красавица с горькой судьбой «стала всех сильней на свете»? Как «научилась просто, мудро жить»? В чем находила она утешение, что её радовало, что давало силы снова обретать смысл жизни в дни суровых испытаний?
Шереметевский сад, Фонтанный Дом, музейные предметы хранят память и о радостных, и о трагических событиях ее горькой жизни. А стихи, написанные здесь, расскажут о том, как Ахматова умела обиды и беды переплавлять в торжество жизни и поэзии.
Приглашаем подростков в Дом Поэта, чтобы читать стихи вместе, читать медленно, говорить о стихах свободно, чтобы почувствовать и свою жизнь в поэтическом измерении.
Описание музейного занятия
"Я научилась просто, мудро жить"
Этапы музейного занятия.
1. Подростки отправляются в самостоятельное 5-минутное путешествие по мемориальной квартире, ищут «знаки» судьбы Ахматовой, т.е. экспонаты, по которым можно угадать, что выпало на ее долю (тюремная фотография Н. Гумилева; письмо Сталину с просьбой о спасении сына; фотография с Пуниным в саду Фонтанного Дома, где они выглядят счастливой парой; пропуск, по которому она проходила к себе домой, с фотографией «с выпученными от ужаса глазами»; фотографии молодой, красивой, грациозной Ахматовой, «насмешницы и любимицы всех друзей»; Постановление 1946 года и т.д.) Возможно, задания будут более конкретными: перед путешествием ребята вытягивают карточку со стихотворением или документом, и ищут экспонаты, подтверждающие выпавшие им стихи или документы. 5 минут
2. Краткая (интерактивная) экскурсия-диалог по следам этих находок. 15 минут
3. Чтение стихов за общим столом под абажуром: Для занятия выбраны стихи, которые расскажут о том, как Ахматова умела беды, обиды переплавлять в торжество, «праздник золотой», что ее радовало, в чем находила она утешение, и что давало ей силы снова обретать смысл жизни в трудные минуты. Стихи, вдохновляющие читателя на то, чтобы «подняться над собственным уделом», следуя за мудростью поэзии, учиться прощать, стойко переносить испытания.
Посмотреть на свою жизнь в поэтическом измерении – это уметь «молиться оконному лучу», ощущать себя «наследницей», чувствовать «ветер северных морей», прощать обидчиков, «оказывать первую помощь» (АА - про себя, когда она выслушивала чужие жалобы, боли) – «Если б все, кто помощи душевной /У меня просил на этом свете…» Использование сочетания разговорной лексики, иронических или саркастических реплик Ахматовой со стихотворными строками тоже будет работать на задачу «посмотреть на свою жизнь в поэтическом измерении», так же как сочетание документов, стихов и музейных предметов в 1 и 2 частях. Кроме того по ходу занятия мы неоднократно обращаемся к личному опыту подростка, просим записать или нарисовать то, что его утешает, радует, изобразить символ его нестыковок с миром (эти задания идут или как индуктор перед стихотворением, или как рефлексия - после). Штрихом к размышлению о поэтическом измерении, возможно, станет и обращение к стихотворному размеру. 1 час.
4. В процессе занятия мы будем «собирать» ключевые слова, образы для будущего арт-объекта, составлять список экспонатов, рассказывающих об испытаниях, выпавших на долю Ахматовой, и перечень экспонатов, говорящих о том, что она любила, что помогало ей «просто, мудро жить», а также метафоры, цитаты из стихотворений.
В конце занятия участники просматривают накопленные слова и рисунки и выбирают одно, два слова. Это станет темой текста, который нужно будет написать, употребив как можно больше выписанных слов, или коллективного коллажа.
Музейные предложения о коллекции:
- Сборник стихотворений «Я научилась просто, мудро жить», дневник, библиотеку.
- Родословное древо интеллигента (по словам Мандельштама, «у интеллигента нет родословной, а есть список прочитанных книг»).
- «Стройная башня» из стихов, в основе которой образы одного из стихотворений, входящих в занятие, это «Уединение». В основе «башни» – «знаки судьбы» (фотографии, макеты или символы предметов, хранящих память об испытаниях, стихи и документы, раскрывающие метафору «так много камней брошено в меня». Сама же башня может заключать «знаки» той внутренней силы, которая помогала Ахматовой «просто, мудро жить» и переносить испытания (фотографии или другие обозначения предметов, строки стихов).
- Шляпа поэтического мышления с цитатами, метафорами, книжками-окошками.
Занятию может предшествовать свободное посещение музея с маршрутным листом фестиваля «Детские дни в Петербурге» в дни фестиваля (30 октября – 7 ноября, 11–12 и 18–19 ноября) или в другое время (тогда нужно будет получить маршрутный лист в научно-просветительском отделе).
Рекомендуемая литература:
Аманда Хейт. Анна Ахматова. Поэтическое странствие.
Л. К. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Время, 2013
Анна Ахматова. Первый бег времени. Реконструкция замысла. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», 2013, Комментарии Н. Крайневой.
Н. И. Попова, О. Е. Рубинчик. Анна Ахматова и Фонтанный Дом. – СПб. Невский диалект, 2012