РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫС ТЕХНОТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ
НАПРАВЛЕНИЕ ООП | |
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ | |
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) | Бакалавр |
БАЗ. УЧЕБ. ПЛАН ПРИЕМА | 2011 г. |
КУРС | |
СЕМЕСТР | |
КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ ПРЕРЕКВИЗИТЫИ КОРРЕКВИЗИТЫ ВИДЫУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС: | ПЦ.В.2.0 |
ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ИТОГО | часов часов часа часов часов |
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ | Очная |
ВИД ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИЯ | Зачет в 7 семестре |
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ | |
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ | |
РУКОВОДИТЕЛЬ ООП ПРЕПОДАВАТЕЛЬ |
Москва 2011 г.
Цели освоения дисциплины
В результате освоения данной дисциплины студент приобретает знания, умения и навыки, обеспечивающие достижение целей Ц1, Ц2 и Ц5 основной образовательной программы «Документоведение и архивоведение».
Цели дисциплины и их соответствие целям ООП
Код цели | Формулировка цели | Требования ФГОС и заинтересованных работодателей |
Ц 1 | Подготовка выпускников к междисциплинарным научным исследованиям, связанных с разработкой инновационных методов хранения, обработки и создания документооборота в управленческой деятельности | Требования ФГОС ВПО и ООП по направлению подготовки 080200 «ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ» |
Ц 2 | Подготовка выпускников к организации работы с технотронными документами. | |
Ц 5 | Подготовка выпускников к организации хранения, учета, комплектования, экспертизы ценности, справочно-поисковых средств и использования технотронных документов Архивного фонда Российской федерации и архивных документов. |
Задачи изучения дисциплины:
Основными задачами изучения дисциплины «Организация работы с технотронными документами» являются:
· выработка способностей и навыков к самостоятельной работе с различными источниками информации;
· выработка способностей и навыков созданию и применению технотронных документов;
· выработка способности применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП
Согласно ФГОС и ООП по направлению подготовки 080200 «Документоведение и архивоведение» дисциплина «Организация работы с технотронными документами» относится к профессиональному циклу дисциплин и является вариативной (общепрофессиональной) частью профессионального цикла.
Код дисциплины ООП | Наименование дисциплины | Кредиты | Форма контроля |
ПЦ Профессиональный цикл | |||
ПЦ.В Вариативная часть | |||
ПЦ.В.1.5.0 | Организация работы с технотронными документами | Зачет |
Курс адресован студентам, обучающимся по направлению подготовки ООП 080200 «Документоведение и архивоведение», профиль подготовки «Документоведение и архивоведение», квалификация – «Бакалавр». Курс 4, семестр 7.
При освоении учебной дисциплины «Организация работы с технотронными документами» студентами должны быть изучены следующие дисциплины (пререквизиты и корреквизиты): (ПЦ.В.2.0).
При изучении пререквизитов у студентов формируются «входные» знания, умения, опыт и компетенции, необходимые для успешного овладения дисциплины «Организация работы с технотронными документами».
В результате овладения дисциплин (пререквизитов) студент должен
знать: общепрофессиональные теоретические и методические основы документоведения, организации и технологии документационного обеспечения управления, архивоведения, организации и деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов;
уметь: излагать и критически анализировать базовую информацию по дисциплинам;
владеть: способностью к критике и самокритике.
В процессе освоения дисциплин (пререквизитов) обучаемый должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
Результаты освоения дисциплины
Результаты освоения дисциплины получены путем декомпозиции результатов обучения, сформулированных в основной образовательной программе 034700.62 «Документоведение и архивоведение», для достижения которых необходимо, в том числе, изучение дисциплины «Организация работы с технотронными документами».
В результате освоения дисциплины « Организация работы с технотронными документами » студенты усваивают понятияоснов теории источниковедения, основ метода источниковедческого исследования, закономерностей появления исторических источников и отражения ими реального исторического процесса, структуры и свойств содержащейся в них информации, классификации и видовой типологии источников информации.
На основе приобретенных знаний формируются умения самостоятельно работать с различными источниками информации, выявлять и отбирать для исследования комплексы исторических источников, определять их типо-видовую принадлежность.
Приобретаются навыки применения научных методов при исследовании объектов профессиональной деятельности, проведения источниковедческого исследования репрезентативных комплексов источников и интерпретирования полученную информацию; выявления происхождения источников, установления автора и обстоятельств создания источников, анализа содержания и интерпретации выявленной информации.
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
Общекультурные (универсальные):
пониманием роли и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
Профессиональные:
общепрофессиональные:
готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);
Компетенции, приобретенные в ходе изучения дисциплины « Организация работы с технотронными документами », готовят студента к успешной научно-исследовательской работе в ходе прохождения практики по архивоведению и преддипломной практики.
Результаты освоения дисциплины « Организация работы с технотронными документами » достигаются за счет использования в процессе обучения интерактивных методов и технологий формирования данной компетенции у студентов:
· лекции с применением мультимедийных технологий,
· проведение семинаров в форме групповых дискуссий,
· лабораторные работы, предусматривающие приобретение студентами навыков работы с технотронными документами.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Аннотированное содержание тем дисциплины
Тема 1. Технотронное документирование как объект документоведения
Предмет, цели и задачи курса. Основные базовые термины и понятия: “технотронный документ”, “технотронное документирование”, “аудиовизуальное документирование”, “электронное документирование”.
Становление и развитие технотронного документирования в России.
Нормативно-методические основы технотронного документирования.
Технотронное документирование как самостоятельное направление документоведения. Актуальные проблемы развития технотронного документирования на современном этапе в аспекте документоведения.
Тема 2. Технотронное документирование в сфере управления.
Основные особенности процесса технотронного документирования. Место технотронного документирования в системе современного управления.
Тема 3. Технотронное документирование как самостоятельная документационная система. Классификация технотронных документов Отличительные черты технотронных документов как системы от унифицированных систем документации.
Тема 4.Организационные формы научно-технического документирования и организация использования научно-технической документации
Система учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих техническое документирование. Создание, прохождение и наличие в этой системе технической документации. Организационные формы научных исследований и их документационное обеспечение. Институты академий наук (фундаментальные исследования), отраслевые научно-исследовательские институты. Организационные формы технического документирования в связи с разработкой и утверждением стандартов.
Тема 5 Комплексы научно-технической документации как результат научно-технического документирования. Тема 8 Электронные документы и история. Особенности создания и классификация электронных документов. Понятие “электронного документа”. Разновидности электронных документов и их роль в современном обществе. Сущность и проявление информационного взрыва.
Вхождение документов, созданных средствами компьютерной техники, в состав архивного фонда Российской Федерации. Вопросы организации хранения и использования электронных документов. Понятие подлинника и копии электронного документа.
Зарубежный опыт оценки и организации использования электронных документов.
Тема 6.Технология создания технотронных документов
Технические средства оцифрования различных видов документной информации.
Тема 7.Анализ результатов процесса видеодокументирования
Тема 8. Электронные документы. Особенности создания и классификация электронных документов.
Документирование, каталогизация, обеспечение доступа к электронным данным. Уровни документации и их характеристика.
Полнотекстовые базы данных и автоматизированные информационно-поисковые системы
Тема 9. Интернет: сущность, история создания и особенности поиска информации. Сетевые технологии и современные русскоязычные информационные ресурсы. Электронные документы в сети Интернет. Понятие информационного ресурса. Внутренние и внешние, локальные и глобальные информационные ресурсы. Инфраструктура информационной деятельности. Понятие информационного поиска и информационные потребности пользователей в условиях информационного общества. Основные поисковые машины Понятия “гипертекст” и “гипермедиа”. Организация поиска в системах гипертекста и гипермедиа на примерах гипертекстовых и гипермедийных систем(электронных журналов, электронных библиотек). Гипертекст и архивы.Практика применения Интернет-ресурсов в работе научно-исследовательских и образовательных учреждений.
Основные принципы создания электронных документов на CD-ROM