ТИПЫУРОКОВ.
Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям:
1. Классификация уроков по дидактическим целям:
- комбинированный урок;
-урок совершенствования знаний, умений, навыков;
-урок изучения нового материала;
- урок контроля;
- урок обобщающего повторения;
2. Классификация уроков по этапам формирования навыка:
- вводный урок;
- тренировочный урок;
- итоговый урок.
3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
- урок-практикум;
- урок-семинар;
- урок-лекция;
- урок-зачет;
- урок-игра;
- урок-конференция;
- урок-экскурсия и др.
4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса:
- урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава;
- урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава;
- урок работы в малых группах;
- урок коллективного способа обучения.
5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения:
- информирующий урок;
- проблемный урок;
- исследовательский урок;
- эвристический урок.
6. Классификация уроков по типу межпредметных связей:
- интегрированный урок;
- библиотечный урок;
- клубный урок;
- медиаурок.
Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную техноло-гию обучения. На основе названных типов уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения. Классические типы уроков.
- Вводный
- Тренировочный
- Контрольный (проверочный)
- Закрепления знаний, умений и навыков
- Урок самостоятельной работы
- С использованием ТСО
- Урок практической работы
- Комбинированный урок
- Повторительно-обобщающий
- Урок повторения
- Овладения знаниями, умениями, навыками
Предметный урок (характерный для начальных классов)
1. Урок изучения нового материала – целью является изучение и первичное закрепление но-вых знаний – часть традиционного комбинированного урока, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.
Структура урока усвоения новых знаний:
Организационный этап.
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Изучение нового материала.
Первичное усвоение новых знаний, их проверка на уровне воспроизведения и закрепление.
Систематизация и обобщение новых ЗУН на преобразующем и творческом уровнях.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Комбинированный урок – проверка знаний и умений по теме, изучение нового материала, повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения, на преобразую-щем и творческом уровнях. Структура комбинированного урока:
Организационный этап.
Проверка ЗУН по ранее изученной теме. 3) Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Изучение нового материала.
Первичное усвоение новых знаний, их проверка на уровне воспроизведения и закрепление.
Систематизация и обобщение новых ЗУН на преобразующем и творческом уровнях.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов). 3. Урок закрепления знаний – целью является выработка умений по применению знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Структура урока контроля знаний и умений:
Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся обще-учебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и пись-менного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):
Организационный этап.
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Первичное закрепление