Представления о восточных славянах на Востоке и в Северной Европе.




На представления арабо-персидских авторов о восточных славянах наложился откровенно меркантильный интерес. Восточная Европа представляла ценность для цивилизованного Халифата только как источник каких-либо ресурсов, наиболее привлекательными при этом были меха. У Ибн Хордадбеха, кстати, начальника почтового ведомства в Табаристане, читаем: «Что же касается до русских купцов – а они вид славян, - то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны Славян к Румскому морю»[123]. Арабский литератор ал-Джахиз в первой половине IX в. упоминал о хазарских и хорезмийских белках, которые вероятнее всего происходили из Восточной Европы. Но на страницах сочинений арабских ученых IX в. мы не встретим ни одного восточнославянского топонима или имени племенного вождя, проблематична также атрибуция гидронимов. Белки, бобры и лисицы, да еще, пожалуй, славяне-евнухи – вот своеобразная раннесредневековая «визитная карточка» восточных славян для арабских ученых. Заметим – даже не для обывателей.

В X в., когда уже вполне определенно можно говорить о существовании восточнославянского государства и активном участии славян в международной торговле, в трудах арабо-персидских авторов появляется информация о природных и погодных условиях, этнической ситуации на территории расселения славян и даже об их общественном строе. Но информация эта задает больше загадок, вызывая споры исследователей, которые никогда не утихнут. Часто даже трудно понять, о каких славянах идет речь в источнике – южных, западных или восточных[124]. И опять же восточные географы и историки считают своим долгом раскрыть прежде всего «главный» вопрос: что на этой территории можно купить?

Как выяснено специалистами в основе информации большинства писателей X-XVII вв. о восточных славянах лежит произведение, условно названное «Анонимная записка о народах Восточной Европы», составленное предположительно в Хорасане. Наиболее полно «Анонимная записка» представлена в трудах уже упоминавшихся персидских ученых Ибн Русте и Гардизи[125]. Рассказ о славянах и русах у Гардизи помещен в главу о тюрках, и все они наряду с Гогом и Магогом (Йаджудж и Маджудж) и населением до Китая включительно называются потомками Яфета, одного из трех сыновей Ноя. Славяне, как и другие «тюрки», - жители холодного севера и для спасения от холода строят землянки. На арабском Востоке принято было также считать, что страна славян «ровная, изобильна деревьями, и живут они по большей части среди деревьев»[126]. Авторы, информация которых восходит к «Анонимной записке», останавливаются на обычаях (изготавливают вино из меда, мертвых сжигают, сосуды из дерева, пасут свиней, как на востоке баранов, неизвестные арабам струнные инструменты), одежде (высокие сапоги, рубашки до лодыжек, сшита из льна), верованиях («все они огнепоклонники»), вооружении (щиты, дротики, копья) славян. Упоминаются также верховный правитель славян (Свитмалик, Смутсвит или т.п.) и славянские города Вантит (другой вариант – Вабнит) и Хордаб[127]. Как имя правителя не получило общепризнанного отождествления (наиболее обоснованным считается мнение о том, что под Свитмаликом имеется в виду Святополк Моравский), так и города не имеют всеми признанной локализации. Различные версии предлагаются и по поводу информации о существовании у царя славян заместителя (халифа)[128]. В рассматриваемом комплексе источников мы не найдем какого-либо этнографического своеобразия отдельных славянских народов, точного определения территории, которую они населяли. Устойчивым остается разделение славян и русов. Последние живут на острове (полуострове или междуречье)[129], по данным анонимного трактата «Худуд ал-алам» («Пределы мира»), восточнее славян. Их правитель носит титул хакана и все они народ «плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам и воинственный»[130]. В целом, скудная и противоречивая информация восточных источников позволяет современным историкам использовать их для подтверждения даже противоположных концепций.

Видимо, ситуацию более позднего времени фиксирует сообщение ряда восточных авторов, в котором славянское население Восточной Европы (в целом называемое русами) дифференцируется на три части, этнографические или политические)[131]. Ал-Истахри, Ибн Хаукаль (оба – X в.) и др. ученые, основываясь на рассказе из несохранившегося географического труда ал-Балхи, делят русов на три группы (джинс): правитель первой, ближайшей к Булгару, сидит в городе Куйаба; вторая называется ас-Славийя; третья же, видимо, по имени города, получила название ал-Арсанийя (вариант: Артания)[132]. Первые две группы уверенно отождествляются исследователями соответственно с полянским племенным союзом и ильменскими словенами. Относительно же объяснения понятия Арсания или Артания существует целый ряд мнений (анты, мордва-эрзя, Рязань, Пермь, Тмутаракань, Чернигов, Верхнее Поволжье, Волынь, Смоленск и т.д.). Тем не менее, о восточных славянах IX в. в ряде произведений ученых-географов Халифата содержится уже не столь поверхностная и несоответствующая реалиям времени информация.

Однако ни одно сообщение арабского или персидского автора о народах Восточной Европы не проходит мимо информации о торговле. Так, загадочная область Арсания-Артания примечательна тем, что из нее вывозят черных соболей, черных лисиц, какой-то металл (олово или свинец), а также, по некоторым источникам, клинки для мечей и собственно мечи, очень высокого качества. Мехами и мечами торгуют и жители Куйабы, торгует с Булгаром и Славия[133]. Ал-Истахри добавлял, что по всему свету известны шкурки ал-хазз (бобры?), но водятся они только в областях булгар и русов. Кроме того он упоминал, что из земель русов к хазарам привозили мед и воск. Ибн Русте и Гардизи рассказывали, что русы продавали шкурки соболя, белки и прочую пушнину. Автор второй половины X в. ал-Мукаддаси более подробно перечисляет товары, которые вывозились из Волжской Булгарии. Несомненно, многие из них попадали в Булгар с восточнославянских земель. Итак, это: соболь, белка, горностай, лисица, куница, бобр, зайцы, козы, воск, стрелы, большая рыба, шапки, рыбий клей, рыбьи зубы (т.е. моржовые клыки), бобровая струя, янтарь, лошадиные кожи, мед, орехи, соколы, мечи, кольчуги, береза, рабы из славян, овцы, рогатый скот[134]. Эти товары по международным путям могли попадать в самые разные уголки христианского или мусульманского мира и давали купцам баснословную прибыль. Особенно ценилась пушнина, на разнице в стоимости, исчисляемой в серебре, можно было получить прибыль в 1000 % и даже больше[135].

Чрезвычайно выгодна была и торговля рабами. Известно, что большая часть рабов, поступавших на международные рынки в IX в., была славянского происхождения. С этим связана этимология слова «раб» в западноевропейских языках: немецкое Sklave, французское esclave[136]. О рабах, как товаре, неоднократно упоминают арабо-персидские авторы. Славяне-рабы – основной экспортный товар евреев-рахдонитов в рассказе Ибн Хордадбеха о трансъевропейской торговле. Ибн Хаукаль и ал-Макуддаси называют Андалузию в качестве пункта назначения транзитных славян-рабов. Попадали сюда, главным образом, западные и южные славяне. Однако тот же Ибн Хаукаль рассказывал, что из города русов, Арсы, вывозят «некоторое число рабов»[137]. О захвате мадьярами в плен славян для продажи в рабство писали Ибн Русте и Гардизи, причем последний уточнял, что кочевники продавали в Рум как славян, так и русов. Те же авторы, а также Ибн Фадлан приводят сведения о продаже русами славян в Булгаре. При этом булгарский царь в качестве пошлины брал каждого десятого раба[138]. Возможно, восточные славяне в качестве живого товара уже в IX в. попадали не только на среднеазиатские и ближневосточные рынки, но использовались и в трансъевропейской торговле, находившейся в руках рахданитов. В X в. работорговля в Европе утрачивает прежний размах, тем не менее, к 60-м гг. X в. относятся сведения Ибрагима Ибн Йа’куба о том, что в Прагу торговцы-русы привозили рабов. Воск, рабы и лошади – главные товары славян «от ругов и богемов» согласно «Раффельштеттенскому уставу» начала X в. (восточная Бавария)[139].

Итак, восточнославянская территория для арабо-персидских авторов представляет интерес главным образом благодаря касающимся ее торговым путям, а также наличию там ценных материальных и людских ресурсов. Все восточные писатели, рассматривая занятия местных жителей, бесспорный приоритет отдают торговле[140]. Славяне и русы, как язычники, стоят неизмеримо ниже мусульман в культурном отношении и рассматриваются наряду с мифическими Гогом и Магогом, благодаря чему не требуется этической аргументации превращения их в рабов.

Иной взгляд на Восточную Европу можно обнаружить со стороны севера-запада. Для норманнов территория на восток и юго-восток от Скандинавии не является чем-то чуждым, а ее население признается равным. Для восточнославянского населения в скандинавских источниках даже не было специального этнонима[141]. Характерно, что в более позднее время саги, которые создавались собственно для того, чтобы возвеличивать скандинавских конунгов, ставят в один ряд с последними древнерусских правителей и абсолютно все скандинавские браки князей известны только благодаря скандинавским источникам[142]. Чрезвычайно показателен также тот факт, что в географических сочинениях Восточная Европа представляется, как часть «Великой Швеции». В трактате «Какие земли лежат в мире» читаем: «В той части мира находится Европа, и самая восточная ее (часть) – Великая Свитьод. Туда приходил крестить апостол Филипп. В том государстве есть (часть), которая называется Руссия, мы называем ее Гардарики»[143]. «Холодной Свитьод» называется Русь и в сагах[144]. Включение территории Восточной Европы в общее понятие Швеция связывается с представлением самих скандинавов о своем происхождении откуда-то с востока. Тем не менее, можно сделать вывод, что по отношению к этой области у жителей Скандинавии совершенно отсутствует противопоставление «свой» - «чужой». Частично это обстоятельство можно объяснить одинаковым уровнем общественного и культурного развития славян и норманнов[145].

Особенность знакомства скандинавов с Восточной Европой – постепенное продвижение все дальше вглубь территории, частичное ее освоение посредством поселения, колонизации, интегрирования в восточнославянское общество – сделала ее если не совсем «своей», то по крайней мере комфортной для восприятия. Изменение характера присутствия скандинавов может объяснить также изменение смысла применявшихся к Восточной Европе топонимов и большое количества последних.

Первые норманны, проникающие на север Руси заинтересованы прежде всего в использовании чрезвычайно выгодных торговых путей для своего обогащения (=приобретения «славы»). Знакомство со спросом на рынке приводит к особым отношениям с местным населением, которое интересует скандинавов, как поставщик товаров для торговли, а затем и военных отрядов для походов. Все это обусловило восприятие Восточной Европы, как некой переходной области, имеющей значение только в качестве средства, способа, посредника, пути. По отношению к областям восточнее Скандинавии в сагах часто использовались термины с корнем austr- (т.е. восточный), среди которых наиболее распространенным был austrvegr («Восточный путь»). Персонажи саг путешествуют по Восточному пути как из Константинополя в Новгород и далее в Норвегию, так и наоборот. Киевские князья называются правителями Восточного пути. Показательно, что на последнем этапе развития подобные топонимы обозначают территории, заселенные прибалтийскими славянами, эстами, куршами и карело-финнами[146]. Русь в это время – это уже Гардарики, замкнутая, цельная территория, но ранее она – лишь часть пути[147].

Обозначение территории, населенной восточными славянами, топонимом Гардар (Garðar) синхронно первому этапу проникновения на нее скандинавов (вторая половина IX в., без учета Ладоги)[148]. Гардар – это форма множественного числа существительного, имеющего в древнескандинавском языке несколько значений: 1) ограда, забор, укрепление; 2) двор, владение (княжеский двор), небольшое владение, земельный участок, хутор (в Исландии), дом (в Норвегии)[149]. Уже из этого понятно, что распространенное объяснение позднейшего (XII-XIII в.) производного от рассматриваемого топонима Гардарики, как «страна городов» неприемлемо. Предполагают, что появление данного топонима было вызвано наличием целого ряда укрепленных поселений на пути из Ладоги по реке Волхов, с которыми непременно сталкивались путешествовавшие норманны, и которые местные жители могли называть «градами» («град» - от «ограда», «огороженное место»). В древнескандинавском языке славянское слово было приспособлено к близкому по звучанию и семантике[150]. Обнаруживается, что в и в ряде известных скандинавам названий восточнославянских городов (Aldeigjuborg, Kænugarðr, Pallteskja, Smaleskia, Súrdalar, Móramar, Rostofa и др.) также произошла максимально адекватная транскрипция местных названий. Часто в сагах называется столицей Руси Hólmgarðr[151], т.е. Новгород, с которым у скандинавских стран сложились самые тесные отношения. Предполагают, что скандинавское название как-то связано с местным топонимом (возможно с названием предшественника Новгорода т.н. Рюрикова Городища).

Показательно, что все русские города, которые появляются в скандинавских источниках напрямую связаны с речными торговыми путями, говорят об их «водноторговом характере»[152]. Выходцы со Швеции или Норвегии знакомились с восточноевропейским пространством только по торговым, наезженным путям. Это обстоятельство также объясняет появление понятия-топонима Восточный путь.

Из всех известных в Скандинавии восточноевропейских городов особая роль принадлежала Ладоге. Город этот стоит на границе с собственно восточнославянской, русской территорией, в нем ожидают скандинавские купцы и послы разрешения («слово», «мир») на проезд[153]. В Ладоге согласно информации саг, признаваемой вполне достоверной, даже в XI в. оказывается скандинавский правитель[154]. О том что этот город вполне сознательно отчуждался в восприятии скандинавов от освоенной славянами территории говорит использование в качестве его названия конструкции (Aldeigjuborg), не типичной для обозначения городов Древней Руси. Географический термин borg «город, крепость» применялся только в западноевропейской топонимике[155].

Представление о Восточной Европе как пути к области, несомненно «чужой», но в значительной степени привлекательной, со временем меняется. Эта территория рассматривается уже как самодостаточная или же связанная с византийским, греческим миром[156]. Привлекает скандинавов и возможность приобрести здесь ценные товары: в «Саге об Олаве Святом» норвежские купцы ездили в Холмгард за «драгоценными тканями», «дорогими мехами», «роскошной столовой утварью»[157]. Восточным путем называется уже территория между областью расселения восточных славян и скандинавскими странами.

Итак, Восточная Европа IX в., а в силу характерной для раннесредневековой книжности сохранении традиции, и в позднейшее время, в представлении и арабо-персидских авторов, и древнескандинавских источников является областью малоизвестной, привлекающей внимания в силу либо наличия ценных ресурсов, либо в силу географического расположения на важном пути.

Но в конце IX в. ситуация на территории расселения восточных славян меняется: возникает верховная власть, сплачивающая племенные союзы в государство, которое берет торговлю под свой контроль. Но нельзя не согласится с утверждением, что международная торговля непосредственно связана с вызреванием государственности[158].

 


[1] Повесть временных лет. СПб., 1996. С. 10.

[2] Седов В.В. Племена восточных славян, балты и эсты // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 183.

[3] Рябинин Е.А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. К истории славяно-финских этнокультурных связей. СПб., 1997. С. 5.

[4] Литаврин Г.Г. К проблеме становления болгарского государства // Литаврин Г.Г. Византия и славяне: Сб. ст. СПб., 1999. С. 193-217.

[5] Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 213-215.

[6] Седов В.В. Славяне. Историко-археологическое исследование. М., 2002. С. 254.

[7] Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. С. 13-23.

[8] Вернадский Г.В. Древняя Русь. М.; Тверь, 1996. С. 296.

[9] Цит. по: Плетнева С.А. Хазары. С. 63.

[10] Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. М.; Иерусалим, 2000. С. 217.

[11] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. Киев, 1999. С. 54.

[12] Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991. С. 45. В другом переводе: «какое-то порождение дьявола». Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2000. С. 147.

[13] Каштанов С.М. Возникновение дани в Древней Руси // От Древней Руси к России нового времени: Сб. ст. к 70-летию А.Н. Хорошкевич. М., 2003. С. 57-71. В последней публикации ПВЛ неверно: «по беле и веверице от дыма» (С. 12).

[14] Повесть временных лет. С. 14.

[15] Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.,1990. С. 192-193.

[16] Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. М.; Иерусалим, 1997. С. 15-64.

[17] Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2000. С. 145.

[18] Каргер М.К. Древний Киев. М.; Л., 1958. Т. I. С. 137.

[19] Петрухин В.Я. «Русский каганат», скандинавы и Южная Русь: средневековая традиция и стереотипы современной историографии // Древнейшие государства Восточной Европы: 1999 г. Восточная и Северная Европа в средневековье. М. 2001. С. 138.

[20] Повесть временных лет. С. 14.

[21] Литаврин Г.Г. Византийская система власти и болгарская государственность // Литаврин Г.Г. Византия и славяне: Сб. ст. СПб., 1999. С. 224-225.

[22] История Европы. Т. II. М., 1992. С. 85.

[23] Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб., 2000. С. 23.

[24] Иванов С.А. Византийское миссионерство. М., 2003. С. 177.

[25] Тржештик Д., Достал Б. Великая Моравия и зарождение чешского государства // Раннефеодальные государства и народности. М., 1991. С. 91-94.

[26] Раткош П. Великая Моравия – территория и общество // Великая Моравия, ее историческое и культурное значение. М., 1985. С. 82–84.

[27] Королюк В.Д. Древнепольское государство. М., 1957. С. 129.

[28] Monumenta Poloniae Historica. Nova series. T. I. Kraków, 1949. S. 50.

[29] Свердлов М.Б. Становление феодализма в славянских странах. СПб., 1997. С. 85–86.

[30] Hensel W. U źródeł Polski średniowiecznej. Wrocław-Warszawa-Gdańsk, 1974. S. 269.

[31] Hensel W. U źródeł Polski średniowiecznej. S. 271–272.

[32] Wojciechowski Z. Państwo polskie w wiekach średnich. Dzieje ustroju. Poznań, 1948. S. 3–4.

[33] Королюк В.Д. Древнепольское государство. С. 83.

[34] Tymieniecki K. Początki państwa Polan // Przegląd Historyczny. 1959. Z. 1. S. 23.

[35] Блок М. Феодальное общество. М., 2003. С. 49.

[36] Гельмольд: «Войско норманнов было собрано из сильнейших среди данов, свеонов, и норвежцев», Эйнхард: «Даны и свеоны, которых мы зовем норманнами», Адам Бременский: «Даны и свеоны и прочие народы за пределами Дании историками франков все зовутся норманнами». Стриннгольм А. Походы викингов. М., 2002. С. 26.

[37] Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 48-49.

[38] Блок М. Феодальное общество. С. 62.

[39] Калинина Т.М. Арабские ученые о нашествии норманнов на Севилью в 844 г. // Древнейшие государства Восточной Европы: 1999 г. Восточная и Северная Европа в средневековье. М., 2001. С. 200.

[40] Гуревич А.Я. Викинги // Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. I. М.; СПб., 1999. С. 82.

[41] Гуревич А.Я. Походы викингов. М., 1966. С. 80-81.

[42] Зимек Р. Викинги: миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов // Древнейшие государства Восточной Европы: 1999 г. Восточная и Северная Европа в средневековье. М., 2001. С. 18.

[43] Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона // Славяне и скандинавы. М., 1986. Прим. 65. С. 371.

[44] Повесть временных лет. С. 13. «Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си».

[45] В Бертинских анналах: Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 288.

[46] Цит. по: Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь: Историко-филологические очерки. М., 2002. С. 282.

[47] Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 39.

[48] Стриннгольм А. Походы викингов. С. 27-28.

[49] Блок М. Феодальное общество. С. 26.

[50] Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985. С. 93-95.

[51] Блок М. Феодальное общество. С. 26-27.

[52] Гуревич А.Я. Викинги. С. 100.

[53] О пирах см.: Стриннгольм А. Походы викингов. С. 611-625. О значении пиров в восточнославянском государстве см.: Фроянов И.Я. Престижные пиры и дарения в Киевской Руси // Советская этнография. 1976. № 6. С. 39-46.

[54] Блок М. Феодальное общество. С. 46.

[55] Ловмяньский Х. Русь и норманны. С. 91.

[56] Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. СПб., 2000. С. 39.

[57] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. М., 2001. С. 105-107.

[58] Стальсберг А. Археологические свидетельства об отношениях между Норвегией и Древней Русью в эпоху викингов: возможности и ограничения археологического изучения // Древнейшие государства Восточной Европы: 1999 г. Восточная и Северная Европа в средневековье. М. 2001. С. 93-115.

[59] Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени) // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 192.

[60] Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона. С. 81.

[61] Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. С. 79.

[62] Седов В.В. Славяне. М., 2002. С. 557. Седов В.В. Конфедерация северно-русских племен в середине IX в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А.П. Новосельцева. М., 2000. С. 240-249.

[63] Седов В.В. Славяне. С. 286, 391-393. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги. С. 206-207.

[64] Петрухин В. Путь из варяг в греки. Становой хребет Древнерусской державы // Родина. № 11-12. 2002. С. 56-57. Кирпичников А.Н., Дубов И.В., Лебедев Г.С. Русь и варяги. С. 222-229.

[65] Янссон И. К вопросу о полиэтничных общностях эпохи викингов // Древнейшие государства Восточной Европы: 1999 г. Восточная и Северная Европа в средневековье. М. 2001. С. 122.

[66] Хлевов А.А. Норманнская проблема в отечественной исторической науке. СПб., 1997. С. 77.

[67] Носов Е.Н. Первые скандинавы в Северной Руси // Викинги и славяне: ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях. СПб., 1998. С. 61.

[68] Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. С. 73.

[69] Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Норманны и варяги. Образ викинга на западе и на востоке Европы // Славяне и их соседи. Этно-психологический стереотип в средние века: Сборник тезисов. М., 1990. С. 14-17.

[70] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Рязань, 2001. С. 106.

[71] Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А.П. Новосельцева. М., 2000. С. 303-304.

[72] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 305.

[73] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 309, 313.

[74] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993. С. 342-358. Вернадский Г.В. Древняя Русь. М.; Тверь, 1996. С. 283.

[75] Петрухин В.Я. «Русский каганат», скандинавы и Южная Русь: средневековая традиция и стереотипы современной историографии // Древнейшие государства Восточной Европы: 1999 г. Восточная и Северная Европа в средневековье. М. 2001. С. 135. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия // Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., 2000. С. 118.

[76] Петрухин В.Я. О «Русском каганате» начальном летописании поисках и недоразумениях в новейшей историографии // Славяноведение. 2001. № 4. С. 79.

[77] У того же Гардизи и других: Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 305-307.

[78] Цукерман К. Два этапа формирования Древнерусского государства // Славяноведение. 2001. № 4. С. 69.

[79] Мельникова Е.А. К типологии предгосударственных и раннегосударственных образований в Северной и Северо-Восточной Европе. С. 29.

[80] Мельникова Е.А. К типологии предгосударственных и раннегосударственных образований в Северной и Северо-Восточной Европе. С. 27. См. также: Брюсов А.Я. О характере и влиянии на общественный строй обмена и торговли в доклассовом обществе // СА. 1957. Вып. XXVII. С. 14–28.

[81] Хлевов А.А. Норманская проблема в отечественной исторической науке. СПб., 1997. С. 76.

[82] У Ибн ал-Факиха: «этот город есть складочное место всего мира». Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 291.

[83] Кирпичников А. Великий Волжский путь // Родина. № 11-12. 2002. С. 59.

[84] Коновалова И.Г. Пути сообщения в Восточной Европе по данным средневековых арабо-персидских авторов // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А.П. Новосельцева. М., 2000. С. 129.

[85] Коновалова И.Г. Пути сообщения в Восточной Европе по данным средневековых арабо-персидских авторов. С. 130-131.

[86] Поляк А.Н. Восточная Европа IX-X веков в представлении Востока // Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. Вып. 10. М., 2001. С. 80-81.

[87] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII веков. М., 2001. С. 121.

[88] История Востока. Т. 2. Восток в средние века. М., 1995. С. 125.

[89] Поляк А.Н. Восточная Европа IX-X веков в представлении Востока. С. 81.

[90] От 350 до 400 млн., включая стоимость натуральных поставок. История Востока. Т. 2. С. 127.

[91] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 121.

[92] Петрухин В.Я. «Русский каганат», скандинавы и Южная Русь. С. 139-140.

[93] Кирпичников А. Великий Волжский путь. С. 63.

[94] Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона. С. 77, 82.

[95] Мельникова Е.А. К типологии предгосударственных и раннегосударственных образований в Северной и Северо-Восточной Европе (Постановка проблемы) // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1992-1993 годы. М., 1995. С. 28.

[96] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 291. Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999. С. 206. Коновалова И.Г. Пути сообщения в Восточной Европе по данным средневековых арабо-персидских авторов. С. 128. Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX-X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А.П. Новосельцева. М., 2000. С. 113.

[97] Новосельцев А.П. Арабские источники об общественном строе восточных славян IX в. – первой половины X в. (полюдье). С. 22.

[98] Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). СПб., 2000. С. 8.

[99] Калинина Т.М. Арабские источники VIII-IX вв. о славянах // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1991 год. М., 1994. С. 215-216. Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX-X вв. С. 118.

[100] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 291.

[101] Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX-X вв. С. 114.

[102] Калинина Т.М. Арабские источники VIII-IX вв. о славянах. С. 217-218.

[103] Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории западной Евразии // Славяне и их соседи. Славяне и кочевой мир. Вып. 10. М., 2001. С. 65.

[104] Согласно Л.Н. Гумилеву именно рахданиты являлись скупщиками награбленного викингами и более того – их «разведчиками и проводниками» в Западной Европе. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992. С. 167-171.

[105] Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX-X вв. С. 111-113.

[106] Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории западной Евразии. С. 67-68.

[107] Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. С. 194.

[108] Коновалова И.Г. Пути сообщения в Восточной Европе по данным средневековых арабо-персидских авторов. С. 129.

[109] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 316-317.

[110] Коновалова И.Г. Пути сообщения в Восточной Европе по данным средневековых арабо-персидских авторов. С. 132.

[111] Хорезм – юго-восточнее Аральского моря, Хорасан – южнее Хорезма, восточнее Каспийского моря. Завоеваны арабами во второй половине VII – начале VIII в. История Востока. Т. 2. С. 117, 122.

[112] Поляк А.Н. Восточная Европа IX-X веков в представлении Востока. С. 79.

[113] Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX-X вв. С. 116-118. Коновалова И.Г. Пути сообщения в Восточной Европе по данным средневековых арабо-персидских авторов. С. 133.

[114] Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX-X вв. С. 116.

[115] Коновалова И.Г. Пути сообщения в Восточной Европе по данным средневековых арабо-персидских авторов. С. 133.

[116] Древняя Русь в свете зарубежных источников. С. 213-214.

[117] Назаренко А.В. «Путь из немец в хазары» и первые века древнерусской истории // Внешняя политика Древней Руси. Юбилейные чтения, посвященные 70-летию со дня рождения В.Т. Пашуто. Тезисы докладов. М., 1988. С. 56. Калинина Т.М. Арабские источники VIII-IX вв. о славянах. С. 217.

[118] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 71-112.

[119] Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. С. 97.

[120] Петрухин В. Путь из варяг в греки. Становой хребет Древнерусской державы. С. 54. Петрухин В.Я. «Русский каганат», скандинавы и Южная Русь: средневековая традиция и стереотипы современной историографии. С. 140. Петрухин В.Я. О «Русском каганате» начальном летописании поисках и недоразумениях в новейшей историографии. С. 82.

[121] Франклин С., Шепард Д. Начало Руси. 750-1200. С. 103.

[122] История Востока. Т. 2. С. 254-255.

[123] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 291.

[124] Новосельцев А.П. Арабские источники об общественном строе восточных славян IX в. – первой половины X в. (полюдье) // Социально-экономическое развитие России. Сб. ст. к 100-летию со дня рождения Н.М. Дружинина. М., 1986. С. 22.

[125] Калинина Т.М. Интерпретация некоторых известий о славянах в «Анонимной записке» // Древнейшие государства Восточной Европы: 2001 год: Историческая память и формы ее воплощения. М., 2003. С. 204-206.

[126] Цит. по: Калинина Т.М. Интерпретация некоторых известий о славянах в «Анонимной записке». С. 208.

[127] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 294-297. Калинина Т.М. Арабские источники VIII-IX вв. о славянах. С. 221-224.

[128] Калинина Т.М. Интерпретация некоторых известий о славянах в «Анонимной записке». С. 204-216.

[129] Поляк А.Н. Восточная Европа IX-X веков в представлении Востока. С. 90.

[130] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 304.

[131] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. С. 331. Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М., 2004. С. 64.

[132] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 316-318.

[133] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 316-317.

[134] Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX-X вв. С. 118.

[135] Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории балтийского региона. С. 82.

[136] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 95.

[137] Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 317.

[138] Калинина Т.М. Заметки о торговле в Восточной Европе по данным арабских ученых IX-X вв. С. 119.

[139] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 91.

[140] Мельникова Е.А. К типологии предгосударственных и раннегосударственных образований в Северной и Северо-Восточной Европе. С. 30.

[141] Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь: Историко-филологические очерки. С. 301.

[142] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 12-13.

[143] Мельникова Е.А. Древнескандинавские географические сочинения. М., 1986. С. 62, 65. Мельникова Е.А. Древняя Русь в исландских географических сочинениях // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1975 г. М., 1976. С. 145.

[144] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 154.

[145] Рыдзевская А.Е. Древняя Русь и Скандинавия в IX-XIV вв. (материалы и исследования). М., 1978. С. 133-134.

[146] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 45-48.

[147] Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь: Историко-филологические очерки. С. 280.

[148] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 56. Джаксон Т. На восток в Хольмгард. Балтийско-волховский отрезок пути из варяг в греки // Родина. 2002. № 11-12. С. 27.

[149] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 54.

[150] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 49-59.

[151] Мельникова Е.А. Древняя Русь в исландских географических сочинениях. С. 149.

[152] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 61.

[153] Джаксон Т. На восток в Хольмгард. С. 27-29.

[154] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 110-111.

[155] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 105.

[156] Успенский Ф.Б. Скандинавы. Варяги. Русь: Историко-филологические очерки. С. 286 и далее.

[157] Джаксон Т.Н. Austr í Görđum: Древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. С. 97.

[158] Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 75.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: