РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА




ОБРАЗ ИЛЬИ МУРОМЦА И ЕГО ПОЭТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

 

Вопросы:

1. Историческая основа былинного образа Ильи Муромца.

2. Былинные сюжеты об Илье Муромце.

3. Образ Ильи Муромца в ранних сюжетах.

4. Образ Ильи Муромца в былине «Илья и Калин царь».

5. Образ Ильи Муромца в сюжетах былин о других героях.

6. Позднейшие сюжеты об Илье Муромце.

 

Литература:

а) учебная литература

Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М., 2001.

Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. М., 1998.

Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 2007.

б) научная литература

Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1999.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII–ХIII веков. М., 1982.

Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. Москва; Саратов, 1994.

в) источники

Свод русского фольклора / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – СПб.: Наука; М.: Классика, 2001. – (Серия "Былины").

ЗАДАНИЯ

 

Задание 1.

Подготовьте справку об одном из прототипов богатыря Ильи Муромца.

а) Силач Чоботок;

б) Илья Сокол;

в) Димитрий Телегин;

г) инок Илья.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

На основе учебной и научной литературы определите, когда возникли первые сюжеты об Илье Муромце. Расположите былинные сюжеты об Илье Муромце в последовательности их возникновения.

 

Получение силы (исцеление Ильи-сидня, Илья Муромец и Святогор);

Исцеление Ильи Муромца;

Илья Муромец и Святогор;

Первая поездка Ильи Муромца в Киев;

Илья и Соловей-разбойник;

Илья Муромец и Батый Батыевич;

Илья Муромец и Калин-царь;

Про татарское нашествие;

Илья Муромец и Кудреванко;

Илья Муромец и Идолище;

Илья Муромец и чудище;

Илья Муромец на заставе богатырской;

Рождение Сокольника, отъезд и бой его с Ильей Муромцем;

Бой Ильи Муромца с сыном;

Илья Муромец и дочь его;

Илья Муромец и татарчонок;

Илья Муромец и богатырь турок;

Бой Добрыни с Ильей Муромцем;

Никита Заолешанин;

Илья Муромец в ссоре со Владимиром;

Про Илью и голи кабацкие;

Встреча Илья Муромца со станичниками;

Илья Муромец и казна монастырская;

Три поездки Ильи Муромца;

Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле;

Илья Муромец на Волге.

 

Задание 3.

Вам предлагается выполнить коллективный исследовательский проект, цель которого – проследить, как в былинах представлен образ Ильи Муромца и как этот образ развивался во времени. Вам необходимо сформировать три группы исследователей и выполнить задания.

Группа I. Образ Ильи Муромца в ранних сюжетах.

Группа II. Образ Ильи Муромца в былине «Илья и Калин-царь».

Группа III. Поздние сюжеты об Илье Муромце.

 

Группа 1.

Образ Ильи Муромца в ранних сюжетах

Вопросы:

1. Составьте перечень ранних сюжетов об Илье Муромце.

2. Используя примечания к представленным былинам в сборнике «Илья Муромец» (М.: Наука, 1958 https://feb-web.ru/feb/byliny/default.asp), определите степень распространенности сюжетов и географию былины.

3. Составьте картотеку цитат, характеризующих Илью Муромца по сделанному перечню былинных сюжетов (одна карточка = 1 цитата)

4. На основе составленной картотеки заполните таблицу:

 

Постоянные черты внешнего облика богатыря Единичные черты внешнего облика богатыря Постоянные черты внутренних качеств богатыря Единичные черты внутренних качеств богатыря
1. 1. 1. 1.
2. 2. 2. 2.
3. 3. 3. 3.

5. Проанализируйте одну из былин на предмет соблюдения композиции. Все ли указанные части присутствуют в былине? Оцените сохранность анализируемого текста.

6. В таблице представлены основные художественные приемы, используемые слагателями при построении былины. Посмотрите по словарю определение каждого из этих приемов. Проиллюстрируйте использование данных приемов, подобрав примеры из былин и определите функцию этих приемов в тексте.

 

Художественный прием Пример использования в тексте Функции художественного приема
ретардация    
общие места    
постоянные эпитеты    
гиперболы    
метафоры    
параллелизм    

 

 

Группа 2.

Образ Ильи Муромца в былине «Илья и Калин-царь»

Вопросы:

1. Используя примечания к представленным былинам в сборнике «Илья Муромец» (М.: Наука, 1958), определите степень распространенности сюжета и географию былины.

2. Составьте картотеку цитат, характеризующих Илью Муромца (одна карточка = 1 цитата)

3. Раскройте социальное начало в былине; чем объясняется появление бунтарских качеств в образе Ильи Муромца?

4. Выделите систему сказочных мотивов в былине.

5. Проанализируйте одну из былин на предмет соблюдения композиции. Все ли указанные части присутствуют в былине? Оцените сохранность анализируемого текста.

6.В таблице представлены основные художественные приемы, используемые слагателями при построении былины. Посмотрите по словарю определение каждого из этих приемов. Проиллюстрируйте использование данных приемов, подобрав примеры из былин и определите функцию этих приемов в тексте.

 

Художественный прием Пример использования в тексте Функции художественного приема
ретардация    
общие места    
постоянные эпитеты    
гиперболы    
метафоры    
параллелизм    

 

 

Группа 3.

Поздние сюжеты об Илье Муромце

Вопросы:

1. Составьте перечень поздних сюжетов об Илье Муромце.

2. Используя примечания к представленным былинам в сборнике «Илья Муромец» (М.: Наука, 1958), определите степень распространенности сюжетов и географию былин.

3. Составьте картотеку цитат, характеризующих Илью Муромца по сделанному перечню былинных сюжетов (одна карточка = 1 цитата)

4. Какие новые качества появились в облике Ильи Муромца? Что нового об Илье Муромце узнает читатель из этих былин?

5. Аргументированно согласитесь или не согласитесь с мнением исследователей о причинах появления поздних сюжетов об Илье Муромце: «Приурочение к Илье Муромцу сказочного мотива о чудесном исцелении сидня явилось в результате естественного желания дать начало биографии любимейшего народного богатыря и вместе с тем окружить легендой происхождение его необычайной, неодолимой силы. Таким образом, сюжет этот – один из позднейших в цикле былин об Илье Муромце».

6. Проанализируйте одну из былин на предмет соблюдения композиции. Все ли указанные части присутствуют в былине? Оцените сохранность анализируемого текста.

7.В таблице представлены основные художественные приемы, используемые слагателями при построении былины. Посмотрите по словарю определение каждого из этих приемов. Проиллюстрируйте использование данных приемов, подобрав примеры из былин и определите функцию этих приемов в тексте.

 

Художественный прием Пример использования в тексте Функции художественного приема
ретардация    
общие места    
постоянные эпитеты    
гиперболы    
метафоры    
параллелизм    

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА

1. Сформируйте исследовательский коллектив (6-7 человек), выберите тему исследования и определите руководителя коллектива.

2. Распределите обязанности (задания) между коллективом.

3. Проведите индивидуальное исследование по выбранному вопросу.

4. Соберите полученные материалы, сделайте выводы по проекту,

5. Определите порядок защиты проекта (презентация, индивидуальные сообщения и т.д.), вместе с руководителем заполните карту проекта.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Образ Ильи Муромца в ранних былинных сюжетах», выполненного в рамках изучения темы: «Образ Ильи Муромца и его поэтическая история»  
Учебная группа: шифр группы Руководитель проекта:  
Исследовательский коллектив:    
Цель проекта:  
Научная гипотеза:  
Ключевые слова:  
Материал исследования:  
    Ход выполнения проекта
Задания Выполнил (ФИО) Результат работы
1. Составьте перечень ранних сюжетов об Илье Муромце.   Был составлен перечень из числа сюжетов
2. Используя примечания к представленным былинам в сборнике «Илья Муромец» (М.: Наука, 1958) определите степень распространенности сюжетов и географию былины.   На основе анализа справочной информации, выявлено А) сюжеты былины распространены….. Б) Территориально былина исполнялась…….
3. Составьте картотеку цитат, характеризующих Илью Муромца по сделанному перечню былинных сюжетов   На основе анализа былин (перечислить название) была составлена картотека из …… цитат
4. На основе составленной картотеки заполните таблицу   В процессе заполнения таблицы выявлено
5. Проанализируйте одну из былин на предмет соблюдения композиции. Все ли указанные части присутствуют в былине? Оцените сохранность анализируемого текста   Для выполнения задания была взята былина….. Анализ былины показал
6. В таблице представлены основные художественные приемы, используемые слагателями при построении былины. Посмотрите по словарю определение каждого из этих приемов. Проиллюстрируйте использование данных приемов, подобрав примеры из былин и определите функцию этих приемов в тексте.     Для выполнения задания была взята былина….. Анализ былин показал
Итоги проекта
В результате проведения исследования доказано:  
При выполнении проекта была использована учебная и научная литература:  
Возможные пути использования проекта на уроках в средней школе:  

 


 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Образ Ильи Муромца в былине «Илья и Калин-царь», выполненного в рамках изучения темы: «Образ Ильи Муромца и его поэтическая история»  
Учебная группа: шифр группы Руководитель проекта:  
Исследовательский коллектив:    
Цель проекта:  
Научная гипотеза:  
Ключевые слова:  
Материал исследования:  
    Ход выполнения проекта
Задания Выполнил (ФИО) Результат работы
1. Используя примечания к представленным былинам в сборнике «Илья Муромец» (М.: Наука, 1958) определите степень распространенности сюжета и географию былины.   На основе анализа справочной информации, выявлено А) сюжеты былины распространены….. Б) Территориально былина исполнялась…….
2. Составьте картотеку цитат, характеризующих Илью Муромца   На основе анализа былин (перечислить название) была составлена картотека из …… цитат
3. Раскройте социальное начало в былине; чем объясняется появление бунтарских качеств в образе Ильи Муромца?    
4. Выделите систему сказочных мотивов в былине.    
5. На основе составленной картотеки заполните таблицу   В процессе заполнения таблицы выявлено
5. Проанализируйте одну из былин на предмет соблюдения композиции. Все ли указанные части присутствуют в былине? Оцените сохранность анализируемого текста   Для выполнения задания была взята былина….. Анализ былины показал
6. В таблице представлены основные художественные приемы, используемые слагателями при построении былины. Посмотрите по словарю определение каждого из этих приемов. Проиллюстрируйте использование данных приемов, подобрав примеры из былин и определите функцию этих приемов в тексте.     Для выполнения задания была взята былина….. Анализ былин показал
Итоги проекта
В результате проведения исследования доказано:  
При выполнении проекта была использована учебная и научная литература:  
Возможные пути использования проекта на уроках в средней школе:  

 

 


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА «Образ Ильи Муромца в ранних былинных сюжетах», выполненного в рамках изучения темы: «Образ Ильи Муромца и его поэтическая история»  
Учебная группа: шифр группы Руководитель проекта:  
Исследовательский коллектив:    
Цель проекта:  
Научная гипотеза:  
Ключевые слова:  
Материал исследования:  
    Ход выполнения проекта
Задания Выполнил (ФИО) Результат работы
1. Составьте перечень поздних сюжетов об Илье Муромце.   Был составлен перечень из числа сюжетов
2. Используя примечания к представленным былинам в сборнике «Илья Муромец» (М.: Наука, 1958) определите степень распространенности сюжетов и географию былины.   На основе анализа справочной информации, выявлено А) сюжеты былины распространены….. Б) Территориально былина исполнялась…….
3. Составьте картотеку цитат, характеризующих Илью Муромца по сделанному перечню былинных сюжетов   На основе анализа былин (перечислить название) была составлена картотека из …… цитат
4. Какие новые качества появились в облике Ильи Муромца? Что нового об Илье Муромце узнает читатель из этих былин?   В процессе заполнения таблицы выявлено
5. Аргументированно согласитесь или не согласитесь с мнением исследователей о причинах появления поздних сюжетов об Илье Муромце    
6. Проанализируйте одну из былин на предмет соблюдения композиции. Все ли указанные части присутствуют в былине? Оцените сохранность анализируемого текста   Для выполнения задания была взята былина….. Анализ былины показал
7. В таблице представлены основные художественные приемы, используемые слагателями при построении былины. Посмотрите по словарю определение каждого из этих приемов. Проиллюстрируйте использование данных приемов, подобрав примеры из былин и определите функцию этих приемов в тексте.   Для выполнения задания была взята былина….. Анализ былин показал
Итоги проекта
В результате проведения исследования доказано:  
При выполнении проекта была использована учебная и научная литература:  
Возможные пути использования проекта на уроках в средней школе:  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: