График реализации мероприятий
№ | Название мероприятия | Дата проведения | Место проведения |
1. | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | Май-Октябрь 2015г. | |
1.1 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «27» марта 2015 г. | Щербактинский район (с. Щербакты) |
1.2 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «28» апреля 2015 г. | Качирский район (с. Теренколь) |
1.3 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «14» мая 2015 г. | Актогайский район (с. Актогай) |
1.5 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «23» сентября 2015 г. | Майский район (с. Коктобе) |
1.6 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «01» октября 2015 г. | Баянаульский район (с. Баянаул) |
1.7 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «05» октября 2015 г. | Железинский район (с. Железинка) |
1.8 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «12» октября 2015 г. | Лебяжинский район (с. Акку) |
1.9 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «21» октября 2015 г. | Иртышский район (c. Иртышск) |
1.10 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «29» октября 2015 г. | Успенский район (с. Успенка) |
1.10 | Организация выездных семинаров-практикумов «Өмірлік ынта» для молодежи по профилактике суицидальных проявлений в 10 районах области | «29» ноября 2015 г. | Павлодарский район (г. Павлодар) |
2. | Организация семинаров-тренингов для молодежи «Жизнь можно изменить» в 3 городах по профилактике суицидальных | Май-Октябрь 2015 г.: | Павлодарская область: г. Павлодар, г. Экибастуз, г. Аксу |
2.1 | Организация семинаров-тренингов для молодежи «Жизнь можно изменить» в 3 городах по профилактике суицидальных | 16 февраля 2015 г. | Павлодарская область: г. Экибастуз |
2.2 | Организация семинаров-тренингов для молодежи «Жизнь можно изменить» в 3 городах по профилактике суицидальных | 18 ноября 2015 г. | Павлодарская область: г. Аксу |
2.3 | Организация семинаров-тренингов для молодежи «Жизнь можно изменить» в 3 городах по профилактике суицидальных | Павлодарская область: г. Павлодар | |
3. | Организация и проведение не менее 2-х областных круглых столов на тему: «Профилактика суицида» | Май-Ноябрь 2015 г. | |
3.1 | Организация и проведение не менее 2-х областных круглых столов на тему: «Профилактика суицида» | «18» марта 2015 г. | Павлодарская область: г. Павлодар |
3.2 | Организация и проведение не менее 2-х областных круглых столов на тему: «Профилактика суицида» | «25» июня 2015 г. | Павлодарская область: г. Павлодар |
4. | Проведение «I республиканской конференции «Преступления и наказания современности» | «22» ноября 2015г. | Павлодарская область: г. Павлодар |
Заключение
Рост суицидальной активности среди общего и детского населения республики Казахстан обусловливает необходимость активизации усилий государства и общества по разработке конкретных мероприятий, направленных на профилактику суицидов. Основным условием эффективности таких мероприятий является единство в подходах и преемственность деятельности заинтересованных служб (здравоохранения, образования, внутренних дел и других). Кроме того, важное значение имеет ответственность каждого ведомства за свой участок работы и взаимодействие со смежными службами.
Суицидальное поведение является многофакторным явлением и имеет сложные механизмы формирования, что диктует необходимость использования бригадного подхода к диагностике и профилактике с привлечением различных специалистов на разных этапах. Вторичную и третичную профилактику суицидального поведения традиционно осуществляет медицинская служба, однако, особую значимость приобретает ранняя диагностика суицидального поведения, выявление детей из группы риска по развитию суицидального поведения, а также деятельность направленная на нивелирование влияния суицидогенных факторов. В этой связи основной акцент в реализации мероприятий по первичной профилактике падает на учреждения образования, в частности, на школьных психологов. Очевидно, что именно на уровне школы взаимодействие специалистов здравоохранения, внутренних дел, социальной службы и родителей в направлении превенции суицидальных проявлений будет наиболее оптимальным. Кроме того, необходимость координации такого взаимодействия обусловит повышение роли школьных психологов и вообще психологического сектора учреждений образования, а также будет способствовать организации системы мониторинга суицидальной активности детей и подростков.
Всего было проведено 16 мероприятий, с участием ___ человека (в соответствии со списками участников мероприятий).
Были достигнуты следующие результаты:
· Результаты тренингов по социальным вопросам:
- Создание позитивного настроения, обучение конструктивному выплеску агрессии, заряд положительной энергией, физическая разгрузка, осознание причин агрессии.
- Обучение различать агрессивное поведение от уверенного, приобретение нового опыта эмоционального реагирования.
- Развитие положительной установки по отношению к себе, самопринятие.
- Повышение навыков бесконфликтного поведения.
- Осознание ролевых функций семьи. Усиление эмоциональной значимости семейных отношений.
- Снижение эмоционального дискомфорта. Обучение навыкам саморегуляции организма.
- Повышение коммуникативного уровня в межличностном взаимодействии. Обучение новой стратегии поведения в межличностном общении. Развитие гуманистической установки по отношению к другим людям.
- Повышение психологической компетентности при бытовом насилии. Профилактика поведения жертвы. Выработка новой стратегии поведения в ситуации насилия над личностью.
- Осознание собственной модели поведения, при проявлении различных эмоций. Обретение опыта трансформации негативных чувств в позитивные. Снятие эмоционального напряжения.
- Развитие адекватных представлений о выполняемых социальных ролях и личностных качеств. Анализ сильных и слабых сторон своей личности. Определение своих лучших качеств, использование их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.
· Результаты консультаций:
- Проведена техника «восстановление травматической ситуации» и проработаны основные негативные чувства обиды и гнева. Клиент осознал свою роль жертвы, наметил новую модель поведения. Снизилось чувство эмоционального дискомфорта. Намечены дальнейшая работа на повышение самооценки и коррекцию психосоматических отклонений.
- Клиент ощущает снижение напряженности за счет отреагирования чувств, поддержку, улучшение самочувствия, облегчение и высказывает желание продолжить работу в группе со схожими проблемами.
- В ходе анализа рисунка клиентка осознает роль ребенка в данной ситуации и свою роль в создавшейся ситуации. Намечает новые модели поведения в отношении смамы и отца и проигрывает их.
- Эмоциональное отреагирование, повышение самооценки и развитие принятия себя. Стабилизировалось эмоциональное состояние, клиент чувствует себя хорошо.
- Намечен план действий, определены ресурсы. Рекомендовано вести дневник наблюдения.
· Результаты организации курсовой подготовки:
Изучение английского языка внесло в жизнь молодежи с ограниченными возможностями разнообразие, добавило новых красок, помогло добиться хоть очень небольших, но новых высот и одержать новые победы. Молодой человек с ОВЗ развивался во всех направлениях, не только развивая речевой аппарат, но и преодолевая стеснение, включался в общение со сверстниками.
По итогам проведения курсовой подготовки по английскому языку были достигнуты следующие результаты:
- развитие речевой компетенции: умение понимать простые иноязычные тексты, речь преподавателя, а также умение передавать информацию в простых высказываниях;
- увеличение объема лингвистических знаний (лексика по изученным темам);
- расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитие мотивации и способности к дальнейшему изучению английского языка.
Результаты по итогам курсовой подготовки по математике:
Курс осуществил учебно - практическое знакомство со многими разделами математики. Удовлетворил и расширил познавательный интерес молодых людей к проблемам данной точной науки, расширил кругозор, углубил знания в данной учебной дисциплине.
· Результаты выездного лагеря:
- Укрепление здоровья молодежи с ограниченными возможностями и асоциальным поведением, а также формирование навыков здорового образа жизни в результате вовлечения в активную спортивно-оздоровительную деятельность, длительное пребывание на свежем воздухе, оздоровление в результате закаливающих процедур.
- Раскрытие и развитие творческого потенциала молодежи в результате занятости в творческой деятельности, участия в различных конкурсах и концертах.
- Личностное развитие каждого участника с ограниченными возможностями и асоциальным поведением, воспитание культуры общения, чувства патриотизма, расширение кругозора в результате разнообразия форм организации, создание благоприятного микроклимата в коллективе в результате овладения умениями и навыками сотрудничества и толерантности.
· Результаты конкурса «Ашық өнер»:
- Через активное участие в мастер-классах, концертной программе и выставке творческих работ участники конкурса почувствовали себя равноправными участниками культурного процесса и жизни общества.
- Раскрыли свои творческие способности, как в художественной самодеятельности, так и в изготовлении поделок и сувениров своими руками. По итогам проведения мероприятий проекта можно сделать следующие выводы:
· Выводы по тренингам по социальным вопросам:
Основной контингент участников социально-психологических тренингов составили юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья, асоциальным поведением, испытывающие страхи, внутренние комплексы, агрессию, повышенную тревожность и трудности в сфере человеческих контактов.
С мая по ноябрь было проведено 10 тренингов на преодоление психологических проблем, которые препятствуют полноценной социальной адаптации и интеграции в общество данной категории граждан.
В тренинге «Агрессия и гнев» ребята учились выражать гнев наиболее приемлемыми способам, через ролевое проигрывание жизненных ситуаций они обучались новой стратегии поведения, снижению уровня агрессивности, снятию напряжения.
На тренинге «Конфликты и их разрешения» участники расширили свои представления о причинах и видах конфликтов в различных сферах межличностного общения и способах их разрешения. Были предложены различные ролевые ситуации, где ребята учились в парах находить наиболее приемлемый способ поведения, а также каждый из участников рассказал историю своего конфликта, тем самым выговорил свое внутреннее напряжение, проработал обиду и получил новый жизненный опыт общения.
В тренинге «Дружба» на повышение коммуникативных навыков и развитие общения ребята учились развивать доверительные отношения в группе, умению объединяться и сплочаться с новыми участниками группы, повышали свой уровень вербального и не вербального общения. Тем самым участники этого тренинга привнесли новый опыт в свою реальную жизнь и проявили новые качества своей личности.
Тренинг «Самопринятие. Самоодобрение. Позитивное мышление» помог ребятам научиться принимать себя такими, какие они есть, развивать «социальные навыки», позволяющие человеку жить полноценной жизнью и способствовать тому, чтобы рядом с ними лучше жилось другим. Ребята повысили психологическую компетентность в представлениях о выполняемых социальных ролях и личностных качеств, проанализировали сильные и слабые стороны своей личности. Научились определять свои лучшие качества и узнали, как использовать их в качестве ресурса в преодолении трудных ситуаций.
По итогам проведенных тренингов снизился уровень агрессии, ребята научились трансформировать негативную энергию в позитивную, получили заряд положительной энергии, снизили внутреннее напряжение, избавились от внутренних комплексов, страхов, напряжения и эмоциональной нестабильности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что психологические тренинги являются мощным психотерапевтическим средством в работе с людьми с ОВЗ и асоциальным поведением, так как являются наиболее доступными для такой категории молодежи, и именно в таких мероприятиях появляется возможность легко и быстро в ролевых ситуациях, на практике, обучиться новым социальным навыкам поведения, способам снятия агрессивного и суицидального поведения, избавиться от внутреннего напряжения и дискомфорта, а также обучиться способам адаптации и социализации в общество.
· Выводы по консультациям:
Психологические консультации в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья и асоциальным поведением, являются активным психологическим воздействием, обеспечивающим снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряжённости, а также способствуют формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям в социуме.
· Выводы по организации курсовой подготовки:
По итогам реализации курсовой подготовки по английскому языку для молодежи с ограниченными возможностями и асоциальным поведением можно сделать следующие выводы:
Серьезную проблему составляет обширная категория молодежи с ограниченными возможностями с тяжелыми формами нарушений как единичного, так и множественного характера. Они не обучались в по существующим программам. Но это отнюдь не значит, что они не должны обучаться. Самую серьезную проблему составляет категория с психическими нарушениями. Если незначительная часть такой молодежи, имеющая сохранный интеллект и приемлемое поведение, могут обучаться индивидуально, то основная масса лишена возможности получить образование из-за серьезной задержки умственного развития вторичного характера и сложностей поведения, крайне затрудняющих пребывание в коллективе. Данная категория людей с ОВЗ – участники проекта, имели прекрасную возможность обучения, развития личности. Курсы могли бы достичь уровня, позволяющего им адаптироваться к современным условиям жизни, продолжить образование и получить профессию, соответствующую их интересам и способностям. Но, к сожалению, количество часов очень маленькое. Необходимо увеличить количество часов, приобрести дополнительное компьютерное оборудование и дидактический материал.
По итогам реализации курсовой подготовки по математике, можно сделать выводы что занятия были рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они были построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимались во внимание способности каждого воспитанника в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировались и воспроизводить ситуации, трудные для воспитанника, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание стали основой для позитивных сдвигов в развитии личности молодого человека.
· Выводы по проведению летнего лагеря:
За этот небольшой период летнего лагеря дети успели сдружиться, весело и продуктивно провести время, участвовали в спортивных соревнованиях, где победители были награждены почетными грамотами и подарками. Подопечные «Самала» и ребята с Иртышска приняли участие в психологическом тренинге «Дружба», где заново учились знакомиться, обмениваться дружественными приветствиями, говорить друг другу комплименты, проигрывали не простые жизненные ситуации, которые встречаются на нашем жизненном пути, учились просить друг у друга прощение, занимались релаксацией и психогимнастикой. Также прошли занятия в арт-студии, где все были увлечены рисунками на мольбертах. Все это помогло ребятам объединиться и сплотиться, так что к концу мероприятия все участники лагеря были уже друзьями, обменивались телефонами и адресами и назначали следующий визит в гости. Ребята с азартом участвовали во всех конкурсах и соревнованиях, а затем весело отплясывали на дискотеке. Это еще раз доказало, что такие мероприятия необходимы для нашей молодежи, так как они помогают в общении и дальнейшей интеграции в общество.
· Выводы по конкурсу «Ашық өнер»:
Содержательная сторона мероприятия была направлена на изменение отношения общественности к людям с ограниченными возможностями здоровья как равноправным участникам культурного процесса и жизни общества. Важно то, что конкурс был инклюзивным. Волонтеры принимали людей с ограниченными возможностями, как равных себе, поддерживали их. На таких значимых мероприятиях происходит расширение творческих контактов людей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых людей и изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями как равноправным участникам культурного процесса. Были созданы условия для полноценной духовной жизни людей с ограниченными возможностями, их реабилитации и интеграции в общество через культуру и искусство.
По итогам реализации проекта были выработаны следующие рекомендации:
· Рекомендации по итогам проведения тренингов по социальным вопросам:
Так, как люди с ограниченными возможностями здоровья и асоциальным поведением, являются наиболее незащищенной и уязвленной категорией граждан в нашем обществе, и часто изолированы от него, необходимо проводить такие мероприятия как можно чаще, так как они являются самым доступным средством психокоррекции нарушений поведения и педагогической запущенности, поэтому необходима постоянная работа с такой группой молодежи, а социальные тренинги и групповая психологическая работа поможет им в их дальнейшей социализации и адаптации в обществе, и тем самым, сохранит наше будущее поколение.
· Рекомендации по итогам проведения консультаций:
Необходимо привлечение такой категории граждан к участию в группах взаимоподдержки. Это обеспечит им квалифицированную ситуативную помощь в выходе из состояния дискомфорта, поддержку и укрепление психического здоровья, повышение стрессоустойчивости, уровня психологической культуры в первую очередь в сферах межличностных отношений и общения.
Беседы, общение, выслушивание, мотивация, активная психологическая поддержка жизненного тонуса укрепляет психическое здоровье молодежи с ОВЗ, повышает их стрессоустойчивость и психическую защищённость, избавляет их от внутренних комплексов и асоциального поведения.
· Рекомендации по итогам проведения курсовой подготовки:
Изучение английского языка особенно необходимо молодежи с ограниченными возможностями, которое от приятного занятия, своего рода хобби, было не только интересно, но и крайне полезно, как дополнительное неформальное образование. Учиться никогда и никому не поздно.
По итогам реализации данного мероприятия проекта были даны следующие рекомендации:
- необходимо систематическое ежедневное изучение английского международного языка.
Частые тренировки, а также тренировки речевых клише помогают преодолеть языковой барьер и сформировать навыки правильного общения на иностранном языке, среди которых имеют важное значение ритм и интонация.
- необходимо приобретение специальных наглядных пособий и оборудования по изучению инвалидами английского языка.
- необходимо дополнительное общение со сверстниками, которое способствует успешной социализации молодежи с ограниченными возможностями.
По итогам проведенных занятий по математике, можно сделать рекомендации, что для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) необходимо использовать:
• простое наблюдение;
• проведение математических игр;
• опросники;
• анкетирование;
• психолого-диагностические методы;
• занятия-конкурсы на повторение практических умений;
• занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы);
• самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой).
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
• результативность и самостоятельную деятельность ребенка;
• активность;
• аккуратность;
• творческий подход к знаниям;
• степень самостоятельности в их решении и выполнении.
Так же необходимо:
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех воспитанников в целом и каждого воспитанника в отдельности, принимая во внимание особенности их развития;
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении молодых людей с разными образовательными возможностями.
· Рекомендации по итогам проведения летнего лагеря:
Необходимо развивать данное направление и в дальнейшем, так как это направление придерживается принципа преемственности. Ассоциация детских и молодежных организаций Павлодарской области совместно с ООИ реабилитационный центр «Самал» в течение многих лет имеет опыт проведения подобных лагерей и продолжает делать акцент на спортивно-оздоровительном направлении, развитии творческого потенциала молодежи с ограниченными возможностями и асоциальным поведением. Но каждый новый лагерь привносит и новизну в данную систему: работа педагогов теперь не ограничивается только играми развлекательного характера. Программа лагеря позволяет развивать познавательную активность молодежи с ограниченными возможностями и асоциальным поведением, коммуникативную компетентность, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, умение искать информацию, интерпретировать её, сотрудничать друг с другом и помогать, учитывая иное мнение, что очень важно для подрастающего поколения.
· Рекомендации конкурса «Ашық өнер»:
Творчество инвалидов должно рассматриваться не только как форма и метод их реабилитации, а как неотъемлемая часть общей культуры общества, его нравственного здоровья и как один из важнейших инструментов интеграции инвалидов. Проведение мастер-классов, открытие постоянного действующих выставок творческих работ людей с ограниченными возможностями здоровья – эти и другие мероприятия, несомненно, влияют на развитие художественного творчества людей с ограниченными возможностями здоровья и способствует созданию равных возможностей для участия в культурном процессе и жизни общества. Доброжелательная атмосфера чрезвычайно важна для проведения реабилитации, соответствовать поведению и взглядам людей, давать им чувствовать себя как дома, облегчить пребывание в новой обстановке, вселить уверенность, что им действительно хотят здесь помочь. Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Все это необходимо развивать и в дальнейшем.
Подобные мероприятия должны проводится регулярно. Необходимо привлекать широкий круг здоровой молодежи к активному участию в культурной жизни людей с ограниченными возможностями.