Вариант 11
Часть 1
А1. Выпишите слово, в котором гласная буква обозначает два звука.
Летний тепло мячик здание
Ответ_ __________________________________________
А2. Выпишите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
жАлюзи позвОним оптОвый вручИт
Ответ_ __________________________________________
A3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подберите и запишите к выделенному слову пароним.
1) Коллекционер придирчиво разглядывал картину Левитана, любуясь КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННОСТНЫЕ ориентиры.
3) Знаменитый писатель ПРЕДОСТАВИЛ своим поклонникам новый бестселлер.
4) В БЕДСТВЕННОМ положении находятся многие объекты культурно-исторического наследия нашей страны.
Ответ_ __________________________________________
А4. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Шесть ГЕКТАРОВ ПРЕКРАСНОЕ Сочи толковые БУХГАЛТЕРЫболее НЕЖНЫЙ
Ответ_ __________________________________________
A5. Выпишитеслово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания.
растение настольный прочитав потеряла
Ответ_ __________________________________________
A6. Выпишите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня, вставив пропущенную букву.
пор…зить обог…тить раст…рать подр…внять
Ответ_ __________________________________________
А7. Выпишите слова того ряда, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква, вставив пропущенные буквы.
1) обл…чный, пол_гаться 2) пл…вчиха, об…яние
3) объед…нить, щ…котать 4) раств…рить, раск…лить (докрасна)
Ответ_ __________________________________________
А8. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. Объясните условия выбора орфограмм.
1) ра….жать, не…гораемый (шкаф) 2) не муч…те, возле дач…
3) пр…вратить, пр…зидиум 4) отч…тливый, челноч…к
Ответ_ __________________________________________
A9. Определите ряд, в котором в обоих словах на месте пропуска пишется буква И. Выпишите эти слова. Объясните условия выбора орфограмм.
1) на заднем сидень…, в секци… 2) о летнем зно…, на побережь…
3) в главном геро…, в тенистой алле… 4) среди хво…, в лазур…
Ответ_ __________________________________________
А10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы.
1) беспоко_шься, заброш_нный 2) накорм_шь, потревож_нный
3) поджар_шь, завис…мый 4) сыпл_шь, посе…нный
Ответ_ __________________________________________
A11. Выделите жирным шрифтомпредложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
1)(Не)место красит человека, а человек место.
2)(Не)смотря на лица других гостей, тётка слегка улыбнулась племяннику.
3)(Не)защищённое от ветра море кипело и вздувалось.
4)(Не)скошенный луг виднелся справа от дороги
A12. Выделите жирным шрифтомпредложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
1) Удивительное создание – кошка! Она часто идет (НА)ВСТРЕЧУ опасности. (В)ОТЛИЧИЕ от других животных кошка необычайно терпелива и вынослива.
2)Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
3) В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ– в зависимости от темы, КТО(ТО) слушает молча, а (КОЕ)КТО постоянно перебивает собеседника.
4) Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.
А13. Укажите цифру, соответствующую грамматически правильному продолжению предложения.
Расположившись неподалеку,
1) у зрителей был прекрасный обзор всего поля.
2) игра на стадионе проходили под крики зрителей.
3) зрители наблюдали за ходом соревнований.
4) стадион был виден зрителям.
A14. На месте пропусков вставьте Н/НН, объясните условия выбора орфограммы.
Чайки церемо _ о сидели на чугу _ ых шарах, изъеде _ ых ржавчиной, и выхватывали рыбу из соле _ ой морской воды.
Ответ_ __________________________________________
А15. Выделите жирным шрифтомпредложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1)Вода расступалась и живая волна уходила углом по обе стороны от носа лодки.
2) Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
3) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
A16. Расставьте знаки препинания. Объясните условия постановки запятых.
Илья Репин был беспримерным тружеником и даже стыдился той страсти к работе заставлявшей его от рассвета до сумерек не бросая кистей отдавать все силы огромным полотнам обступавшим его в мастерской.
Ответ_ __________________________________________
A17. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли.
Ответ_ __________________________________________
A18. Установите соответствие(цифра/буква)между правиламипостановки тире или двоеточия в данных предложениях, расставьте на месте пропусков соответствующие знаки препинания.
Предложения | Правила постановки |
1. И.А. Гончаров отправился в путешествие с конкретной практической целью_ ему хотелось вглядеться в чужую жизнь и провести параллель между чужим и своим. | а) Простое предложение с обобщающим словом после однородных членов. |
2. Служить бы рад_ прислуживаться тошно. | б) Бессоюзное сложное предложение, в котором одна из частей указывает на причину предшествующей части. |
3. Архитектура тоже летопись мира_ она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. | в) Бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части. |
4. Среди птиц, насекомых, в сухой траве_ всюду чувствовалось приближение весны. | г) Бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть поясняет содержание того, о чём говорится в первой части. |
д) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. |
Ответ_ __________________________________________
A19. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Репутация Репина (1) как художника (2) который соединил в своём творчестве лучшие черты (3) русского реализма (4) сложилась ещё при его жизни.
Ответ_ __________________________________________
А20. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я утешал себя тем (1) что (2) если бы с Катей случилось несчастье (3) кто-нибудь из знакомых (4) обязательно позвонил мне.
Ответ_ __________________________________________
А21. Укажите, в каком предложении чужая речь оформлена неправильно. Запишите предложение в исправленном виде.
1) Гёте как-то сказал, что есть книги, из которых можно узнать обо всём и ничего не понять.
2) «У интеллигента не биография, — писал О.Э.Мандельштам. — А список прочитанных книг».
3) «Это просто мучительно!» — вскрикнул художник и вскочил.
4) По утверждению Авраама Линкольна, «книги напоминают человеку, что его оригинальные мысли не так уж новы».
Прочитайте текст и выполните задания В1—В7.
(1)В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3)Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».
(4)Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5)Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением. (6)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь.
(7)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (8)Но богом для меня был и остался Лев Толстой...
(9)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (10)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. (11) Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (12) Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (13)Толстой, например, едет на голод, едет с дочерью, дочь ходит по избам, где тиф. (14) Ну ладно сам, но пустить дочь?! (15) По-другому совесть не позволяла.
(16) Какие традиции великой русской литературы продолжает в XX веке Светлана Алексиевич? (17)То, что она сделала, её «Чернобыльская молитва», — это творческий и нравственный подвиг. (18) Ездила несколько лет в зону, зная, что неминуемо схватит радиацию, что малые дозы тоже таят опасность, но не остановилась, написала книгу, которая буквально переворачивает душу.
(19)Цена такого слова всегда велика. (20)А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (21)И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались.
(По Г.Бакланову)
Часть 2.
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В1. Укажите способ образования слова СОЧУВСТВИЕ (предложение 10).
Ответ_ __________________________________________
В2. Из предложений 4—7 выпишите возвратное и притяжательное местоимения.
Ответ_ __________________________________________
В3. Определите тип подчинительной связи в словосочетании СТАНОВЯТСЯ ИНТЕРЕСНЕЙ (предложение 8).
Ответ_ __________________________________________
В4. Среди предложений 9—12 найдите сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным условия. Напишите номер этого сложного предложения.
Ответ_ __________________________________________
В5. Среди предложений 19—21 найдите предложение с однородными дополнениями. Напишите номер этого предложения.
Ответ_ __________________________________________
В6. Среди предложений 17—21 найдите сложное предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
Ответ_ __________________________________________
В задании В7 дайте развернутый ответ, ответ запишите словами
В7. Определите стиль и тип речи данного текста. Аргументируйте свой ответ.