ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОРОДЕ
Шкуратова Н.С.
Научный руководитель канд. архитектуры Истомина С.А.
Сибирский федеральный университет
В «Поправке конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года*» дается определение термину «велосипедная дорожка», который означает «отдельную дорогу или часть дороги, предназначенную для велосипедистов и обозначенную соответствующим знаком. Велосипедная дорожка конструктивно отделяется от других дорог или от других элементов одной и той же дороги».
Велосипедные дорожки рекомендуется сооружать на загруженных дорогах, интенсивность и скорость движения автомобилей на которых делает езду на велосипеде небезопасной. Велодорожки лучше подходят для относительно протяжённых участков дорог с небольшим количеством пересечений.
Классификация велосипедных путей по техническому решению: обособленная велодорожка; велодорожка, совмещенная с пешеходной дорожкой; пешеходно-велосипедная совмещенная дорожка (тротуар); велополоса на проезжей части; нерегламентированное велосипедное движение; изолированная велодорожка.
Зарубежный опыт внедрения велосипедов в городскую среду
Велосипедная инфраструктура в виде дорожек, парковок и велопроката наиболее развита в Европейских странах.
Велосипедной столицей Европы считается Амстердам (Нидерланды), там более 40% городского трафика— велосипедный. Также более 400 км велосипедных дорожек, оборудовано специальными знаками и светофорами. В городе действует множество парковок и станций по прокату велотранспорта. Еще один велосипедный способ передвижения — bike taxi, где педали велосипеда крутите не вы, а водитель.
Традиция использования велосипедов в качестве средства передвижения существует в Копенгагене (Дания) с 1900-х годов. 35% всего населения Копенгагена ездит на работу на велосипедах. Многочисленные пункты проката предлагают велосипеды в бесплатное пользование на несколько часов или на целый день, каждый из которых оснащен картой велодорожек города. В городе 400 км велосипедных дорожек.
Велосипед — это официальный вид городского транспорта в Барселоне (Испания). Правительство проложило зеленую кольцевую велосипедную дорожку, которая насчитывает 100 станций проката. Условия для велосипедистов в Барселоне просто великолепные — отдельные широкие велосипедные дорожки вдоль каждой улицы по всему городу.
Велосипедисты всего мира обожают этот норвежский город Тронхейм за замечательное изобретение — велоподъемник, который работает как подъемник на горнолыжных курортах. Называется он Trampe и по устройству больше похож на эскалатор. Его механизм полностью скрыт под землёй. Снаружи видна только узенькая щель, да ползущие в гору маленькие площадочки, в которые следует упираться ногой, сидя на велосипеде. Пользоваться подъёмником нетрудно, главное помнить, что следует «протянуть вашу правую ногу назад, удерживая её над щелью старта и перенеся на неё свой вес». В наши дни в городе порядка 30 муниципальных станций проката велосипедов.
Монреаль (Канада) - самый обустроенный для велосипедистов город Северной Америки. За прошедшее время власти вложили порядка $134 млн в инфраструктуру города, чтобы сделать его удобным для велосипедистов. Протяжённость отдельных велосипедных дорожек составляет около 600 км.
Учитывая загазованность города, мэрия Пекина (Китай) активно поддерживает велосипедное движение. Всего в Пекине зарегистрировано 11 миллионов велосипедов.
Велосипедная инфраструктура развита в таких городах, как Токио (Япония), Портленд (США), Париж (Франция), Дублин (Ирландия), Берлин (Германия), Богота (Колумбия), Будапешт (Венгрия), Рио-де-Жанейро (Бразилия) и так же в городах Испании, Швейцарии, Бельгии, Швеции и Норвегии.
Состояние велосипедной инфраструктуры в России
В России вопрос о внедрении велодорожек более актуален с точки зрения безопасности, так как участились случаи наездов и аварий с участием велосипедистов. Как сказал глава движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Дороги общего пользования не приспособлены для езды на велосипеде. Нормальный единственный способ это решить— это делать велосипедные дорожки, где хозяевами должны быть велосипедисты, где все должны им уступать.»
В начале 2014 года, по данным РИА Новости, Правительство РФ скорректировало правила движения в пользу велосипедистов, определив понятия "велосипедная дорожка", "велосипедная полоса движения" и "велопешеходная дорожка". По новым правилам в России выделили не только велосипедные дорожки, которые, в частности, появились в центре Москвы, но и отдельные полосы для движения на велосипедах. Обозначать такие зоны будут отдельными знаками и горизонтальной разметкой. Появятся в стране и велопешеходные дорожки — зоны, где движение разрешено как велосипедистам, так и пешеходам.
Также правительство России обязало водителей при повороте уступать дорогу пересекающим ее велосипедистам. При этом постановление вводит ряд ограничений и для велосипедистов. Теперь им можно двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам только в крайнем случае: если отсутствуют специальные зоны для их движения, а по обочине дороги двигаться невозможно.
В России уже имеется небольшой опыт использования велосипедных дорог, но он значительно отстает от западного по качеству и количеству.