Религия древних славян.
49. Религия древних славян: проблема источников.
Одна из главных трудностей в изучении славянского язычества — скудость письменных источников. Собственно мифы славян, мифологические тексты не сохранились, не дошли до нас, и мы судим о славянской мифологии на основе вторичных источников - письменных памятников (летописей, поучений против язычества), сообщений греко-римских писателей, историков, восточных путешественников; важным источником является фольклор (былины, волшебные сказки, заговоры, обрядовые песни и т.д.), этнография, а также археология и топонимия (географические названия, сохранившие имена богов и богинь и т.п.). Вообще составители летописей не стремились запечатлеть сведения о древних верованиях. Николай Михайлович Гальковский по этому поводу писал: "Никто не интересовался нашим язычеством, никаких записей на этот счет не было сделано. Кто писал о язычестве, тот стремился не к сохранению, а к его искоренению. Таким образом, письменные сведения отрывочны и случайны".
Итак, рассмотрим основные источники сведений о языческой мифологии славян, это "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", поучения против язычества "Слово святого Григория (Богословца) "Слово некоего христолюбца, ревнителя по правой вере".
Важными являются сведения о славянах, содержащиеся в книгах византийских историков и писателей. Среди наиболее известных - сочинение византийского писателя, советника полководца Велизария, жившего в VI в., Прокопия Кесарийского "Война с готами". Представляет несомненный интерес и сообщение другого византийского автора - Константина Багрянородного, императора Византии, совершившего в середине Х в. путешествие по Руси, автора книги "Об управлении империей". Он описывает жертвоприношения (по-видимому, Перуну), которые совершали славяне на острове св. Григория (о. Хортица) у священного дуба.
Фольклор является самым богатым источником для исследователей славянской мифологии. Сказки, былины, обрядовые песни, заговоры, несомненно, содержат отголоски древних мифов. Проблема состоит в том, чтобы установить, насколько эти отголоски соответствуют самим мифам, в какой мере можно на основе фольклорных данных реконструировать славянскую мифологию.
Данные археологии являются наиболее достоверным источником сведений о жизни древних людей, представляя собой вещественные фиксации эпохи. Иными словами, материалы археологии дают информацию без каких-либо искажений, связанных с ее передачей через множество поколений. Но по сравнению с другими источниками археология дает весьма небогатый материал для изучения мифологии, а в истолковании информации, получаемой от предметов, найденных при археологических раскопках, мы сталкивается с рядом трудностей.
50. Религия древних славян: особенности пантеона.
Основными чертами славянского язычества как мировоззрения являются вера в одушевлённость природы (аниматизм и анимизм), культ предков и сверхъестественные силы, которые постоянно присутствуют и принимают участие на протяжении всей жизни каждого человека, развитая низшая мифология, убеждённость в возможности воздействия на положение вещей в мире средствами примитивной магии, антропоцентризм.
Общеславянские боги:
Перун — громовержец, главный бог пантеона.
Мать — Сыра Земля — женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери.
Боги восточных славян:
Пантеон князя Владимира:
Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец.
Хорс — олицетворённое солнце.
Дажьбог — солнечное божество, в фольклоре — замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, в книжности — предок русских людей от князя до земледельца.
Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром).
Семаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами.
Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества.
Другие боги Древней Руси
Волос ~ Велес — учёными обычно отождествляются, однако в источниках упоминаются в разных контекстах:
Волос — «скотий бог», покровитель скота.
Велес — бог-покровитель сказителей и поэзии, поскольку сказитель Боян назван в «Слове о полку Игореве» Велесовым внуком.
Рожаницы и Род — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного.
Сварог — возможно, бог-кузнец.
Сварожич — олицетворённый огонь.
Ритуально-календарные персонажи
Масленица, Ярила, Кострома, Кострубонька, Коляда, Купала
Обрядовые и фольклорные олицетворения праздников являлись не богами, а персонажами карнавально-игровой природы.
Боги западных славян:
Боги балтийских славян
Святовит — главный бог Арконы, связан с войной и победой.
Триглав — главный бог своей местности, с ним связан священный вороной конь, у его идола три головы.
Сварожич (Радегаст) — главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями.
Чернобог — злой бог, приносящий несчастье.
Прове — главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще.
Припегала — бог с неясными функциями.
Подага — бог вагров с неясными функциями, имевший храм и идол в Плуне.
Жива — женское божество, главное божество своей местности.
Три бога Кореницы
Яровит — бог войны и плодородия.
Руевит — главный бог Кореницы, бог войны.
Поревит или Поренут — бог с неясными функциями.