Приложение 2.
по проекту «Формирование личностных ресурсов у детей и молодежи «группы риска»
Ключевые понятия: самоотношение, конструктивные стратегии поведения, способы взаимодействия, навыки социальной ориентации, внушаемость. Положительный образ себя.
"ФОТОГРАФИЯ"
Цель упражнения: - формирование умений распознавания личности по портретным описательным характеристикам; - приобретение навыков сравнительного анализа персонажей между собой.
Каждый участник в течение 5-7 мин. набрасывает "психологический портрет" кого-либо из членов группы. Указывать на признаки, особенно внешние, (рост, телосложение и т. п.), по которым можно сразу узнать конкретного человека, нельзя. В портрете должно быть не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека.
Затем каждый выступает с информацией перед группой, а остальные участники пытаются определить, чей это портрет. Возможно сопоставление разного видения членами группы одного и того же человека.
"ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ"
Цель: коррекция самооценки
Задачи:
o Осознание состояния в случае похвалы (порицания),
o Отслеживание динамики самооценки,
o Работа с каждым из состояний через отношения в группе,
o Отреагирование чувств.
Ход упражнения: Выбирается и выводится за дверь 1 участник, которому дается следующая инструкция: "Перед тобой будет стоять 2 стула. Они чем - то отличаются. Тебе нужно выбрать один из них и сесть на него. В процессе того, что будет происходить, тебе нужно только следить за своим состоянием, настроением, чувствами, мыслями". Группе в отсутствие участника дается следующая инструкция: "Представьте, что эти 2 стула - противоположные полюса отношений. Этот - стул критики. Как только участник садится на этот стул, вы по очереди говорите ему о том, что вам в нем не нравится. Несомненно, это должно быть реальным, а не придуманным. Если он садится на другой стул, вы, соответственно, говорите ему о том, чем он вам нравится".
Работа ведется с отношениями и состояниями клиента в каждом случае.
"ВАКЦИНА ОТ СПИДа"
(для детей младшего возраста – «Белая ворона»)
Цель: осмысление стратегии поведения в конфликтной ситуации и в ситуации выбора.
Задачи:
o исследование процесса принятия решения группой;
o овладение навыками высказывания и принятия обратной связи;
o диагностика межличностных отношений.
Ход работы: "Все здесь присутствующие в кругу больны СПИДом. Он не перешел в активную фазу и поэтому не проявлен. Но вы точно знаете, что через некоторое время появятся симптомы и, скорее всего вы умрете. К счастью, учеными была разработана вакцина, которая полностью позволяет вылечить эту болезнь. Но на всех присутствующих есть только 4 вакцины. Ваша задача: в результате группового обсуждения найти тех людей, которые были бы достойны этой вакцины".
Ведущий предоставляет возможность свободной дискуссии. В ее процессе он может задавать вопросы и определять ее направление. После игры проводится обсуждение.
Вопросы ведущего:
o На каком основании вы выбирали людей?
o Кому было трудно предложить себя для вакцинации?
o Кому бы вы никогда не отдали вакцину?
o Если бы у вас были все 4 вакцины, кому бы вы отдали оставшиеся?
o Ради чего вы выбирали или оставляли людей?
"ТРАНЗАКТНЫЕ ИГРЫ"
Цель: осмысление внутриличностного конфликта.
Задачи:
o осознание собственного Родителя, Взрослого и Ребенка;
o определение способов взаимодействия этих составляющих внутри личности;
o определение взаимосвязи внутриличностного и межличностного конфликта.
Ход работы: руководителем группы вводятся основные понятия транзактного анализа: Родитель, Взрослый, Ребенок, транзакция, игра. Дается описание составляющих личности (Взрослый, Ребенок, Родитель). Затем каждому участнику предлагается вспомнить конфликтную ситуацию, которая осталась без разрешения или оставила "нехороший отпечаток". Каждый из участников предлагает свою ситуацию, а группа выбирает наиболее значимые для всех. Затем эта ситуация воспроизводится, но в качестве протагониста представлены все три составляющие его личности (Родитель, Ребенок, Взрослый). Протагонист выбирает из группы людей, которые наиболее подходят на роль его составляющих личности. Он переживает несколько раз ситуацию, находясь в различных позициях. Выясняются отношения между этими составляющими, что помогает протагонисту найти подходящий выход из данной ситуации.
Вопросы ведущего:
o в какой позиции тебе наиболее комфортно?
o в какую позицию тебе труднее вжиться и какие чувства ты при этом испытываешь?
o как эти составляющие относятся друг к другу?
o что каждая из этих составляющих делает в данной ситуации?
o какую составляющую вы бы хотели изменить?
"ЖИВАЯ" СОЦИОМЕТРИЯ
Выбирается один участник. Желательно, чтобы выбор был добровольным. Участнику предлагается расставить других участников на такое расстояние, чтобы оно выражало его отношение к ним. В каждом из случаев важно обращать внимание подростка на то, что он сам может устанавливать дистанции в отношениях с другими людьми, так, как он сделал на занятии. Параллельно необходимо вести работу эмоциональными состояниями, которые сопровождают построения каждой "границы". Обсуждение упражнения может проводиться по следующим вопросам:
o Что нам дают наши границы?
o Как мы определяем их расположение?
o От кого я защищаюсь с помощью своих границ?
o Какая дистанция в отношениях является самой безопасной и эффективной?
«КТО Я»
Ход работы: участники пишут на листочках 10 - 20 (в зависимости от возраста) определений - ответов на вопрос "Кто я?" (5 - 10 минут) После этого проводится работа с полученными ответами, возможная в нескольких направлениях:
1. Анонимно: листочки с ответами кладутся в 1 стопку, ведущий читает, а участники пробуют отгадать, кому принадлежат эти определения.
2. Личностно: каждый участник рассказывает о себе, поясняя, если это необходимо, как это проявляется.
И в том, и в другом случае упражнений выполняет диагностическую роль, в результате чего ведущий уже может начать строить диагностические и коррекционные гипотезы, разрабатывая индивидуальный план работы с каждым участником.
Для обсуждения упражнения можно использовать следующие вопросы:
o Легко ли было писать о себе? Почему?
o Каких качеств больше: положительных, отрицательных, нейтральных? Почему?
o Часто ли вы задумываетесь о вопросе "Кто Я"?
o Зачем задавать себе этот вопрос?
o Интересно ли получать ответы?
o Чьи это ответы? И т.д.
Чтобы упражнение не стало просто приятным времяпрепровождением, важно зафиксировать, что самораскрытие в процессе выполнения и обсуждения упражнения не угрожающего характера, но приносит интересную, важную информацию для себя, и для других носит характер ресурсов.