МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ




1. С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники? Найдите в 2-3 различных букварях соответствующие страницы. Одинакова ли последовательность введения фонетических понятий в этих букварях?

период обучения грамоте первоклассники знакомятся со следующими фонетическими понятиями:
- предложение,
- слово,
- слог,
- ударение,
- звук (гласный, согласный, слияние гласного и согласного).

Я рассмотрела букварь Л.Е. Журовой и букварь В.В. Репкина, проведя анализ, могу сделать вывод о том, что последовательность введения фонетических понятий в этих букварях одиакова. Методический аппарат представлен слоговыми моделями, текстами, столбиками слов и слогов, звуковыми схемами, работой с иллюстрациями.
Структура при этом очень четкая – от простого в сложному, от звука к тексту. Всё это позволяет хорошо работать на уроке учащимся с разным уровнем подготовки.

На мой взгляд, очень удобные для учителя и понятный для ребенка и родителей учебники, которые действительно одновременно развивают и навыки письма, и навыки чтения.

 

2. Найдите в букваре материал для ознакомления со слогом и обучения делению слова на слоги. Что нового узнают первоклассники о слоге? Сформулируйте вывод, к которому должны прийти ученики.

Я думаю, что до школы первоклассники и не встречали такое понятие как слог, поэтому все что с ним связано, всё для них новое. Ученики должны прийти к выводу, что слово состоит из слогов, сколько гласных букв в слове столько и слогов.

3. Определите цель использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач. Каких знаний потребует от первоклассника решение любой из задач?

Целью использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач является закрепление своих знаний о слоге.

Первоклассник должен знать что такое слог, из чего он состоит, как определить количество слогов,.

1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?

В слоге один звук,следовательно он гласный(Я-ма, У-хо)

2) В слоге два звука. Какие это звуки?

В слоге два звука, следовательно это гласный и согласный(Ма-Ма, Мы-Ло, Ра-Ма)

 

 

3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных?

Слог один,следовательно Гласных – 1, согласных – 2 (кот,бык)

4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.

Один гласный, следовательо 1 слог(стул, стол, пол,дверь)

5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?

Слово не может состоять из двух гласных или двух согласных, следовательно одна из них гласная и 1 слог.

6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему количество слогов в словах разное.

В слове КОТ 1 гласная=1 слог, в слове МЯУ -2 гласных= 2 слога.

4. Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесного ударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Подчеркните одинаковые по написанию слова. Поставьте в них знак ударения, объясните ваш выбор.

1 ряд

Ухо - это орган слуха.

В зале звучал орган.

2 ряд

Дети пили молоко.

Пили бревно ровно.

3 ряд

Учить уроки просто мука.

На пол сыплется мука.

 

5. Найдите в 2-3 разных букварях страницы, на материале которых происходит формирование у первоклассников представления о звуках речи. Составьте полный текст беседы с первоклассниками для первого урока знакомства со звуками речи (используйте для этого методические рекомендации к букварям или учебное пособие «Русский язык в начальных классах...» из списка основной учебной литературы).

Азбука Климовой, Макеевой и букварь Андрионовой. Климова: «Мир полон звуков (стр.42), «Гласные и согласные звуки» (стр.46). Андрионова: «Звуки речи» (стр.16).

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со звуками. Ребята вы видите звуки? Нет, звуки мы может только слышать и произносить.
Мир полон звуков. Откройте учебник на странице 42. Внимательно рассмотрите картинку. Что вы на ней видите? Совершенно верно, дети поют. А вы можете произнести тот звук,, что они произносят, посмотрев на их мимику. Верно, это звук О. Ниже приведены предметы, которые тоже могут издавать звуки. Назовите эти предметы. Как звуки они издают?
А теперь посмотрите на следующую страницу. Это звуки природы: ветер, гроза, карканье птиц, шелест листьев и т.д. Каковы признаки приближения грозы? Какими звуками можно это передать? Расскажите о начале грозы. Какими звуками наполняется лес после дождя? Передайте звучание этой лесной песенки, выделяя каждый звук.
А теперь давайте подведем итог. О чем мы говорили на уроке?

7. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Приготовьтесь показать разные приемы работы со звуковыми моделями букваря.

Для сравнения, я рассмотрела букварь Т.М. Адриановой и азбуку Л.Ф. Климановой, С.Г.Матвеевой.

В букваре Т.М. Адриановой схематические обозначения звуков изображены с помощью клеток, закрашенных определенным цветом (красным-гласные, синим-твердые согласные, зеленым – мягкие согласные)

     

В азбуке Л.Ф. Климановой, С.Г.Матвеевой обозначения совпадают по цвету, но схематически устроены сложнее. Красный кружок в клетке- гласный, синий с чертой – согласный твердый, зеленый с волной- согласный мягкий.

Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:
1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;
2) в слоге может быть различное количество звуков;
3) в слоге обязательно есть гласный звук;
4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).

 

8. Какие из указанных слов могут быть предложены для звукового, а какие – для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте? Какие из них не должны даваться для звукового анализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах? Почему?

Ветер, ель, ключ, колобок, куклы, лошадь, маяк, мороз, радость, рука, сахар, суп, улитка, ягода.

Для звукового: куклы, радость, рука,суп, улитка (как произносим так и пишем, для первоклассника не составят трудностей данные слова)

Для звуко-буквенного в период обучения грамоте: ветер [в е т и р], колобок [к а л а б о к], лошадь [л о ш а т’], мороз [м а р о с].

Не должны даваться в начальных классах: ель, ключ, маяк, ягода –данные слова содержат звук, которые при фонетическом разборе дают 2 звука.

Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова.

Звук г-согласный, парный, твердый, звонкий.

Звук р –согласный, звонкий, твердый.

Звук у – гласная, ударная.

Звук ш - согласный, парный, твердый, глухой.

Звук а – гласная, безударная.

В слове 2 слога, 5 букв и 5 звуков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: