АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ МВД РОССИИ
Л.В. Баринова, Н.Э. Мартыненко, В.П. Ревин
С Л О В А Р Ь
ТЕРМИНОВ И СХЕМ ПО КУРСАМ «УГОЛОВНАЯ
ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬН0СТИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» И «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»
Л.В. Баринова, Н.Э. Мартыненко, В. П. Ревин
С Л О В А Р Ь
ТЕРМИНОВ И СХЕМ ПО КУРСАМ «УГОЛОВНАЯ
ПОЛИТИКА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬН0СТИ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ» И «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»
2000
Обсуждены и одобрены кафедрой уголовной политики и организации профилактики преступлений. Протокол N от ___ февраля 2000 г.
Когда речь идет о борьбе с преступностью, противодействие ей, уменьшении общественной опасности противоправного поведения, употребляется множество терминов. В специальной литературе, а также в официальных документах и публицистических материалах встречаются понятия: уголовная политика, политика борьбы с преступностью, противодействие преступности, профилактика преступности, организация профилактической деятельности и т.п.
Каждое из этих понятий вызывает научные споры и не может оцениваться
как достаточно определенное или по крайней мере однозначно понимаемое. Это создает значительные сложности в уяснении смысла применяемых понятий, а также проявляется в разнообразии структурно-речевых конструкции, затрудняющих единообразное понимание явлений или процессов как в теории, так и в практической деятельности. Нередко также и то, что за каждым из терминов стоит разное содержание.
Поэтому точное понимание терминов вырабатывает едино - образность, слаженность подходов, что в свою очередь является условием четкости в решении проблем, возникающих при изучении курса уголовной политики и реализации полученных знаний на практике.
Если говорить о термине «уголовная политика», то трудно установить, кто впервые его употребил. В 1804 году Фейербах говорил о ней как об уже существующем понятии и разграничивал его с уголовным правом. Об уголовной политике писали Хенке, Бентам, Бемер, Капплер, Лист, а в дореволюционной России - Чубинский, Фойницкий, Пионтковский, Таганцев, другие авторы. В 60-90-е годы ХХ века уголовной политике в России значительное внимание уделяли многие авторы: Н.А.Беляев, С.С. Босхолов, В.А.Владимиров, Л.Д. Гаухман, А.А. Герцензон, П.Ф.Гришанин, П.С. Дагель, А.И. Коробеев, В.Н.Кудрявцев, М.П.Клейменов, Ю.И.Ляпунов, Г.М. Миньковский, П.Н. Панченко, В.П. Ревин и целый ряд других авторов.
Словарь основан на программах учебных курсов «Уголовная политика и ее реализация в деятельности органов внутренних дел», «Организация профилактической деятельности органов внутренних дел» и подготовлен с использованием работы Миньковского Г.М., Ревина В.П., Малкова В.Д., а также и других справочно-информационных работ по рассматриваемой тематике. Термины располагаются в алфавитном порядке. В приложении к словарю содержатся схемы по основным темам курсов.
Настоящее издание предназначено для профессорско-преподавательского состава и слушателей Академии управления МВД России. Оно может быть рекомендовано преподавателям, слушателям и курсантам образовательных учреждений МВД России и всем, кто интересуется проблемами уголовной политики России, уголовного права, криминологии и профилактики преступлений.
Печатается в авторской редакции
С Л О В А Р Ь
АБСОЛЮТНЫЙ РОСТ (СНИЖЕНИЕ) ПРЕСТУПНОСТИ (лиц, совершивших преступление) – показатель, характеризующий динамику преступности, выражающийся в увеличении (снижении) абсолютного числа зарегистрированных преступлений за определенный период. Данный показатель может характеризовать также лиц, совершивших преступления за определенный период.
АНАЛОГИЯ ПРАВА - это применение нормы права, исходя из общих начал и смысла законодательства при отсутствии или неполноты правовой нормы. Она основывается на сходстве анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой. В уголовном праве аналогия запрещена (ч.2 ст.3 УК РФ).
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - метод исследования, основанный на изучении предметов, предназначенных для передачи или хранения информационных источников криминологической информации (например, анализ уголовных дел о бандитизме). См. также – Контент-анализ.
АНКЕТИРОВАНИЕ - вид опроса, основанный на опосредованном взаимодействии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний самостоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). Анкетирование является наиболее распространенным методом проведения исследований в криминологии, других правовых отраслях знаний, а также социологии.
БЕЛОВОРОТНИЧКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - условное наименование совокупности преступлений, совершенных должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственных функций (чиновниками). Понятие было введено в научный оборот американским криминологом Эдвардом Сатерлендом. Применима в наших условиях к должностным преступлениям.
БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ - совокупность мер экономического, социального, политического, правового, психологического, организационного, технического характера, которые направлены на устранение (ослабление) факторов, способствующих совершению преступлений, на предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступлений, на осуществление уголовного правосудия, исправление лиц, совершивших преступление, и контроль за их поведением после отбывания наказания, а также на возмещение отрицательных последствий преступлений. Борьба с преступностью – наиболее часто употребляемое словосочетание в документах правоохранительных органов в России. За рубежом аналогом является терминологические конструкции – противодействие преступности, контроль со стороны общества за преступностью, профилактика преступных проявлений.
ВАРИАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ - статистические данные о преступности и иных связанных с ней явлениях, используемые для изучения структуры анализируемой совокупности по какому-либо изменяемому (варьируемому) признаку. Например: изменение возрастной группы несовершеннолетних и влияние этих тенденций на динамику преступности этой категории.
ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - статистический термин, обозначающий совокупность или долю единиц статистического наблюдения из числа всей (генеральной) совокупности, достаточной для получения объективных результатов. Выборочная совокупность рассчитывается с целью достижения репрезентативности (представительности) исследования, которая должна отражать тенденции явлений и процессов, характерных для генеральной совокупности. В правовых исследованиях она составляет от 5 до 20 % единиц наблюдения, составляющих генеральную совокупность.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - совокупность всех единиц статистического наблюдения.
ВИДЫКРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА:
1. По объекту прогнозирования: а) преступности; б) личности преступника; в) факторов преступности; г) последствий преступности; д) мер борьбы с преступностью
2. По продолжительности периода упреждения: а) оперативный - с периодом упреждения для объекта криминологического прогнозирования до 1 месяца; б) краткосрочный - с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года; в) среднесрочный - с периодом упреждения от 1 года до 5 лет; г) долгосрочный - с периодом упреждения от 5 до 15 лет; д) дальнесрочный - с периодом упреждения свыше 15 лет.
3. По предмету прогнозирования: а) состояния объекта - поисковый прогноз; б)тенденций и периода развития объекта - нормативный прогноз. См. также Криминологический прогноз.
ВИКТИМОЛОГИЯ (от лат. victima - жертва и греч. logos - учение) – раздел криминологии, включающий учение о жертве преступления, наука о потерпевшем, обладающем индивидуальной способностью стать жертвой преступления.
ВИКТИМИЗАЦИЯ - процесс превращения лица в жертву преступления, а также результат этого процесса, как в единичном, так и в массовом порядке.
ВИКТИМНОСТЬ - повышенная способность человека в силу некоторых качеств (духовных, физических, профессиональных) становиться при определенных объективных обстоятельствах жертвах преступного посягательства.
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА - предупреждение отдельных видов преступлений путем принятия мер по устранению или нейтрализации виктимогенных факторов: повышения охранно-защитных возможностей потенциальных жертв преступлений.
ГРУППОВАЯ ВИКТИМНОСТЬ - виктимность, характерная для определенных групп населения, выделяемых по половому, профессиональному, социальному или иному признаку.
ВОР В ЗАКОНЕ - 1) звание, которое присваивается на специальной воровской сходке лицу, обладающему в среде профессиональных преступников авторитетом, основано на значительном преступном опыте, способности организовывать или руководить преступными группами, соблюдающему традиции и правила данной среды либо внесшему крупные суммы в денежный фонд преступного сообщества; 2) лицо, которое имеет соответствующее звание и выполняет следующие функции: принимает новичков в состав воров в законе или авторитетов преступной среды, самостоятельно определяет основные направления и формы преступной деятельности, источники и объемы пополнения денежных фондов преступного сообщества; взаимодействует с организаторами и руководителями других преступных групп.
ДЕВИАНТНОЕ (ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ) ПОВЕДЕНИЕ - поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, преступное или аморальное поведение; результат асоциального развития личности и воздействия на нее неблагоприятных социальных ситуаций.
ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ - юридическая переквалификация части уголовно наказуемых деяний и перевод их в разряд административных, дисциплинарных и иных правонарушений.
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕСТУПНОСТИ - состав преступников, разделенных по демографическим признакам: полу, возрасту, образованию, оседлости и т.д.
ДЕТЕРМИНАЦИЯ - объективно существующая обусловленность вещей, процессов. Любое явление не возникает само по себе, вне окружающей действительности, а, напротив, связано с ней, порождено конкретными факторами и обстоятельствами.
ДЕТЕРМИНАНТЫ - конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обусловливают его. Применительно к преступности – факторы (условия) способствующие совершению преступлений.
ДЕТЕРМИНИЗМ - учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.
ДИНАМИКА ПРЕСТУПНОСТИ - изменение количественных и качественных показателей преступности во времени.
ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ - соглашение между государственными и другими субъектами международного права по различным вопросам. Международным договором устанавливаются для их участников права и обязанности.
ЗАДАЧИ - то, что требует исполнения, разрешения.
ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО ПРАВА - охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ч.1 ст. 2 УК РФ).
ЗАДАЧИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - оптимизация деятельности государства в борьбе с преступностью, снижение непроизводственных издержек в обществе, создание атмосферы спокойствия, стабильности, безопасности на территории государства и ее отдельных субъектов.
ЗАКОН - это нормативно-правовой акт, принятый законодательным органом государственной власти (Государственной Думой Федерального Собрания РФ), законодательным Собранием субъекта Российской Федерации либо референдумом, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, определяющий обязанности и права различных субъектов в той или иной сфере общественных отношений.
ИНДЕКСНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - в американской криминологии показатель уголовной статистики, обозначающий группу наиболее тяжких и распространенных преступлений, наиболее полно и единообразно регистрируемых на всей территории США.
ИНДЕКС СУДИМОСТИ - показатель общественной опасности преступности, характеризующийся числом лиц, осужденных к уголовным наказаниям по вступившим в законную силу приговорам, за определенный период времени на определенной территории в расчете на 100 тыс. человек в возрасте старше 14-ти лет, проживающих на данной территории.
ИСТОЧНИК - то, что дает начало чему-нибудь.
ИСТОЧНИК ПРАВА – акты государственных органов, устанавливающие в пределах своей компетенции нормы права. См. также ЗАКОН.
КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - это установление тождества совершенного деяния признакам состава преступления, предусмотренного соответствующей нормой уголовного закона. Квалификация может рассматриваться как процесс установления такого тождества либо как результат правовой оценки преступного деяния и признаков состава преступления
КОНЦЕПЦИЯ (от лат.conceptio - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления, основная точка зрения, руководящие идеи, позволяющие решать определенные задачи.
КОНЦЕПЦИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это совокупность основополагающих идей, характеризующих развитие понятия уголовной политики, её предмета и закономерностей, места в политической системе, принципы, структуру и специфику деятельности по разработке и реализации стратегии борьбы с преступностью, а также направленных на совершенствование форм, методов и средств, применяемых для воздействия на преступность, систему субъектов этой борьбы, критерии ее эффективности.
КОНТЕНТ - АНАЛИЗ (КОНТЕНТНЫЙ АНАЛИЗ) - вид анализа документов, основанный на количественной оценке содержания письменных и аудиовизуальных документов. Например, контент-анализ периодической печати для оценки профессионализма в освещении проблемы борьбы с организованной преступностью.
КОНЦЕПЦИЯ БОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ – это совокупность (комплекс) основополагающих идей (положений), направленных на повышение эффективности борьбы с преступностью в конкретных исторических условиях посредством научно обоснованного определения ее целей, задач, принципов, форм, структуры и обеспечивающих элементов (ресурсов) такой борьбы.
КРИМИНОГЕННЫЙ ФАКТОР - явление, способствующее сохранению или росту преступности (отдельного ее рода или вида).
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ - сведения о преступности (отдельных ее видов), личности преступника, причинах преступности и условиях, способствующих совершению преступлений, последствиях преступности и о мерах борьбы с ней.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА - описание свойств, закономерностей, факторов и последствий преступности (отдельных ее видов), а также свойств личности преступника (отдельного ее типа).
КОНКУРЕНЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ - это наличие двух или нескольких уголовных законов, в равной мере предусматривающих наказуемость данного деяния, либо когда одно преступное деяние одновременно охватывается двумя или более составами преступлений (при отсутствии совокупности преступлений).
КООРДИНАЦИЯ – деятельность по согласованию, установление целесообразного соотношения между какими-либо мероприятиями (субъектами) в том числе при проведении правоприменительных (правоохранительных) мер.
КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ - это оценка состояния, структуры, динамики преступлений, совершенных в определенном регионе, за какой - либо промежуток времени.
КОРРУПЦИЯ - использование уполномоченными на выполнение государственных функций лицами своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законом получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление благ и преимуществ физическим и юридическим лицами.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ - научно обоснованное вероятностное суждение о будущем состоянии, тенденциях, периодах развития преступности, личности преступника, факторах и последствиях преступности, а также мерах борьбы с преступностью.
Предмет криминологического прогнозирования - состояние, тенденции, период развития конкретного объекта криминологического прогнозирования. Предмет криминологического прогнозирования предполагает определение направления прогнозных оценок.
Объекты криминологического прогнозирования - преступность, личность преступника, факторы и последствия преступности, меры борьбы с преступностью или отдельными ее видами.
Методика криминологического прогнозирования - совокупность приемов и правил использования одного или нескольких экспертных методов криминологического прогнозирования.
Экспертные оценки (от лат. expertus - опытный) - оценки процессов и явлений, основанные на суждениях специалистов.
Дельфийский метод (метод Дельфи) - метод коллективной экспертной оценки объекта (предмета) криминологического исследования (в том числе прогнозирования), основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы посредством независимого опроса каждого эксперта в несколько туров, причем в каждом последующем туре сообщаются результаты опроса в предыдущем для получения дополнительного обоснования и сближения последней оценки.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - исследование специалистами проектов нормативных правовых актов различной направленности с позиции их возможного воздействия на преступность, а также на состояние борьбы с ней.
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ - система постоянного наблюдения, комплексного анализа, оценки, прогноза преступности и других, связанных с ней явлений, а также состояния деятельности субъектов системы предупреждения преступлений, осуществляемая специалистами в соответствующей области.
КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА - совокупность факторов, способствующих сохранению или росту преступности (отдельных ее видов) на определенной территории.
ЛАТЕНТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - (от лат. latens - скрытый, невидимый) - то есть это совокупность преступлений, оставшихся не выявленными, неизвестными правоохранительным органам (скрытая, незарегистрированная преступность), не получившая по тем или иным причинам отражения в официальной уголовной статистике.
ЛАТЕНТНОСТЬ ПРЕСТУПНОСТИ - свойство преступности, выражающееся в неполноте ее официальной регистрации.
Виды латентной преступности:
1) естественная (скрытая) латентная преступность - это совокупность преступлений, которая не стала известна органам, ответственным за их регистрацию, т.е. не выявленная правоохранительными органами по различным причинам (например, потерпевшие не сообщили о преступлении);
2) искусственная (скрываемая) латентная преступность - это совокупность преступлений, ставшая известной правоохранительным органам, но укрытая от учета ее сотрудниками (например, в целях приукрашивания результатов служебной деятельности);
3 ) пограничная латентная преступность - следствие ошибочной или преднамеренно неправильной квалификации более тяжкого преступления как менее тяжкого.
Индекс латентности преступности - показатель латентной преступности (отдельного ее типа, рода, вида), который представляет соотношение незарегистрированного объема преступности к зарегистрированной ее части.
ЛИЧНОСТЬ - человек как носитель каких-либо свойств; в праве - человек, рассматриваемый не только как биологический индивид, но и как существо социальное, как участник существующих общественных отношений, способный действовать по своей воле при совершении значимых для права действий.
ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА - система социальных и психических свойств, образующих общественную опасность поступков человека, которая детерминирует совершение преступления.
МАРГИНАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ - сопутствующие негативные социальные явления, служащие фоном и питательной средой для преступлений и правонарушений (например, пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция).
МЕТОД - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо;
НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это сферы (пути) эффективной борьбы с преступностью. В качестве относительно самостоятельных сфер уголовная политика включает в себя:
1) профилактическую политику;
2) уголовно-правовую политику;
3) уголовно-исполнительную политику;
4) оперативно-розыскную политику;
5) уголовно - процессуальную политику;
6) административно-правовую политику.
В совокупности эти направления могут обеспечить эффективную реализацию уголовной политики как стратегии государства в противодействии преступности.
НАРКОМАНИЯ - патологическое (болезненное) влечение к приему наркотических средств.
НАРКОТИЗМ - негативное социальное явление, которое представляет совокупность антиобщественных деяний (лиц, их совершивших), обусловленных болезненной зависимостью человеческого организма от постоянного приема наркотических средств.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это нормативные правовые акты, изданные уполномоченными на то органами в пределах своей компетенции (например, Конституция РФ, Указы Президента, УК РФ, УПК РСФСР, ИК РФ, другие законы, международно-правовые документы, приказы МВД РФ и т.д.), непосредственно определяющие задачи и направления деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, их структуру и компетенцию.
ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ - культивирование растений, входящих в список наркотических средств, переработка, изготовление, хранение, перевозка, экспорт, импорт, продажа, распределение, приобретение и иные формы использования наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ: профилактическая (криминологическая), уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная и оперативно-розыскная, административно-правовая политика. См. также направления уголовной политики.
ОБЪЕКТЫПРАВООТНОШЕНИЙ - материальные и духовные блага, получение и использование которых составляет интерес управомоченной стороны.
ОБЪЕКТЫУГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это то, на что воздействуют органы уголовной юстиции в ходе реализации задач уголовной политики или отдельных ее направлений, например, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного. Объекты уголовной политики могут рассматриваться также в динамическом аспекте, как характер и содержание специальных мер социального предупреждения преступности, структура и форма организации органов уголовной юстиции, базирующиеся на уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве, подзаконных актах, касающихся борьбы с преступностью.
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние общественного спокойствия, нормальное функционирование социальных институтов, безопасность личных, общественных, государственных интересов при производстве различного рода работ или обращения с общеопасными предметами.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК - сложившаяся в обществе система отношений между людьми; правила взаимного поведения и общежития.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это нормативно закрепленная система управомачивающих взаимодействий, используемых субъектами уголовной политики в пределах своей компетенции для разработки и реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - один из видов преступности, которая определяется как относительно массовое, исторически изменчивое социальное, уголовно-правовое явление, представляющее собой целостную совокупность (систему) всех преступлений, совершаемых в стране или регионе в течение того или иного периода времени. Базовое понятие организованной преступности дано в ст. 35 УК РФ.
ОЦЕНКА УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СИТУАЦИИ - это аналитическое обобщение результативности процессуальной и оперативно-розыскной деятельности по правовому воздействию на преступность. В отличие от криминальной ситуации целью настоящей оценки является выявление влияния отдельных правовых средств (или их совокупности) на состояние, тенденции, динамику преступности или отдельных ее видов.
ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОГРАММИРОВАНИЕ) БОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ - разработка целей и задач борьбы с преступностью, путей и средств их решения и обеспечения (нормативного, информационного, ресурсного) на определенный период. Эта деятельность заканчивается подготовкой и принятием соответствующего плана или программы.
ПОЛИТИКА - (греч. politika - государственные или общественные дела, от polis - государство) - это разработка и реализация крупномасштабных направлений деятельности государства (внешних, внутренних по отдельным направлениям и сферам общества). Это деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая государственное устройство, общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и других организаций, определяемая их интересами и целями. Это совокупный результат развития и деятельности государства и общества.
ПОЛИТИКА БОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ - это основанная на определенных концептуальных положениях и правовых реалиях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств противодействия преступности с целью защиты человека, общества и государства от преступных посягательств.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - система нормативных правовых актов, используемых для выполнения возложенных обязанностей;
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это система нормативных правовых актов, используемых правоохранительными органами в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на них обязанностей по разработке и реализации уголовной политики.
ПРАВООТНОШЕНИЕ - отношения между людьми, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и юридических обязанностей.
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ - это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый субъектом по конкретному юридическому делу в пределах его компетенции с целью установления наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определение меры за нарушение соответствующих прав и обязанностей.
ПРЕДМЕТ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - включает в себя ряд компонентов, отражающих специфику уголовной политики: 1) принципы, 2) объекты, 3) направления, 4) субъекты, 5) формирование, 6) реализация.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ - многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Предупреждение преступлений является элементом (или направлением) уголовной политики.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - деятельность государственных органов, должностных лиц и иных субъектов предупреждения преступлений по выявлению, устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению, а также влияющих на формирование противоправного поведения (общее предупреждение преступлений); профилактическое воздействие на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний и оказание позитивного воздействия на ближайшее окружение таких лиц (индивидуальное предупреждение преступлений).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - совокупность субъектов и объектов предупреждения преступлений, применяемых мер, порядок их реализации, организационное и ресурсное обеспечение.
ПРИНЦИПЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - это набор основополагающих идей, определяющих смысл и содержание предупредительной деятельности. Принципы могут иметь нормативный характер, когда они включены в правовой нормативный акт (ст.ст. 3-7 УК РФ). В предупредительной деятельности отсутствуют принципы, носящие нормативный характер. Применительно к такой деятельности выделяются принципы: законности, демократизма, социальной справедливости и гуманизма, комплексности, своевременности и достаточности мер предупреждения преступлений.
СУБЪЕКТЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - органы государственной власти, местного самоуправления, организации, средства массовой информации, общественные объединения и формирования, граждане, осуществляющие предупреждение преступлений.
ОБЪЕКТЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - то, на что направлена предупредительная деятельность. Это причины преступлений и условия, способствующие их совершению и влияющие на формирование противоправного поведения; лица, устойчивое противоправное поведение которых свидетельствует о возможности совершения ими преступлений, и лица, составляющие их ближайшее окружение.
МЕРЫПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - комплекс взаимосвязанных форм и средств деятельности, направленных на выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению, на формирование личности преступника, на недопущение преступлений лицами с устойчивым противоправным поведением.
КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - организационное обеспечение согласованного участия субъектов системы предупреждения преступлений при реализации такой деятельности.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - деятельность по разработке и последовательности реализации мер направленных на предупреждение преступлений, определения сроков и ресурсов, субъектов, обеспечивающих выполнение профилактических мероприятий.
ПРЕСТУПНАЯ СУБКУЛЬТУРА - совокупность особых правил поведения, обычаев, нравов, складывающихся в преступной среде, отличающихся антиобщественной направленностью. Преступная субкультура противоречит культурному укладу общества и государства и имеет целями функционирование преступной среды (преступных групп).
ПРОГРАММА БОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ - документ, который определяет систему мер борьбы с преступностью посредством указания задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, а также показатели ожидаемых результатов (например, Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 гг. нацелена на достижение позитивных результатов борьбы с преступностью в РФ и ее субъектах). Программы борьбы с преступностью разрабатываются на всех уровнях государственного управления.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫБОРЬБЫС ПРЕСТУПНОСТЬЮ - упорядоченное расположение частей и элементов соответствующей программы, включающее: 1) концепцию; 2) организационно-правовое обеспечение; 3) кадровое обеспечение; 4) подсистему мер борьбы с отдельными видами преступлений и обусловливающими их негативными социальными явлениями; 5) участие негосударственных объединений в борьбе с преступностью; 6) финансирование программы; 7) сроки реализации программы и контроль за реализацией программы.
ПРЕСТУПНОСТЬ - исторически изменчивое, социальное и уголовно-правовое явление, представляющее собой систему (совокупность) преступлений. Это негативное социально-правовое явление, существующее в обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, отрицательные последствия для общества и конкретных людей и требующее специфических государственных и общественных мер противодействия.
ПРИНЦИПЫУГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ - это основополагающие идеи (положения) лежащие в основе уголовной политики. К ним относятся:
законность - соответствие законодательного регулирования и практической реализации уголовной политики требованиям Конституции Российской Федерации и международно-правовых обязательств, соблюдение законов всеми гражданами и должностными лицами при реализации стратегии борьбы с преступностью;
равенство граждан перед законом означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство граждан перед законом является обязательным условием разработки и реализации уголовной политики;
справедливость как принцип уголовной политики предполагает, что все меры, реализуемые субъектами уголовной политики, как применяемые к конкретному лицу, совершившему преступление, так и затрагивающие интересы различных групп населения, должны быть адекватны допущенным нарушениям права, быть гуманными и в полной мере соответствовать характеру и степени общественной опасности содеянного, обстоятельствам совершения и личности виновного;
гуманизм означает, что уголовная политика нацелена на обеспечение безопасности человека и что наказание и иные меры уголовно-правового и иного характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Для обеспечения принципа гуманизма уголовной политики важны как гуманное законодательство, так и гуманное (человеколюбивое) отношение должностных лиц - субъектов уголовной политики в отношении защиты интересов жертвы преступления и правонарушения;
комплексность - обеспечение совместности и согласованности действий всех субъектов уголовной политики, работающих на определенном направлении борьбы с преступностью. Комплексность предполагает не только множественность привлекаемых субъектов, но и упорядоченность их деятельности и ее результативность;
соответствие поставленных задач правомочиям субъектов и их ресурсному обеспечению - означает, что необходимо ставить только те задачи, которые подкреплены определенными правомочиями, оргштатными и материальными ресурсами, и связывать достигнутый результат со всеми необходимыми элементами уголовной политики;
опережающий характер стратегических решений означает учет возможных (просчитанных) тенденций уголовной политики, формирование задач уголовной политики не методом "проб и ошибок", а исходя из общих стратегических задач, стоящих перед государством и внутренней политикой, направлений борьбы с преступностью, сформированных на концептуальном и законодательном уровнях уголовной политики. Данный принцип означает активность и наступательность в борьбе с преступностью. Этот принцип может реализовываться на всех уровнях государственного управления и должен быть положен в основу деятельности всех с