Рабочая программа учебной дисциплины
Сравнительный стратегический анализ
Код и направление подготовки
38.04.02 – Менеджмент
Профиль
Правовое обеспечение управления персоналом в сфере науки и образования
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очно-заочная
Липецк
Цели освоения дисциплины
Основной целью курса является: подготовить менеджера, умеющего осуществлять формирование и развитие конкурентных преимуществ организации в условиях непрерывных изменений во внешней среде.
Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих курсах (разделах курсов): «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)», «Теория организации», «Информационные технологии в управлении». Идет параллельно с изучением курса «Теория управления».
Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОК-1 | способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- специфику стратегического анализа;
- стратегию организации;
- стратегическое планирование;
Уметь:
- проводить сравнительный стратегический анализ организации;
- разрабатывать конкурентные стратегии;
- оценивать риски при принятии управленческих решений;
Владеть:
- методологией создания организационной структуры управления организацией и осуществления стратегического планирования.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часа.
Структура дисциплины
№ | Наименования раздела дисциплины | Виды учебной работы (в академических часах) | ||||
Л | С | ПЗ | И | СР | ||
1. | Понятие сравнительного стратегического анализа и планирования в организации | |||||
2. | Миссия, видение и стратегические цели фирмы | |||||
3. | Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы | |||||
4. | Стратегии фирмы, их сущность и классификации | |||||
5. | Формирование стратегических альтернатив и стратегический выбор | |||||
6. | Показатели управленческих решений при стратегическом планировании | |||||
7. | Разработка стратегии повышения конкурентоспособности фирмы | |||||
Итого |
Содержание дисциплины
№ | Наименования раздела дисциплины | Содержание раздела (дидактические единицы) |
1. | Понятие сравнительного стратегического анализа и планирования в организации | Ресурсы организации, компетенции. Человеческие ресурсы и организационная культура. Стратегия организации. Формулирование и организация стратегии. Управление портфельной, деловой и функциональной стратегией. Стратегическое планирование. Краткосрочное и долгосрочное планирование. Система планов организации. |
2. | Миссия, видение и стратегические цели фирмы | Принятие миссии организации. Факторы, учитываемые при разработке миссии. Видение будущего фирмы. Управление на основе видения. Стратегические цели организации и их виды. Этапы формирования стратегических целей фирмы. «Дерево целей» организации. Требования, которым должны удовлетворять цели организации. Подходы к выработке и корректировке стратегических целей развития фирмы. Проблемы развития производства и структура промышленности |
3. | Стратегический анализ внешней и внутренней среды фирмы | Цели и задачи анализа внешней среды. Существенные факторы внешней среды фирмы. Общее макроокружение и непосредственное (операционное) окружение фирмы. Анализа макроокружения. Анализ непосредственного окружения. Оценка силы конкурентной позиции фирмы. Основные показатели, характеризующие отрасль. Конкурентные силы, действующие в отрасли. Методы анализа внешней среды: PEST – анализ, матрицы позиционирования возможностей и угроз, составление профиля среды. Ситуационный анализ. Анализ внутренней среды организации. Определение ключевых компетенций фирмы. Стратегический потенциал организации. Методы изучения внутренней среды: анализ «цепочек стоимости» М.Портера, SNW-анализ |
4. | Стратегии фирмы, их сущность и классификации | Сущность понятия «стратегия предприятия». Различия между стратегией и политикой фирмы. Стратегическая пирамида фирмы: корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Элементы стратегий различных уровней. Базовые (эталонные) стратегии развития бизнеса. Классификация стратегий роста фирмы. Типовые стратегии, их целевые назначения и ситуации применения. |
5. | Формирование стратегических альтернатив и стратегический выбор | Основные шаги процесса формирования стратегии предприятия. Уяснение текущей стратегии. Ситуационный анализ, его цели и этапы. Оценка существующей стратегии. Определение стратегических подходов и проблем фирмы. Планирование и оценка стратегических альтернатив. Методы формирования стратегических альтернатив: разработка сценариев; «мозговой штурм», матрица Томпсона и Стрикланда «рост рынка/конкурентная позиция»; SWOT-анализ, SPACE-анализ Ключевые факторы выбора стратегии. Оценка уровня риска. |
6. | Показатели управленческих решений при стратегическом планировании. | Показатели управленческих решений при стратегическом планировании. Оценка рисков при принятии управленческих решений. |
7. | Разработка стратегии повышения конкурентоспособности фирмы | Достижение устойчивой конкурентоспособности – стратегическая цель фирмы. Анализ факторов конкурентного преимущества по М. Портеру. Базовые стратегии достижения конкурентных преимуществ: виды, характеристика, условия применения и риски. Сохранение конкурентных преимуществ фирмы на основе реализации наступательных и оборонительных стратегий. |
Образовательные технологии.
Для успешного освоения дисциплины применяются различные образовательные технологии, которые обеспечивают достижение планируемых результатов обучения согласно основной образовательной программе.
Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
изучение теоретического материала дисциплины на лекциях;
самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
закрепление теоретического материала при проведении лабораторных занятий, выполнения индивидуальных заданий;
интерактивные технологии: коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, выявление мнений в группе;
информационно-коммуникационные образовательные технологии: лекция-визуализация - изложение содержания сопровождается презентацией.