ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Физическая культура»
специальности 060101 лечебное дело
Волгоград
2011 г.
Программа одобрена цикловой методической комиссией № 8 «Физическая культура» Протокол № ___ от ____________________________ Председатель ЦМК _____________ Скляр Е.В. | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 060101 лечебное дело Зам. директора по УР _______ Троян И.С. |
Разработчик:
Левитан А.П., руководитель физического воспитания, преподаватель высшей квалификационной категории,
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации примерной программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциины |
Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«физическая культура»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 060101 Лечебное дело.
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в области валеологии и физической культуры.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Физическая культура» входит в состав раздела «ОГСЭ» профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 476 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 238 часов;
самостоятельной работы обучающегося 238 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
теоретические занятия | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
Основными формами организации самостоятельной работы студентов являются:
| |
Итоговая аттестация в формедифференцированного зачета. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.04 «Физическая культура»
условия реализации программы дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1.
Тема 1.1
Социально-биологические основы занятий физической культурой и спортом
Содержание учебного материала
Значение и задачи занятий физической культурой и спортом.
Определение основных понятий учебной дисциплины.
Функции физической культуры в обществе.
Характеристика содержания учебной дисциплины.
Требования техники безопасности при проведении занятий по физической культуре.
Требования к зачету.
Раздел 2.
Легкая атлетика
Тема 2.1
Бег на короткие дистанции. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.
Содержание учебного материала
30
2
Классификация видов легкой атлетики.
Правила проведения соревнований.
Низкий старт, стартовый разбег.
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.
Эстафетный бег.
Практические занятия
20
Подготовительные упражнения к низкому старту и стартовому разбегу.
4
Подводящие упражнения к низкому старту и стартовому разбегу.
4
Подготовительные упражнения к прыжку в длину толчком двумя ногами.
4
Подводящие упражнения к прыжку в длину толчком двумя ногами.
2
Подготовительные упражнения к бегу по прямой и финишированию.
2
Подводящие упражнения к бегу по прямой и финишированию.
2
Выполнение контрольных нормативов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
10
3
Составление и выполнение комплекса упражнений для развития быстроты.
10
Тема 2.2
Бег на средние дистанции.
Содержание учебного материала
8
2
Высокий старт.
Бег по повороту.
Практические занятия
8
Подготовительные упражнения к высокому старту.
2
Подводящие упражнения к высокому старту.
2
Подготовительные упражнения к бегу по дистанции.
2
Выполнение контрольных нормативов.
2
Тема 2.3
Бег на длинные
дистанции.
Содержание учебного материала
18
Кроссовый бег.
Практические занятия
8
Подготовительные упражнения к кроссовому бегу.
4
Подготовительные упражнения к кроссовому бегу.
2
Выполнение контрольных нормативов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
10
3
Составление и выполнение комплекса упражнений для развития выносливости.
10
Раздел 3.
Аэробика
78
Тема 3.1
Базовая аэробика.
Содержание учебного материала
26
1.
Классификация видов аэробики, правила соревнований по аэробике.
2
2.
Шаги базовой аэробики.
3.
Движения рук.
4.
Маховые и прыжковые элементы.
Практические занятия
16
1.
Подготовительные упражнения к базовым шагам аэробики.
2
2.
Подводящие упражнения к базовым шагам.
1
3.
Подготовительные упражнения к движениям рук.
2
4.
Подводящие упражнения к движениям рук.
1
5.
Согласование движений рук и ног.
2
6.
Подготовительные упражнения к маховым и прыжковым элементам.
2
7.
Подводящие упражнения к маховым и прыжковым элементам.
2
8.
Связки элементов базовой аэробики.
2
9.
Выполнение контрольных нормативов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
10
3
Составить комплекс упражнений для развития координационных способностей средствами базовой аэробики.
10
Тема 3.2
Танцевальная аэробика.
Содержание учебного материала
26
2
Классификация видов танцевальной аэробики.
Базовые элементы танцевальной аэробики.
Движения рук в танцевальной аэробике.
Маховые и прыжковые элементы.
Практические занятия
16
Подготовительные упражнения к базовым элементам.
2
Подводящие упражнения к базовым элементам.
1
Подготовительные упражнения к движениям рук.
2
Подводящие упражнения к движениям рук.
1
Согласование движения рук и ног.
2
Подготовительные упражнения к маховым и прыжковым элементам.
2
Подводящие упражнения к маховым и прыжковым элементам.
2
Связки элементов танцевальной аэробики.
2
Выполнение контрольных нормативов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
10
3
Составить комплекс упражнений для развития координационных способностей средствами танцевальной аэробики.
10
Тема 3.3
Степ-аэробика
Содержание учебного материала
26
2
Правила соревнований по степ-аэробике.
Базовые шаги степ-аэробики.
Движения рук в степ-аэробике.
Маховые и прыжковые элементы степ-аэробики.
Практические занятия
16
Подготовительные упражнения к базовым шагам.
2
Подводящие упражнения к базовым шагам.
1
Подготовительные упражнения к движениям рук.
2
Подводящие упражнения к движениям рук.
1
Согласование движений рук и ног.
2
Подготовительные упражнения к маховым и прыжковым элементам.
2
Подводящие упражнения к маховым и прыжковым элементам.
2
Связки элементов степ-аэробики.
2
Выполнение контрольных нормативов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
10
3
Составить комплекс упражнений для развития координационных способностей средствами степ-аэробики.
10
Раздел 4.
Армрестлинг
16
Тема 4.1
Армрестлинг
Содержание учебного материала
16
2
История возникновения вида спорта, классификация.
Правила проведения соревнований.
Стойки, захваты.
Практические занятия
16
Подготовительные упражнения к стойке.
4
Подводящие упражнения к стойке.
4
Подготовительные упражнения к захвату.
4
Подводящие упражнения к захвату.
4
Раздел 5.
Общая физическая подготовка.
96
Тема 5.1
Силовые способности.
Содержание учебного материала
32
2
Физические и физиологические представления о силе.
Эндогенные и экзогенные факторы, определяющие мышечную силу.
Способы измерения силы.
Практические занятия
12
Подготовительные упражнения с сопротивлением собственного веса.
4
Подготовительные упражнения с внешним сопротивлением.
4
Подготовительные упражнения с комбинированным воздействием.
4
Основы методики развития силы.
4
Самостоятельная работа обучающихся
20
3
Составление и выполнение комплексов упражнений для развития силы: с сопротивлением собственного веса, с внешним и комбинированным сопротивлением
20
Тема 5.2
Гибкость.
Содержание учебного материала
32
2
Активная и пассивная гибкость.
Эндогенные и экзогенные факторы, определяющие гибкость.
Способы измерения гибкости.
Практические занятия
12
Подготовительные упражнения для увеличения активной гибкости.
4
Подготовительные упражнения для увеличения пассивной гибкости.
4
Подготовительные упражнения с отягощениями для увеличения гибкости.
2
Основы методики развития гибкости.
2
Самостоятельная работа обучающихся
20
3
Составление и выполнение комплексов упражнений для развития гибкости.
20
Тема 5.3
Выносливость.
Содержание учебного материала
32
2
Аэробная и анаэробная выносливость.
Объем и интенсивность нагрузки.
Отдых: пассивный и активный.
Практические занятия
12
Подготовительные упражнения для развития аэробной выносливости.
6
Подготовительные упражнения для развития анаэробной выносливости.
4
Основы методики развития выносливости.
2
Самостоятельная работа обучающихся
20
3
Составление и выполнение комплексов упражнений для развития выносливости.
20
Раздел 6.
Дартс.
Тема 6.1
Дартс.
Содержание учебного материала
16
2
История возникновения вида спорта.
Правила проведения соревнований.
Практические занятия
16
Подготовительные упражнения для обучения стойке.
4
Подготовительные упражнения для обучения хватке.
4
Подготовительные упражнения для обучения броску.
8
Раздел 7.
Общая гимнастика.
Тема 7.1
Строевые и порядковые упражнения.
Содержание учебного материала
4
2
Гимнастическая терминология, строевые упражнения на месте и в движении.
Построения и перестроения.
Практические занятия
4
Подготовительные упражнения к строевому шагу.
2
Подготовительные упражнения к перестроениям.
2
Тема 7.2
Упражнения на гимнастическом бревне.
Содержание учебного материала
12
Упражнения в передвижении и статические упражнения.
Входы, прыжки, повороты.
Акробатические упражнения и соскоки.
Практические занятия
12
Подготовительные упражнения к передвижениям.
1
Подводящие упражнения к передвижениям.
1
Подготовительные упражнения к входам.
1
Подводящие упражнения к входам.
1
Подготовительные упражнения к прыжкам.
1
Подводящие упражнения к прыжкам.
1
Подготовительные упражнения к поворотам.
1
Подводящие упражнения к поворотам.
1
Подготовительные упражнения к соскокам.
1
Подводящие упражнения к соскокам.
1
Выполнение контрольных нормативов.
2
Тема 7.3
Опорный прыжок.
Содержание учебного материала
10
Приземление и разбег.
Безопорнарная фаза и толчок руками.
Практические занятия
10
Подготовительные упражнения к приземлению.
1
Подводящие упражнения к приземлению
1
Подготовительные упражнения к разбегу.
2
Подводящие упражнения к разбегу.
2
Подготовительные упражнения к толчку руками.
1
Подводящие упражнения к толчку руками.
1
Выполнение контрольных нормативов.
2
Тема 7.4
Акробатика.
Содержание учебного материала
12
Группировка и перекаты.
Кувырки и стойки.
Практические занятия
12
Подготовительные упражнения к группировке.
1
Подводящие упражнения к группировке.
1
Подготовительные упражнения к перекатам.
1
Подводящие упражнения к перекатам.
1
Подготовительные упражнения к кувыркам.
2
Подводящие упражнения к кувыркам.
2
Подготовительные упражнения к стойкам.
2
Подводящие упражнения к стойкам.
1
Выполнение контрольных нормативов.
1
Тема 7.5
Общеразвивающие
упражнения
Содержание учебного материала
20
Упражнения с предметами и без предметов.
Упражнения на гимнастических снарядах.
Упражнения на месте и в движении.
Практические занятия
10
Подготовительные упражнения с предметами.
2
Подводящие упражнения с предметами.
1
Подготовительные упражнения на снарядах.
2
Подводящие упражнения на снарядах.
2
Подготовительные упражнения в движении.
1
Выполнение контрольных нормативов.
2
Самостоятельная работа обучающихся
10
3
Составление и выполнение комплексов общеразвивающих упражнений утренней гигиенической гимнастики.
10
Раздел 8.
Подвижные и спортивные игры
Тема 8.1
Русская лапта
Содержание учебного материала
18
2
История возникновения, правила соревнований.
Стойка, хваты, удары.
Ловля и передача мяча.
Практические занятия
18
Подготовительные упражнения для освоения стойки и хвата.
6
Подготовительные упражнения для выполнения удара сверху.
6
Подготовительные упражнения к ловле и передаче мяча.
6
Тема 8.2
Подвижные игры.
Содержание учебного материала
8
Командные и некомандные игры.
Имитационные игры, игры с сопротивлением и ориентировкой.
Практические занятия
4
Игры, развивающие координационные способности.
2
Игры, развивающие выносливость.
2
Игры, развивающие быстроту и ловкость.
Раздел 9.
Прикладные аспекты занятий физическими упражнениями.
Тема 9.1
Организация и методика проведения самостоятель-
ных занятий физическими упражнениями.
Содержание учебного материала
22
2
Принципы физического воспитания.
Средства и методы физического воспитания.
Практическое занятие
2
Формы организации самостоятельных занятий.
Требования к планированию самостоятельных занятий.
Специфика занятий отдельными видами физических упражнений.
Самостоятельная работа обучающихся
20
3
Разработать комплексы упражнений: утренней гигиенической гимнастики, производственной гимнастики для медицинских работников и физкультпаузы.
20
Тема 9.2
Методы контроля физического развития и состояния здоровья.
Содержание учебного материала
40
2
Внешние параметры здоровья и физического развития.
Физиологические параметры здоровья.
Практическое занятие
2
Методы контроля внешних параметров здоровья.
Методы контроля физиологических параметров здоровья.
Методы контроля физического развития. Самоконтроль.
Самостоятельная работа обучающихся
38
3
В течение 4 недель, ежедневно проводить самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития.
38
Тема 9.3
Основы методики проведения корригирующей гимнастики
Содержание учебного материала
22
2
Антропометрические признаки осанки.
Типы осанки и причины ее дефектов.
Практическое занятие
2
Упражнения для профилактики нарушений осанки.
Упражнения для коррекции сутулости.
Упражнения для коррекции сколиоза.
Самостоятельная работа обучающихся
20
3
Комплексы упражнений для профилактики сколиоза и сутулости.
20
Тема 9.4
Организация и методика проведения закаливающих процедур
Содержание учебного материала
22
2
Гигиенические принципы закаливания.
Факторы закаливания.
Практическое занятие
2
Закаливание детей младшего школьного возраста.
Закаливание старшеклассников и взрослых.
Закаливание людей среднего возраста.
Самостоятельная работа обучающихся
20
3
Разработать комплекс закаливающих процедур на основе одного из факторов.
20
Тема 9.5
Самомассаж, как средство профилактики и восстанов
Содержание учебного материала
22
2
Классический массаж и нетрадиционный.
Влияние массажа на основные системы организма человека.
Практическое занятие
2
Локальный и общий самомассаж.
Гигиенические правила и противопоказания при проведении самомассажа.
Методические требования при проведении самомассажа.
Самостоятельная работа обучающихся
20
3
Овладеть приемами локального самомассажа с последующей демонстрацией.
20
Итого:
476