Конституция РФ отражает переходный характер российского общества, в ней нашли отражение многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное не самоопределении и равноправии народов и т. д. Это и находит свое воплощение в ее основных чертах, таких как:
1. Прямое действие. Нормы Конституции РФ не нуждаются в каком-либо ином подтверждении. Прямое действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав.
2. Верховенство. В силу ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Конституции РФ ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции.
3. Высшая юридическая сила. При столкновении нормы Конституции РФ и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции (ч. 1 ст. 15).
4. Особый порядок охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции РФ. В стране учрежден и действует специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исполнительной компетенции Конституционного Суда относится официальное толкование Конституции.
5. Содержательные особенности. К их числу относятся сжатое, но комплексное закрепление в Конституции РФ устройства государства и негосударственных институтов, приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями, учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Также Конституцию РФ отличают такие черты, как особый субъект, которым является народ, учредительный, первичный характер конституционных установлений, который проявляется в том, что ее установления являются первичными и выступают в качестве первоосновы для текущего законодательства, особый порядок ее принятия и пересмотра.
22. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Конституционными (основными) правами и свободами человека и гражданина являются неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения государством, составляющие основу правового статуса личности. (в надлежащих случаях — в силу его гражданства), защищаемые
Конституционные права и свободы человека и гражданина можно определить как закрепленную и гарантированную Конституцией возможность человека и гражданина пользоваться различными социальными благами для удовлетворения своих потребностей.
Конституционные права, свободы и обязанности характеризуются определенными признаками, которые отличают их от других прав и свобод. Эти признаки в совокупности определяют юридическую природу основных прав, свобод и обязанностей.
1. Конституционные права, свободы и обязанности обладают верховенством. Все другие юридические права, свободы и обязанности должны в принципе соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, противоречащее конституционным правам, свободам и обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
2. Конституционные права, свободы и обязанности служат юридической базой для всех других прав, свобод и обязанностей, устанавливаемых законодательством.
3. Основные конституционные права, свободы и обязанности формулируются в общем виде. Детализируются они в правах и обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
4. Только конституционные права, свободы и обязанности действуют на всей территории России, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
5. Для каждого гражданина Российской Федерации одинаков круг прав, свобод и обязанностей.
6. Основные конституционные права, свободы и обязанности имеют постоянно действующий, непрерывный характер. Основные права и свободы могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Конституции Российской Федерации дан перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, охрана достоинства личности, запрет пыток, насилия и др.).
7. Конституционные права, свободы и обязанности имеют повышенную государственно-правовую защиту. Это обусловлено тем, что, во-первых, все нормы Конституции находятся под особой охраной государства, во-вторых, в самом ее тексте установлен особый порядок пересмотра нескольких глав Конституции, в том числе гл. 2, закрепляющей права и свободы человека и гражданина. Согласно ст. 135 Конституции РФ эти положения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, а изменяются Конституционным Собранием или всенародным голосованием.
23. Понятие и признаки государственного суверенитета Российской Федерации.
Государственный суверенитет - признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях. Суверенитет Российской Федерации закреплен в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета:
1) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;
2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. Никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения в отношении Российской Федерации, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации;
3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям. Такая передача разрешается Конституцией РФ. Статья 79 предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами. Конституция РФ ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации;
4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - государству (Российской Федерации). На единство суверенитета не влияет федеративное устройство России. Субъекты Российской Федерации -республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти; а также республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами. В федеративном государстве суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации;
5) государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в том числе в верховенстве на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов;
6) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства.
24. Понятие и принципы государственно-территориального устройства Российской Феде-рации. Виды федераций.
Федерация — сложное по субъектному составу союзное государство. Составными частями федеративного государства могут быть провинции, штаты, земли, кантоны и т.д. Но, несмотря на это, в федеративном государстве, как правило, существует одна неразделимая суверенная власть. Наличие в федерации отдельных государственных образований не свидетельствует о разделении суверенитета между федерацией и ее составными частями. В противном случае суверенное государство превратилось бы в союз отдельных государств, имеющих возможность отделиться (выйти из состава федерации) в одностороннем порядке. В отношении федеративного государства правильнее говорить скорее о распределении властных полномочий между федерацией и ее составными частями, а не о разделении суверенных прав. Суверенитет Российской Федерации, например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.[13]
Проблема соотношения суверенитета, предметов ведения и полномочий федерального центра и субъектов федерации всегда была центральной в федеративном государстве.
При ее решении важно исходить из следующего:
- сам факт вступления республики в федерацию означает, что ее суверенитет не может осуществляться так же, как если бы она в нее не входила и оставалась полностью независимым государством;
- вступая в федерацию, республики тем самым признают ее суверенитет, а также верховенство федеральных законов и иных установлений в сферах и вопросах, отнесенных к совместному ведению федерации и ее субъектов;
- хотя носителем суверенитета федерации выступает ее многонациональный народ, он представляет собой не механическую сумму источников власти ее субъектов, а новое качество;
- законодательство субъектов федерации не должно стоять выше федеральных;
- самоограничение суверенных прав и полномочий республик-субъектов федерации не означает потерю ими своего суверенитета;
- суверенитет федерации и суверенитет входящих в нее республик не абсолютны, а относительны не только в смысле их существования в рамках признания приоритета общечеловеческих ценностей и принципов международного права, но и потому, что это взаимосвязанные, сопряженные суверенитеты, каждый из которых не должен вести ни к автократии, ни к сепаратизму.[14] А почему у тебя речь идет только о республиках? Ведь субъекты могут быть разными и носить различные наименования!!!!!
Гармоничное сочетание суверенитетов субъектов и федерации достигается четким разграничением предметов ведения и полномочий и признанием верховенства федерации в вопросах и сферах жизни, определяемых природой федерализма и общей заинтересованностью в совместном решении задач.
25. Понятие и принципы избирательного права Российской Федерации. Высшим непосредственным выражением власти многонационального народа Российской Федерации являются свободные выборы. На основе выборов замещается должность Президента России, формируются представительные органы государственной власти, образуются органы местного самоуправления.
Избирательное право - это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Нормы избирательного права содержатся в:
- Конституции Российской Федерации (ст. 32, 81, 96, 130);
- Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации";
- федеральных законах "О порядке формирования Совета Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания";
- нормативных актах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти;
- нормативных актах районных, городских, районных в городе органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления.
Нормативно-правовые акты о выборах закрепляют в своем содержании принципы избирательного права, под которыми понимаются основополагающие начала организации и проведения выборов. К их числу относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование. Принцип всеобщего избирательного права означает, что каждый гражданин Российской Федерации, тигший определенного возраста, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образования, социального происхождения, имущественного положения и т.д. имеет право избирать (то есть пользуется активным избирательным правом) и быть избранным (пользуясь пассивным избирательным правом) в соответствующий представительный орган государственной власти. Законодательством установлен единый возрастной ценз для реализации гражданами своего активного избирательного права - 18 лет.
Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Нормы избирательного права установили организационные и правовые гарантии реализации гражданами указанного принципа. Организационными гарантиями являются: четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей; возможность досрочного голосования избирателями, которые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства; организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможности прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам. Осуществление принципа всеобщего избирательного права обеспечивается и мерами уголовно-правовой защиты. Норма Уголовного кодекса РФ устанавливает, что воспрепят-ствование путем насилия, обмана, угроз или подкупа реализации гражданином России- своих избирательных прав наказывается в судебном порядке. Единый возрастной ценз определен и для осуществления гражданами Российской Федерации права быть избранными в представительные органы государственной власти - 21 год. Более высокий, по сравнению с правом избирать, возраст для кандидатов в депутаты установлен, исходя из необходимости иметь определенный жизненный опыт.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок подготовки и проведения выборов, установлены правила о несовместимости занятия определенных должностей и выполнения депутатских полномочий. Равное избирательное право означает, что избиратель наравне с другими имеет только один голос и что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство голосов избирателей обеспечивается: обязательностью занесения фамилии избирателя только в один список - по месту постоянного жительства; выдачей избирательного бюллетеня по документу, удостоверяющему личность, росписью избирателя о получении избирательного бюллетеня. Участие избирателей в выборах на равных основаниях осуществляется путем создания однотипных избирательных единиц (округов), для которых устанавливаются общие нормы представительства. Прямые выборы означают, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно..Тайное голосование выражается в установлении законодательством такого способа голосования, когда волеизъявление избирателя происходит скрытно и результаты его голосования неизвестны другим лицам. Тайна голосования обеспечивается тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосующего; в помещении для голосования оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. В этих кабинах или комнатах не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными лицами государственных органов и общественных организаций влечет привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.