Прохождение государственной службы является одним из наиболее существенных ее аспектов. Традиционно под прохождением службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих изменение служебно-правового положения служащего. В действующем законодательстве с прохождением государственной службы связывается система юридических фактов, порождающих издание субъектом исполнительной власти индивидуальных актов, влияющих на правовой статус государственного служащего. Прохождение рассматривается как процесс пребывания в должности, ограниченный началом и прекращением служебных отношений.
Правовой статус должностного лица таможенного органа выражен в первую очередь в его правах и обязанностях. К основным правам сотрудника относятся права на:
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение с целью исполнения должностных обязанностей организаций любых форм собственности;
4) принятие решений и участие в подготовке решений в соответствии с его должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе;
6) продвижение по службе в таможенных органах, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;
7) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств, предусмотренных на содержание ФТС;
8) пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет;
9) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
10) применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия в порядке и случаях, предусмотренных законом.
В круг обязанностей сотрудника таможенного органа входят следующие:
1) обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных;
4) своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также государственных органов, органов местного самоуправления и организаций;
5) соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, порядок обращения со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;
7) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
Конкретный перечень обязанностей любого лица, проходящего службу в таможенных органах, устанавливается должностной инструкцией.
Должностные лица таможенных органов проходят аттестацию, целью которой выступает объективная оценка служебной и профессиональной деятельности сотрудника, определение его соответствия занимаемой должности, а также представление к государственной награде Российской Федерации. Профессиональное образование, в том числе повышение квалификации кадров, считается насущной необходимостью для достижения как общегосударственных, так и локальных задач.
По результатам аттестации аттестационная комиссия дает сотруднику одну из следующих оценок:
1) соответствует занимаемой должности;
2) соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебной деятельности;
3) не соответствует занимаемой должности.
Аттестационная комиссия по результатам аттестации вправе внести на рассмотрение руководителя таможенного органа мотивированные рекомендации о повышении сотрудника в должности, о включении сотрудника в резерв на выдвижение на вышестоящую должность, о снижении или назначении на другую должность. При этом то или иное решение носит для начальника таможенного органа рекомендательный характер. Он принимает соответствующее решение (о повышении или понижении сотрудника в должности, оставлении его на прежней должности, увольнении и т.д.) не позднее чем через два месяца со дня утверждения аттестации. Если сотрудник представляется к государственной награде, в решении аттестационной комиссии, на основании его конкретных заслуг, указывается, достоин он этого или нет.
В случае несогласия сотрудника с решением начальника таможенного органа, принятым по результатам аттестации, он вправе обжаловать это решение у начальника вышестоящего таможенного органа или в суде.
По общему правилу аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года. Аттестации не подлежат сотрудники, занимающие должности менее года; находящиеся в распоряжении начальника таможенного органа в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; прикомандированные к органам государственной власти России и организациям; сотрудники, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком, и беременные женщины.
Лицам, назначенным на соответствующие должности в таможенных органах из числа сотрудников, присваиваются специальные звания. Они объединяются в следующие группы: младший состав (прапорщик и старший прапорщик таможенной службы); средний начальствующий состав (младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан таможенной службы); старший начальствующий состав (майор, подполковник, полковник таможенной службы); высший начальствующий состав (генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, действительный государственный советник таможенной службы). Государственным гражданским служащим присваиваются классные чины: секретарь государственной гражданской службы 1-, 2-, 3-го классов; референт государственной гражданской службы 1-, 2-, 3-го классов; советник государственной гражданской службы 1-, 2-, 3-го классов; государственный советник государственной гражданской службы 1-, 2-, 3-го классов; действительный государственный советник государственной гражданской службы 1-, 2-, 3-го классов.? Прохождение службы в таможенных органах предусматривает и соблюдение должностными лицами установленных ограничений, а именно запретов на:
- занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
- совмещение службы в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- участие в качестве члена органа управления коммерческой организации, а также члена органа управления, попечительского или наблюдательного совета, иного органа иностранной некоммерческой неправительственной организации либо действующего на территории Российской Федерации ее структурного подразделения, за исключением случаев выполнения специальных заданий и иных установленных ситуаций;
- участие в качестве поверенного или представителя по делам третьих лиц в таможенных органах;
- использование в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения, финансовых средств, другого государственного имущества, а также служебной информации;
- получение гонораров за публикации и выступления, связанные с исполнением должностных обязанностей;
- получение от физических и юридических лиц подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, средств на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений, связанных с исполнением должностных обязанностей;
- принятие без разрешения Президента РФ наград, почетных и специальных званий иностранных государств, международных и иностранных организаций;
- выезд в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными организациями;
- использование своего служебного положения в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним.
Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы.