End.
Обязательной частью является лишь тело программы, которое начинается словом begin, а заканчивается словом end с точкой. Операторы в Паскале разделяются точкой запятой. Заголовок программы является хотя и необязательным, но желательным элементом и состоит из зарезервированного слова program и идентификатора - имени программы, за котором следует точка с запятой. Порядок объявлений и описаний не регламентируется.
Составной оператор
Составные операторы ("Паскаль") – это набор операций в написанной программе, которые заключены в скобки BEGIN-END. За счет этого группа команд представляется как единственная целостная.
2) Циклы:
· REPEAT: повторение с постусловием.
Пример:
Program S2;
Label L;
ConstEps = 1E-6;
Vara,x,y:real;
Begin
WriteLn (‘Введите число для определения кубического корня’);
Read (a);
x:= a;
Repeat y:= x; x:= 1/3*(a/sqr(y)+2*y);
Until Abs(x-y)
WriteLn (‘Значениекорня:’, x:10:6);
End.
· WHILE: повторение с предусловием.
Пример:
Program Sum2;
ConstEps=1e-3;
Var i:integer;
S,v:real;
Begin
S:=0; i:=1; v:=1; {любое число больше Eps}
While v>Eps do
Begin v:=(i+1)/(i*i*i+8);
S:=S+v;
i:=i+1
end;
WriteLn(‘Сумма=’,S:6:3)
end.
· FOR – оператор счета. Он используется в цикле с параметром.
Пример:
Program Tabl;
Var i:integer;
x:real;
Begin
WriteLn (‘ Таблицасинуса’);
For i:=0 To 20 Do
Begin
x:= i/100+0.5;
WriteLn (‘x=’, x:4:1,’sin(x)=’, sin(x):8:5);
end
end.
3) Ввод-вывод:
· Оператор вывода– write(ln).
· Оператор ввода – read(ln).
4) Условный оператор IF:
общем виде полная форма записывается как:
If<логическое выражение>
Then<оператор1>
Else< оператор2>; (Или без иначе)
Пример:
Program Function;
Varf,x:real;
Begin Read (x);
If x>=0 Then
F:= x*x {первый вариант}
Else F:= sqrt (x);
{второй вариант}
WriteLn (‘Значение функции =’,F:8:3); end.
Типы данных
Целые типы
В языке Паскаль целые типы бывают 5 видов. Каждый из них характеризует диапазон принимаемых значений и занимаемым местом их в памяти.
При использовании целочисленных чисел следует руководствоваться вложенностью типов, т.е. типы с меньшим диапазоном могут быть вложены в типы с большим диапазоном. Тип Byte может быть вложен во все типы занимающие 2 и 4 байта. В тоже время тип ShortInt, занимающий 1 байт не может быть вложен в тип Word, поскольку не имеет отрицательных значений.
Вещественные типы
Можно выделить 5 вещественных типов:
В компьютере абсолютно точно представляются целые типы. В отличие от целых типов значение вещественных типов определяет произвольное число лишь с некоторой конечной точность, зависящего от формата числа. Вещественные числа представляются в компьютере с фиксированной или с плавающей точкой.
Примеры:
2358.8395
0.23588395*104
0.23588395*E4
Особое положение в Паскаль занимает тип Comp, фактически это большое целое число со знаком. Этот тип совместен со всеми вещественными типами и может быть использован для большого целого числа. При представлении вещественных чисел с плавающей запятой десятичная точка, всегда подразумевается перед левой или старшей мантиссой, но при действии с числом сдвигается влево или вправо.
Символьный тип
Значениям символьного типа является 256 символов из множества допустимых кодовой таблицей используемого компьютера. Начальная область этого множества, то есть диапазон от 0 до 127 соответствует множеству кодов ASCII, куда загружаются символы алфавита, арабских чисел и специальных символов. Символы начальной области всегда присутствуют на клавиатуре ПК. Старшая область называется альтернативной, она содержит символы национальных алфавитов и различные специальные символы, и символы псевдографики, не соответствующие коду ASCII.
Значение символьного типа занимает один байт в оперативной памяти. В программе значении заключаются в апострофы. Так же значения можно задавать в виде его ASCII-коде. В этом случае перед числом, обладающим код символа нужно поставить знак #.
Var
C:Char
C:= ’A’
C:= #65
Логический (булевский) тип
Имеются два значения булевского типа: Истина (True) и Ложь (False). Переменные данного типа задаются служебным словом BOOLEAN. Значение булевского типа занимают один байт в оперативной памяти. Значениям Истина и Ложь соответствуют числовые значения 1 и 0.
Строковый тип
Строковый тип относится к группе структурированных типов и состоит из базового типа Char. Строковый тип не относится к порядковым типам. Он определяет множество символьных цепочек произвольной длины до 255 символов.
В программе строковый тип объявляется, словом String. Поскольку String является базовым типом, он описан в языке и объявление переменной типа String осуществляется в Var. При объявлении переменной строкового типа за String в квадратных скобках целесообразно указывать длину строки. Для указания используется целое число от 0 до 255.
Var
Fam: String[15];
Указание длины строки позволяет компилятору отвести под данную переменную указанное число байтов в ОЗУ. Если длина строки не указана, то в этом случае компилятор отведет под значение этой переменной максимальное возможное число байт (255).
Массивы
Статические массивы. Эти массивы объявляются с помощью такого формата:
Одномерные массивы
array [indexType 1,..., indexType n ] of baseType
Пример объявления:
var
cArr:array [0..1000] ofchar;
mInt:array [0..10] ofinteger;