Аннотация
На хор «Ноченька»
Из оперы «Демон»
Муз. А. Рубинштейна
Либретто П. Висковатов
Содержание
1. Общие сведения об авторе музыки и текста………………………………..3
2. Музыкально-теоретический анализ…………………………………………8
3. Вокально- хоровой анализ…………………………………………………..11
Литература…………………………………………………………………16
Общие сведения об авторе музыки и текста
Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 - 1894) — русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.
Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.
Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.
Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с В. В. Стасовым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.
Главные сочинения
В композиторском наследии Рубинштейна — более двухсот сочинений, среди которых главное место занимают опера «Демон» и романсы, в частности, знаменитые «Персидские песни». Им написано шесть симфоний, несколько одночастных симфонических произведений, пять фортепианных, два скрипичных и два виолончельных концерта, множество более мелких инструментальных пьес, оратории «Потерянный рай» и «Вавилонское столпотворение», кантата «Утро». Огромное внимание он уделял оперному жанру: «Дети степей», «Фераморс», «Маккавеи», «Нерон», «Купец Калашников», «Горюша» — вот лишь некоторые из написанных им опер.
Павел Александрович Висковатов (1842 - 1905) — историк литературы.
Сын военного историка Александра Васильевича Висковатова. Учился в Петербургском университете и в Германии.
1866 — получил степень доктора философии в Лейпциге за диссертацию о гуманисте Якове Вимпфелинге.
1867 по 1871 — состоял по особенным поручениям при генерал-фельдмаршале князе А. И. Барятинском.
1873 — редактировал «Русский мир» и с того же года состоит профессором русской словесности в Дерпте.
Был директором гимназии в Петербурге.
Главный предмет его занятий — биографии М. Ю. Лермонтова, чему посвящён ряд статей в «Русской Мысли», «Русском Вестнике» и других журналах. Под редакцией П. А. Висковатова вышло в Москве (1891) собрание сочинений Лермонтова с первой научной биографией поэта. Висковатов разыскал и напечатал немало произведений Лермонтова, материалов для его жизнеописания и написал ряд небольших исследований по истории его творчества, печатавшихся в «Русской Старине», «Русском Вестнике», «Русской Мысли», «Вестнике Европы» и др. Написанная им биография Лермонтова, составившая шестой том редактированного им издания сочинений Лермонтова (Москва, 1891), ценна, главным образом, как сводка старательно собранных фактических данных. Редакция текста не отличается систематичностью и тщательностью приёмов.
Опера Антона Рубинштейна «Демон»
Либретто.
Опера в трёх действиях (семи картинах); либретто П. Висковатого по одноименной поэме Ю. Лермонтова.
Первая постановка: Петербург, 25 января 1875 года, Мариинский театр.
Действующие лица: Демон (баритон), Тамара (сопрано), Гудал (бас), Синодал (тенор), Няня (альт), Ангел (меццо-сопрано), Гонец (тенор), Старый слуга (бас), адские духи, ангелы, голоса природы, грузины, грузинки, татары.
Действие происходит в Грузии.
Хор "Ноченька" звучит в первом действие, третьей картине.
По горной дороге движется богатый караван: князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра. Старый слуга советует Синодалу пойти помолиться в часовне, что видна на скале, - это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: в его мыслях - только Тамара. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к ней! Спутники Синодала располагаются на ночлег и, уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь. Над Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары. Внезапность нападения решает участь путников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен. В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак.)
Конец ознакомительного фрагмента.
Купить и скачать эту аннотацию целиком можно несколькими способами:
- нигредо.рф;
- написать в группу вк «Musical support»
- написать автору в вк
Безопасно оплатить аннотацию можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.