Порядок получения пособий членами семьи умершего застрахованного лица, неполученных им при жизни
Согласно части 5 статьи 15 Закона №255-ФЗ, п.11 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020
N 2375, начисленные суммы пособий, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Так, статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлен порядок получения членами семьи умершего застрахованного лица, а также его нетрудоспособными иждивенцами невыплаченных сумм, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, предоставленных застрахованному лицу в качестве средств к существованию.
Требования о выплате указанных сумм должны быть предъявлены в течение четырех месяцев со дня смерти работника (пункт 2 статьи 1183, пункт 1 статьи 1114 ГК РФ). По истечении указанного срока суммы, причитающиеся умершему и не востребованные его членами семьи, совместно проживавшими с умершим, или иждивенцами, включаются в состав наследства (пункт 3 статьи 1183 ГК РФ).
Согласно Семейному кодексу РФ к членам семьи относят: супругов, детей, в том числе усыновленных, родителей, в том числе усыновителей. Кроме того, за не полученными умершим сотрудником суммами могут обратиться лица, находившиеся на иждивении умершего на день его смерти.
Поскольку нормами Положения об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат порядок обращений за выплатой пособий, неполученных в связи со смертью застрахованного лица, необходимо руководствоваться общими правилами назначения и выплаты пособий территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации.
Таким образом, обращение лиц, указанных в статье 1183 ГК РФ с заявлением и документами, подтверждающими право на получение пособий, должны поступить к работодателю умершего застрахованного лица.
Для получения членами семьи умершего застрахованного лица невыплаченных сумм, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, члену семьи умершего необходимо написать заявление и предоставить следующие документы по месту работы умершего лица:
- листок нетрудоспособности;
- свидетельство о смерти;
- документы, подтверждающие родство с умершим (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, судебное решение);
- документы, подтверждающие факт совместного проживания, либо нахождение на иждивении (например, заверенная копия поквартирной карточки, выписка из домовой книги, справка из домоуправления и т.д.);
- копия паспорта члена семьи;
- СНИЛС, ИНН члена семьи;
- банковские реквизиты члена семьи.
Перечень документов, представляемых страхователем (работодателем) для выплаты пособий членами семьи умершего застрахованного лица, неполученных им при жизни
1) Опись передаваемых документов от страхователя-работодателя. Форма описи утверждена приказом ФСС России от 24.11.2017 № 578 (Приложение №2);
2) Доверенность от страхователя, выданная уполномоченному представителю, на представление документов для выплаты в отделение Фонда;
3) Заявление о выплате пособия, заполненное страхователем с указанием данных умершего работника (без подписи заявителя). Форма заявления утверждена приказом ФСС России от 24.11.2017 № 578 (Приложение №1);
4) Листок нетрудоспособности или талон с номером ЭЛН;
5) Данные для расчета пособия (справка-расчет, справка 182н о сумме заработка застрахованного лица);
6) Заявление от члена семьи умершего на выплату пособия, неполученного умершим при жизни (с указанием СНИЛС, ИНН заявителя);
7) Заверенная копия документа, удостоверяющая личность получателя пособия – члена семьи умершего;
8) Банковские реквизиты получателя пособия – члена семьи умершего;
9) Свидетельство о смерти застрахованного лица;
10) Документы, подтверждающие родство с умершим (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, судебное решение);
11) Документы, подтверждающие факт совместного проживания, либо нахождение на иждивении (например, заверенная копия поквартирной карточки, выписка из домовой книги, справка из домоуправления и т.д.). В случае, если требования о выплате указанных сумм предъявлены по истечении четырех месяцев со дня смерти работника, то членом семьи умершего предоставляется свидетельство о праве на наследство.
Информация регионального отделения Фонда по Республике Марий Эл
Начальник отдела назначения
и осуществления страховых
выплат застрахованным гражданам Е.И. Самаева
Согласовано:
Заместитель управляющего О.Г. Федоров