Ход занятия
I. Психологический настрой.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки.
-Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой.
II. Постановка цели.
Воспитатель:
-Тема нашего воспитательского часа будет такова … Сейчас отгадаете загадки и тогда я думаю, поймете. (Слайд 4)
1) Меня частенько просят, ждут, а только появлюсь, и прятаться начнут. Что это? (Слайд 5)
(дождь) (Слайд 6)
2) Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, и не пекарь, а печет? (Слайд 7)
(солнце) (Слайд 8)
Воспитатель:
-Ребята, что это все?
Ученики: - Природа.
Воспитатель: Да, это природа
Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить.
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Прощальный вальс танцует с ветром лето.
Дрожит в окне вечерняя звезда.
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!
Воспитатель: Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего воспитательского часа?
Ученики: «Береги и люби природу»
Воспитатель: Да, это и будет темой нашего воспитательского часа. Вы сами
сформулировали ее.
(Открывается запись на доске «Береги и люби природу», эпиграф)
Воспитатель: К эпиграфу мы еще вернемся в конце урока.
Воспитатель: (Слайд 9) Сегодня мы постараемся выяснить и ответить на вопрос: «Зачем же надо любить и беречь природу».
Ученик:
Смотрю на глобус - шар земной. (Читает Влад)
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги.»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги.»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек».
В тебя мы верим, не солги,
«Ты береги нас, береги.»
Воспитатель: Планета Земля, на которой мы живем, огромна и прекрасна!(Слайд 10)
Ученик:
Посмотрите! (Читает Никита)
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг - природа!
Воспитатель: Да, чудесен и таинственен мир природы. Чтобы вся эта красота была
всегда. Мы должны природу... (охранять и оберегать). Чтобы оберегать природу, надо ее... (любить). А чтобы любить надо ее... (знать). А чтобы знать многое о природе надо учиться, т.е. знать «экологические правила поведения в природе».
III. «Мы твои друзья, Природа!»(Слайд 11) (проблемные ситуации)
Воспитатель: Сейчас мы с вами разберем несколько ситуаций (класс делится на 3
группы, решают проблемные ситуации, записанные на карточках, высказывают свои мысли).
1 группа: «Отправляясь в гости к природе, не будьте только просителями ее даров. Будьте друзьями, заботливыми хозяевами». Как вы это понимаете? (Нельзя засорять природу мусором)
2 группа: Отдыхая в лесу, вы подошли к родничку и увидели начавшийся разлив на склоне. Что вы сделаете? (Родник очистить и облагородить камнями)
3 группа: Весной в лесу вы увидели раненую березу, плачущую березу,
которая от потери сока может погибнуть. Что будете делать? (Сломанную ветку обработать глиной и забинтовать)
IV. Игра «Экологический светофор» (класс разбит на 3группы, у каждого
ученика кружки 3 цветов: зеленый, желтый, красный)
Воспитатель: Сигналы этого светофора означают тоже самое, что и на проезжей части дороги.
Красный свет - природе вред!
Желтый - осторожно!
Свет зеленый - как красиво!
Скажет лес тебе «спасибо!»
Итак, красный свет - зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред
природе.
Желтый свет - чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.
Зеленый свет - это, когда мы для природы делаем добрые дела.
Воспитатель: Такая ситуация.
Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.
Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно
обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду
рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора.
Мальчик взял:
* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)
* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра. (красный
свет)
* Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный свет)
* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)
* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он
посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)
* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)
* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)
* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый свет)
Воспитатель: Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес чтобы не навредить
природе!
V. Физминутка «Покажи мне мир природы» (Слайд 12)
(Дети показывают движения)
Воспитатель: На зарядку солнышко поднимает нас.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки
Плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут,
Тоже покажем
Крылья сложили назад.
VI. Игра «Сорви лепесток»(Слайд 13) (на доске цветок с лепестками, на обратной
стороне которых написаны правила поведения в природе. Каждой группе по 2 лепестка. Ребята по очереди срывают лепесток с цветка, читают по очереди
правило поведения в природе и договаривают правило до конца)
1) В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни... (в траве обитает много
маленьких насекомых и жуков, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения).
2) Не рви цветы охапками... (сорванные растения быстро погибнут и не дадут
семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений).
3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго
строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не
дают сильно размножаться насекомым-вредителям).
4) Не оставляй мусор в лесу. Помни... (это дом для животных, в нем должно
быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).
5) Не лови зайчат, ежат, бельчат и других животных… (лес - их родной дом, им будет плохо в твоей квартире).
6) Многие не любят эту птицу, она губит чужих птенцов. И все-таки она очень полезная - уничтожает много опасных гусениц, даже таких, которых не едят другие птицы. Что это за птица? (кукушка)
Воспитатель: Мы сегодня много узнали вспомнили экологические правила
поведения в природе. Теперь попробуйте собрать от каждой группы свой
экологический знак. Постарайтесь в нем отразить то правило о котором мы не говорили (могут быть варианты: скворечник, кормушки, цветок и бабочка,
пожар в лесу, заводы и т.д.). (под фонограмму лесных голосов)
Знаки, которые собрали дети, вывешиваются на доску.
Воспитатель: Хотелось бы, чтобы вы о этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета - Земля, зависит от каждого из нас - людей.
Ученик:
Давайте, люди, дружить друг с другом. (Читает Никита)
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету.
VII. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя» (Слайд 14)
Воспитатель обращается к эпиграфу, написанному на доске:
- Это строки поэта Евгения Евтушенко.
- О чем говорит поэт? (предполагаемые ответы: надо беречь и любить
природу, что нельзя убивать зверей)
- Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Как вы это понимаете?(это
жадность, глупость, злоба, трусость, подлость, бездушие...)
- Да, ребята, вы правы! Звери внутри нас - это плохие качества характера,
которые мешают нам полюбить друг друга, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно убивать этих зверей в своем сердце. Тогда наши
экологические знания пойдут на пользу природе, а значит и жизни на Земле.
Ученик:
Обращение природы
Человек, я жива еще, я дышу.
Человек, не говори мне: «Я спешу!»
Человек! Послушай меня!
Человек, отличи ночь от дня.
Не гони меня, человек, прочь,
Человек, ты мне можешь помочь.
Я тебя еще могу простить...
Человек, а ты сможешь любить?!
Полюби, человек, мир!
Мне не надо в атмосфере дыр.
Человек, погляди вокруг!
Это — слышишь? - воды звук...
Не трави, человек, рек!
Не умри от жажды, человек...
Не руби, человек, лесов
И не куй мне, человек, оков.
Человек, перестань убивать,
Перестань меня, человек, пытать!
Воспитатель: Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле.
Берегите Землю! Берегите! (Читает Никита)
Берегите, жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертие верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите.....
М. Дудин
Воспитатель: Наш открытый урок заканчивается. (Слайд 15)
Так давайте же беречь и любить природу!
Спасибо, ребята, за работу!