Ст.15 Конституции РФ говорит о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Международные акты делятся на 4 группы:
- универсальные международные правовые акты, принятые ООН (Всеобщая декларация прав человека принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.,в которой закреплены права и свободы человека и гражданина. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный СССР 18 сентября 1973 года и др.).
- акты специализированных организаций (ВОЗ, МОТ- Конвенция МОТ №117 «Об основных целях и нормах социальной политики». Конвенция МОТ №118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» и др.).
- акты регионального характера (заключенные в рамках Совета Европы, СНГ - Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и др.).
- двусторонние международные договоры и соглашения РФ.
Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами РФ в случае их противоречия.
Нормативно-правовые акты федерального уровня:
К ним относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов государственной власти и акты государственных внебюджетных фондов:
- Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
- Федеральный Закон от 24.07.1998г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве»;
- Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Федеральный Закон от 19.05.1995г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
- Федеральный Закон от 19 августа 1995 года «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
- Федеральный Закон от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;
- Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 года;
- Закон РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции Федерального закона от 01.06.99г. N 110-ФЗ.
Кроме того следует упомянуть и ряд подзаконных актов таких, как:
- Указ Президента РФ от 26.12.2006г. №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»;
- Постановление Правительства РФ от 14 марта 2002г. N 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”;
- Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».
Субъекты РФ вправе принимать нормативные акты, не противоречащие с одной стороны федеральным актам, а с другой – улучшающие права граждан (увеличение размера обеспечения, продления срока обеспечения).
К таким актам относятся: меры социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированным лицам, социальное обслуживание и др.
Система нормативно-правовых актов субъектов РФ состоит из:
- Конституции или устава субъекта;
- законов субъекта;
- нормативных актов главы субъекта;
- нормативных актов органов исполнительной власти.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением средств, передаваемых местному бюджету на целевое финансирование) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан независимо от наличия соответствующих положений в ФЗ. Осуществляется при наличии возможности. Актами местных органов могут стать, например, общие социальные программы.
Система муниципальных нормативно-правовых актов состоит из:
- Устава муниципального образования;
- правовых актов главы муниципалитета;
- правовых актов местной администрации.
Правовой основой для принятия локальных нормативных актов является ст.39 Конституции РФ, которая поощряет создание дополнительных форм социального обеспечения. Такие блага предоставляются за счет собственных средств организации.
К локальным нормативным актам можно отнести:
- уставы организаций
- коллективные договоры, заключаемые между работниками и работодателем (установление надбавки к пенсии работающим пенсионерам, предоставление мер социальной поддержки – предоставление путевок в оздоровительные учреждения и т.д.)