Ученик научится:
- соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами;
- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.
Ученик получит возможность научиться:
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
При освоении способов разметки, раскроя, сборки и отделки изделия у учащихся в 4 классе совершенствуются навыки разметки с помощью циркуля, по линейке, на глаз, по шаблону; мягким карандашом, кусочком мыла или мела на ткани. Школьники должны научиться выполнять раскрой с использованием симметрии; освоить горячий и холодный способы подготовки соломки. При сборке изделий учащиеся смогут освоить приёмы окантовки картоном, крепления кнопками, склеивания геометрических тел из развёрток, скручивания мягкой проволоки, соединения деталей с помощью ниток, клея, скотча. Школьники в 4 классе также научатся применять на практике новые способы отделки: украшение специальными отделочными материалами, вязание крючком «воздушных петель», декоративное использование пуговиц, наклеивание соломки на бархатную основу, оформление работы в рамку.
А главное, учащиеся должны освоить проектную деятельность. Надо помнить, что проектная деятельность эффективна тогда и только тогда, когда она значима, интересна и посильна; имеет практический результат; отвечает физиологическим возможностям учащихся, санитарно-гигиеническим требованиям и безопасным условиям работы.
Выполнить эти требования, добиться достижения планируемых результатов, безусловно, поможет УМК «Технология» и методическое пособие, которое вы держите в руках.
Календарно-тематическое планирование по технологии
№ | Дата | Тема урока | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Личностные и метапредметные | |||||
Как работать с учебником. - 1ч. | ||||||
05.09 | Как работать с учебником | Планировать деятельность по выполнению изделия. Познакомиться с критериями оценки качества выполненного изделия для осуществления самостоятельной работы. | Объяснять понятия «технология», «материалы», «Инструменты», «технологический процесс», «приемы работы». Обобщать знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними. | Использовать знаково-символические средства, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
Человек и земля. - 21 ч. | ||||||
19.09 | Вагоностроительный завод. Изделие: Ходовая часть (тележки) | Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки. Овладевать основами черчения, анализировать инструкции изделия, выполнять разметку деталей при помощи циркуля и линейки, соблюдать правила ТБ. | Объяснять новые понятия, работать с информацией об истории развития железнодорожного транспорта. | Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. | ||
26.09 | Вагоностроительный завод Изделие: Кузов вагона. Пассажирский вагон. | Создавать разные виды вагонов, используя объемные геометрические изделия. Выбирать материалы и инструменты при выполнении изделия. | Объяснять понятия «кузов вагона», «рама кузова». Осваивать технологию создания кузова вагона из подручных материалов. | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. | ||
03.10 | Полезные ископаемые Изделие: Буровая вышка | Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения. Анализировать конструкцию реального объекта. | Выбирать необходимую информацию, необходимую для изготовления изделия. Объяснять понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «нефтепровод», «тяга». Применять при изготовлении изделия правила ТБ. | Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его. | ||
10.10 | Полезные ископаемые Изделие: Малахитовая шкатулка | Находить и отбирать информацию о создании изделий из поделочных камней. Овладевать техникой лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. | Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Изготавливать изделие, имитирующее технику русской мозаики. Проводить презентацию групповой работы. | Участвовать в совместной творческой деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
17.10 | Автомобильный завод Изделие: КамАЗ, Кузов грузовика. | Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия и определять основные элементы конструкции. | Анализировать технологическую карту с планом изготовления изделия. Изготавливать модель автомобиля. Применять при изготовлении изделия правила ТБ. | Проектировать изделие. Участвовать в совместной творческой деятельности. | ||
24.10 | Автомобильный завод Изделие: КамАЗ, Кузов грузовика. | Проводить оценку этапов работы. Сопоставлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. | Работать с металлическим конструктором. Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
07.11 | Монетный двор. Изделие: Стороны медали. Медаль | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции. Составлять план изготовления изделия | Работать с металлизированной бумагой-фольгой. Осваивать приемы тиснения фольги. | Участвовать в совместной творческой деятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
14.11 | Монетный двор. Изделие: Стороны медали. Медаль | Выполнять эскиз сторон медали на основе образца из учебника. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. | Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
21.11 | Фаянсовый завод Изделие: Основа для вазы. Ваза | Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначение. Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые можно выполнить в классе. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов. | Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Изготавливать изделие с соблюдением отдельных этапов технологии создания изделия из фаянса. | Участвовать в совместной творческой деятельности. | ||
28.11 | Фаянсовый завод Изделие: Основа для вазы. Ваза | Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приемы и способы работы с пластилином для создания и декорирования вазы. | Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
05.12 | Швейная фабрика Изделие: Прихватка | Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. | Применять умения работать с ножницами, иглой и циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. | ||
12.12 | Швейная фабрика Изделие: Новогодняя игрушка. Птичка | Выполнять самостоятельно разметку деталей и раскрой изделия. Соблюдать правила работы с иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия. | Применять умения работать с ножницами, иглой и циркулем. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. | ||
19.12 | Обувное производство. Изделие: модель детской летней обуви. | Находить и отбирать информацию о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувной фабрике. Снимать мерки и, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Самостоятельно выполнять разметку деталей изделия раскрой изделия. Использовать навыки работы с бумагой. | Сопоставлять технологическую карту с алгоритмом построения деятельности в проекте. Создавать модель обуви из бумаги | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
26.12 | Обувное производство. Изделие: модель детской летней обуви. | Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. | Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изготовления изделия. Проводить презентацию работы. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
16.01 | Деревообрабатывающее производство. Изделия: Технический рисунок лесенки- опоры для растений | Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной бумаги и соединять изделия с помощью клея. | Понимать значение древесины для производства в жизни человека. Называть правила безопасности работы столярным ножом. Применять правила обработки рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия при помощи клея. | Проектировать изделие. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
23.01 | Деревообрабатывающее производство. Изделия: Лесенка - опора для растений | Соотносить размеры лесенки – опоры с размерами растения и корректировать размеры лесенки-опоры при необходимости. Декорировать изделие по собственному замыслу. | Называть правила безопасности работы столярным ножом. Изготавливать изделие из реек. Декорировать изделие. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
30.01 | Кондитерская фабрика Изделие: Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье» | Анализировать рецепт пирожного «Картошка», заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд. | Приготовлять пирожное и правила гигиены, правила приготовления блюд. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
06.02 | Кондитерская фабрика Практическая работа. Тест «Кондитерское изделие | Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. | Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изделия. Проводить презентацию групповой работы. | Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
13.02 | Бытовая техника Изделие: Настольная лампа. | Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж» | Называть правила эксплуатации бытовой техники, правила работы с электричеством. Объяснять действие простой электрической цепи. Осваивать работу с батарейкой Осваивать приемы работы в технике «витраж» | Проектировать изделие. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
20.02 | Бытовая техника Практическая работа Тест «Правила эксплуатации электронагревательных приборов» | Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изделия. Проводить презентацию групповой работы. | Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изделия. Проводить презентацию групповой работы. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
27.02 | Тепличное хозяйство Изделие «Цветы для школьной клумбы» | Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах. Анализировать информацию на пакетиках с семенами, выделять информацию, характеризующую семена. Подготавливать почвы для выращивания растений, высаживать семена цветов и ухаживать за посевами. Проводить наблюдения за всходами | Рассказывать об уходе за растениями. Создавать мини – теплицы. Выращивать рассаду в домашних условиях. | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
Человек и вода. – 3 ч. | ||||||
06.03 | Водоканал Изделие: Фильтр для очистки воды | Составлять рассказ о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Осваивать способ очистки воды в домашних условиях. Проводить эксперимент по очистке воды | Понимать важность экономного расхода воды. Знакомиться со способом фильтрации воды. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | ||
13.03 | Порт. Изделие: Канатная лестница Практическая работа «Технический рисунок канатной лестницы» | Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узлов. Определять правильное крепление и расположение груза. На основе технического рисунка составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планом изготовления изделия. | Объяснять понятие «макраме». Осваивать приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити при начале выполнения работы. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
20.03 | Узелковое плетение Изделие: Браслет | Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоские узлы, оформлять изделие бусинами. | Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
Человек и воздух. – 3 ч. | ||||||
03.04 | Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: Самолет | Сравнивать и различать виды летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолета из конструктора. Распределять обязанности для работы в группе. | Объяснять конструктивные особенности самолетов, их назначение в области использования различных видов летательных аппаратов. Использовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом. Изготавливать модель самолета из конструктора. | Осуществлять информационный, практический поиск и открытие нового знания. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
10.04 | Ракета-носитель Изделие: Ракета-носитель | Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнить технологическую карту. Самостоятельно выполнить разметку деталей. Использовать правила сгибания бумаги и работы ножницами. | Закреплять основные знания о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты. Использовать знания о бумаге: ее свойствах, видах. Выполнять модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа. | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. | ||
17.04 | Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: Воздушный змей | Осваивать правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для ее выполнения, и виды соединения деталей. Проводить оценку этапов работы и контролировать качество изделия. | Объяснять понятия «каркас», «уздечка», «леер», «хвост», «полотно», «стабилизатор». Осваивать правила разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Использовать приемы работы шилом, ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. | Моделировать изделие, выделять его существенные характеристики. Достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
Человек и информация. – 6 ч. | ||||||
24.04 | Создание титульного листа Изделие: Титульный лист | Распределять обязанности при выполнении групповой работы. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической деятельности знания программы Word | Применять правила работы на компьютере. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника» | Проектировать изделие. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Оценивать по заданным критериям. | ||
08.05 | Работа с таблицами Изделие: Таблица | Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность работы с таблицами в текстовом редакторе Word. | Применять правила работы на компьютере. | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. | ||
15.05 | Создание содержания книги Практическая работа «Содержание книги» | Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги. Закреплять умение сохранять и распечатывать текст. | Использовать в практической деятельности знания программы Word. | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. | ||
22.05 | Переплетные работы Изделие: Книга «Дневник путешественника» | Объяснять значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги. | Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. | Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. | ||