М.Березовский. Жизнь и творчество.




Есть творческие судьбы в российской культуре, которые окружены ореолом загадочности. Хорошо начинали, много сделали, но ушли из жизни рано, как правило – трагически. Можно даже сказать, что российская культура полна такими именами и судьбами. Что ж, добавим к этому печальному списку еще одно имя, споры вокруг которого в отечественной музыкальной истории и мысли происходили почти два столетия. Но его таинственная биография стала проясняться лишь в последние годы...

По старым, вполне установившимся сведениям, родился Березовский 16 октября 1745 года в городе Глухове – тогдашнем центре Украины. Кто были его родители – остается загадкой, но говорили, что происходил он из незажиточной казацкой семьи.

Как попал он в школу певчих, а потом в Киевскую духовную академию, которая была для него аlmа mаtеr, – тоже неизвестно. Юный семинарист не мог быть не замечен: обладая абсолютным музыкальным слухом и необыкновенным даром композиции, он начал сочинять хоровые концерты еще в стенах академии.

К.Г. Разумовский, имевший у себя именитую певческую капеллу, видимо, взял мальчика к себе. Он же и определил его в 1758 году в петербургский хор мальчиков. Березовскому исполнилось тогда 14 лет Руководил Придворным хором друг К.Г.Разумовского Марк Федорович Полторацкий. Под его начало, очевидно, и попал юный музыкант.

Обучаясь у придворного капельмейстера Франческо Цопписа, Максим с чрезвычайным усердием осваивает итальянскую музыкальную систему. Пятнадцатилетний сочинитель пишет ряд хоровых концертов, которые сразу же завоевывают не только признание специалистов и светской публики, но и самую широкую популярность. Надо сказать, что до наших дней дошли его сочинения этого периода. И они открывают перед современным слушателем высочайший профессионализм Березовского, весь блеск и совершенство его произведений.

Молодой композитор предстает перед нами и как актер-трагик, участвующий в пышно поставленных на сцене ораниенбаумского придворного театра операх: сначала, в 1759 году, Франческо Арайи «Александр в Индии», а затем, в 1760 году, в опере Винченцо Манфредини «Узнанная Семирамида». Можно утверждать: Максим Березовский, снискавший себе позднее славу как композитор, был одновременно известным, можно сказать, крупнейшим актером музыкального театра в самый начальный период зарождения в России оперного жанра.

Только репутация исключительно одаренного человека спасла служебное положение музыканта после свержения императора Петра III, ко двору которого он был приближен. Очевидно, недоброжелательность к сторонникам покойного супруга со стороны Екатерины II не коснулась Березовского, хотя по восшествии на престол новой монархини его дальнейшая судьба первое время казалась неопределенной. Однако он был принят и обласкан.

Композитора отправляют «пенсионером» в Италию, в знаменитую Болонскую филармоническую академию. Здесь он встречается с необыкновенным человеком, одним из самых ярких представителей музыкальной Италии – падре Мартини. Известный археолог, путешественник, библиофил, непревзойденный знаток музыкальных трактатов, обладатель уникальной библиотеки в 17 тысяч томов, в которую входили также бесценные ноты и музыкальные исследования, собиратель старинных рукописей, в том числе и нотных, органист Мартини много лет работал над созданием «Истории музыки» с древнейших времен. Он был первоклассным преподавателем. В 1774 году вышла его знаменитая книга «Основы контрапункта», в которой он изложил свои взгляды на современную музыку, а также описал свой опыт работы с начинающими композиторами.

В это самое время у него как раз и учился Максим Березовский. Он стал одним из любимых учеников падре. Всячески помогая своему подопечному, Мартини рекомендует его в число болонских академиков. Экзамен был назначен на 15 мая 1771 года. Для музыкальной академии это всегда было большим событием: в этот торжественный день становилось известным имя еще одного почетного академика. Обычно это звание присваивалось лишь одному музыканту. В прошлом, 1770 году академиком был назван 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт. Ныне в ряды «филармонических кавалеров» вступают двое – Иозеф Мысливечек и Максим Березовский.

Испытуемым давалась тема, на которую за условленное время нужно было написать четырехголосный старинный антифон (произведение для поочередного пения двух хоров или хора и солиста). Работы были приготовлены в срок. Одна из них, подписанная по-итальянски «Маssimo Веresovski», и поныне хранится в стенах Болонской академии.«Массимо» единогласно было присвоено звание «maestro», а также титул академика. Имя его было высечено золотыми буквами на мраморной доске, а портрет, как полагается, по традиции, был написан на стене церкви Сан-Джакомо.

Сделаться болонским академиком лестно, но звание это еще не говорило о том, что композитор достиг совершенства. Знание итальянской музыкальной системы, в целом уже тогда испытывавшей кризис, было лишь началом, лишь одной из ступеней для внутреннего роста.

Максим Березовский держал экзамен в академии не на правах итальянца, а в качестве «иностранного композитора», чтобы, как это специально оговаривалось, быть капельмейстером у себя на родине. Но итальянское общество любителей музыки избирает его и своим капельмейстером. Он пишет одно за другим несколько хоровых произведений, упоминаемых в печати, но до нас не дошедших.

Музыка Березовского поражает совершенством формы. Триумфом его пребывания в Италии стала постановка в Ливорно оперы «Демофонт», либретто к которой было написано Пьетро Метастазио, обеспечивавшим текстами многих европейских композиторов XVIII века, включая Г.Генделя, К.Глюка, И.Гайдна, В.Моцарта и других.

В 1773 году Березовский вернулся на родину.

Об остальных годах жизни Березовского после его возвращения в Петербург мы знаем немногое.

С момента приезда на родину начинается новый, последний и самый грустный этап в жизни композитора. Его назначают на должность придворного капельмейстера. Должность не маленькую – одну из главных в музыкальном мире России. Но, судя по всему, талант Березовского не нашел применения. При дворе господствует плеяда итальянских музыкантов во главе с Джузеппе Сарти.

И вот тут-то происходит еще одно событие, по-видимому, сыгравшее роковую роль в его жизни. Новый фаворит Екатерины Г.А.Потемкин задумал подкрепить свой проект создания государства на юге России открытием в будущей столице – Екатеринославе – музыкальной академии. Она должна была бы соперничать с такими известными академиями, как, например, та же Болонская. Потемкин долго, более 10 лет, «вербовал» нужных для этого людей, приглашал даже Вольфганга Моцарта, а Березовского, как наиболее выдающегося русского композитора, да еще и как дипломированного академика, заочно назначил директором. Но этот проект организации музыкального центра так и не был осуществлен.

Неудачи, очевидно, преследуют композитора. И 24 марта 1777 года жизнь Максима Созонтовича Березовского трагически обрывается. «В припадке ипохондрии он перерезал себе горло»,– писал директор придворных театров Иван Перфильевич Елагин.

Причин такого конца мы не знаем. Но одной из них, быть может, стала нужда. Жил он в последнее время в долг. «По смерти его ничего не осталось и погрести тело нечем...» – отметил в своем донесении все тот же Иван Перфильевич Елагин. Другой причиной, может быть, стало то, что Березовский не нашел себя в музыкальном мире России, потерял под ногами «почву». Здесь он был как бы не нужен. А внести новую струю в русскую музыку, что сделал вернувшийся после него из той же Италии Дмитрий Бортнянский, он уже не мог...

После смерти Березовского произведения композитора почти не исполнялись, правда, печатались и широко распродавались. Но уже в начале XIX столетия видные представители русской культуры и не подозревали о существовании композитора. Кроме оперы и мелких произведений, был произведен подсчет всех хоровых концертов, принадлежащих перу композитора. Их около 40, и это были в основном большие по форме музыкальные сочинения. Почти все они известны музыковедам лишь по нескольким начальным тактам или просто по названию. Ноты чаще всего отсутствуют...

И все же время от времени, вдруг, обнаруживаются записи концертов и сочинений Березовского. Иногда бывают поистине уникальные находки, как, например, рукописная копия Сонаты для скрипки и чембало, обнаруженная в середине 20 века в нотном отделе Парижской национальной библиотеки. Расшифрованная композитором Михаилом Степаненко, соната впервые прозвучала со сцены спустя более 200-т лет со дня ее написания. Ценность этой находки состоит также и в том, что на копии написано место и время создания произведения,– «Пиза, 1772». Еще одно итальянское произведение композитора и одновременно дополнительное указание на место пребывания Березовского.

У всякого творения, очевидно, есть свои сроки для признания. Наследие Иоганна Себастьяна Баха стало мировым достоянием лишь сто лет спустя после смерти композитора. Для Березовского сроки отведены, наверное, несколько иные. Пока мы знаем лишь отдельные его произведения, но целиком творчество композитора еще не вошло в нашу музыкальную культуру, оно еще ждет своего часа.

Настоящим подарком для любителей старинной русской музыки стало в свое время исполнение концерта «Не отвержи мене во время старости» республиканской Академической русской хоровой капеллой под управлением А.А.Юрлова. Любопытным было также исполнение хором молодежи и студентов вместе с ансамблем «Барокко» Концерта соль минор для клавесина, скрипки, флейты, гобоя и виолончели, который явился инструментальным переложением хора «Не отвержи мене во время старости».

Нынешние любители музыки хорошо знают этот концерт Березовского. Близость «Не отвержи мене во время старости» нашему современному музыкальному и эстетическому восприятию поразительна. Он современен в буквальном смысле этого слова, хотя бы по силе эмоционального воздействия.

 

По материалам:

Ковалев-Случевский К. Болонский академик по прозвищу «Русский». М.С. Березовский / "https://www.kkovalev.ru/Berezovsky.htm"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: