ТЕМА 7: ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
1. Сущность финансов и их функции в туризме.
2. Основные элементы внутренних и внешних финансовых отношений туристического предприятия.
3. Источники формирования финансовых ресурсов в туризме.
4. Особенности иностранных инвестиций в туристическую сферу РБ.
5. Современные принципы инвестирования в туризме.
Под финансами организаций понимается совокупность объективно обусловленных экономических отношений организаций, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в доходах, поступлениях, накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования для целей обеспечения их деятельности.
Финансы организации — экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств предприятия.
Финансы организаций как экономическая категория проявляют свою сущность посредством определенных функций. Общепризнанным является выделение функций, присущих в целом финансовым отношениям: обеспечивающей, распределительной и контрольной.
- Обеспечивающая функция — систематическое формирование необходимого объема денежных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития.
- Распределительная функция проявляет себя через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов организации.
- Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществления стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции, выполнения работ, оказания услуг, формирования доходов и денежных фондов предприятия и их использования. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений, «контроля рублем» за реальным денежным оборотом, формированием и использованием фондов денежных средств.
В систему внутренних и внешних финансовых отношений туристического предприятия входят:
- отношения с другими хозяйствующими субъектами по факту осуществления поставок соответствующих видов материально-технических ресурсов, реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;
- отношения между учредителями юридического лица в момент его создания;
- отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов и других платежей и сборов;
- отношения с банковской системой в связи с осуществлением расчетов по банковским услугам, при получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты и ценных бумаг, оказании других услуг;
- отношения субъекта с его структурными подразделениями по поводу распределения полученных доходов;
- отношения с работниками хозяйствующих субъектов при выплате им заработной платы, процентов по ценным бумагам, по факту исполнения финансовых санкций к лицам, причинившим материальный ущерб;
- отношения с вышестоящими организациями внутри филиальной сети;
- отношения предприятий со страховыми организациями по поводу формирования средств страхового фонда и выплаты страхового возмещения при наступлении страховых случаев;
- отношения с инвестиционными институтами при реализации соответствующих программ;
- отношениями с акционерами, не являющимися членами трудового коллектива;
- отношения с контролирующими организациями.
Каждая из групп имеет свои особенности, но все они носят двусторонний характер.
Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является обеспечение предприятия финансовыми ресурсами в размерах, необходимых для осуществления деятельности компании.
Финансовые ресурсы организации (предприятия) — это совокупность источников денежных средств, аккумулируемых организацией в целях осуществления всех видов деятельности.
По источникам формирования финансовые ресурсы делим на 3 группы:
- внутренние (собственные и приравненные к ним средства);
- привлеченные;
- заемные (поступления денежных средств от финансово-банковской системы).
К внутренним финансовым ресурсам относятся собственные и приравненные к ним средства:
1) поступления от учредителей при формировании уставного капитала;
2) прибыль;
3) амортизационные отчисления — представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственный характер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства;
4) устойчивые пассивы (устойчивая кредиторская задолженность)— переходящая минимальная задолженность по заработной плате и отчислениям в бюджет и во внебюджетные фонды.
К привлеченным финансовым ресурсам относятся:
1) дополнительные паевые и иные взносы учредителей в уставный капитал;
2) дополнительная эмиссия и размещение акций (IPO);
3) финансовые ресурсы, поступившие в порядке перераспределения: страховое возмещение; дивиденды и проценты по ценным бумагам сторонних эмитентов; бюджетные ассигнования и т.п.
К заемным финансовым ресурсам относятся:
1) кредиты банков;
2) займы, предоставленные другими организациями;
3) коммерческий кредит;
4) средства от выпуска и размещения облигаций;
5) лизинг;
6) бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе и др.
Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе предприятия.
Инвестиции представляют собой вложение капитала с целью его последующего увеличения.
Инвестиции в туризм представляют собой создание с помощью капитала новых туристских объектов, модернизацию или реконструкцию существующих, способных производить и оказывать определенные виды туристских услуг, а также нематериальных активов(изобретения, ноу-хау и т.д.)
Наиболее распространенными формами инвестиций являются:
1. прямые – вложения предприятий в уставный капитал другой компании с целью установления контроля над ней (приобретение контрольного пакета акций), а также вложения в новые физические активы – капиталообразующие инвестиции;
2. портфельные – совокупность финансовых инструментов в виде ценных бумаг, кредитов и других средств, посредством которых осуществляются операции на финансовых рынках.
Иностранные инвестиции в РБ– это вложенные иностранными инвесторами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
Иностранными инвесторами могут выступать: иностранные государства, объединения, международные организации, иностранные физические и юридические лица, а также граждане Беларуси, постоянно проживающие за границей.
Инвестиционные проекты в туризме могут быть направлены:
· На расширение и развитие предприятия;
· Освоение новых сегментов рынка и производство туристских продуктов и услуг;
· Внедрение информационных технологий; приобретение финансовых и нематериальных активов.
Инвестиционный процесс всегда связан с риском. Неопределенность усиливается фактором времени – чем длиннее сроки окупаемости затрат, тем рискованнее проект.
Отечественному туризму нужны иностранные инвестиции. Поэтому в настоящее время государственными институтами ведется работа по созданию благоприятного инвестиционного климата:
· Организация научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;
· Снижение объема бюрократических процедур при оформлении инвестиционных документов;
· Стабилизация хозяйственного законодательства;
· Разработка Государственной инвестиционной программы возрождения историко-культурного и природного наследия «Золотое кольцо Беларуси» (создание многоточечной специальной экономической зоны туристско- рекреационного типа);
· Презентация инвестиционных возможностей РБ на форумах, выставках и т.д.;
· Либеральная административная и налоговая политика;
· Эффективная антимонопольная и антикриминальная политика.
В настоящее время в РБ наиболее высокая инвестиционная активность в сфере туризма отмечается в регионах, где туризм объявлен приоритетным и социально значимым видом предпринимательской деятельности,
К основным концептуальным принципам инвестирования в туризме относятся:
· Системность – необходимость использования элементов системного анализа, т.к. туризм – большая открытая система;
· Комплексность – обеспечение сочетания стратегического, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью;
· Предпринимательство – преимущественная ориентация на предпринимательский стиль управления инвестициями;
· Адаптивност ь – обеспечение приспособления инвестиционной стратегии к изменениям факторов внещней и внутренней среды;
· Непрерывность – процесс инвестирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
· Альтернативност ь – обеспечение альтернативных стратегий инвестиционного выбора;
· Учет риска;
· Инвестиционная культура.