Творческие источники, используемые при проектировании костюма




Особенности творческого процесса

Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явле­ние, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно просле­дить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на задан­ную тему, и каким образом достигается результат. Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая долж­на отвечать замыслу.

Замысел — это структурный элемент композиции — средства для выраже­ния художественной идеи. Композиция — конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительно­го объекта. Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении — все это входит в решение композиционной задачи.
Творческий процесс — это достижение единства формы и содержания.
Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление ди­зайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:

- способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

-способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограничен­ное время;

-умением отыскивать оригинальные решения;

-умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной про­блемы.

Существует определенный план творческого процесса дизайнера:

1. Возникновение замысла и постановка задачи.

2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразова­нии предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению являет­ся основой творчества, так как любое произведение искусства — это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоз­даваемых в памяти.
Дизайнер одежды из реальной действительности может взять почти все, что каким-то образом можно трансформировать, преобразовать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком.

Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологичес­кие, ирреальные.Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбо­ра средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.

Абстрагирование — это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.Творческими источниками в моделировании одежды традиционно были исторический и национальный костюм, ретромода, английская классика, пред­меты декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты циви­лизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.

3. Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различ -­
ных методов эвристики и проектирования.Эвристика — метод интенсификации творческого мышления. Методы проектирования — методы решения проектной задачи.

4. Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, что­бы идея «улежалась».

5. Озарение — получение окончательного оптимального решения.

6. Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.

На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может строится по единой проектной методике:

1) осмысление проблемной ситуации;

2) предпроектный анализ;

3) определение принципов и средств решения задачи;

4) формирование формального образа;

5) анализ проектной ситуации;

6) эскизный поиск принципиальных решений;

7) проектная проработка.

Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основ­ных этапа:

информационный

аналитический — исследовательская часть;

синтетический

коммуникативный — практическая часть.

Творческие источники, используемые при проектировании костюма

Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера. Дизайнера одежды всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений. Творческими источниками могут быть:

- произведения архитектуры, сопряженные машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно-прикладного искусства (стекло, ме­талл, керамика, дерево), бионика, растительные формы;

- форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне — все это дает пищу для придумывания. Правда, для этого необходима постоянная професси­ональная тренировка, для того чтобы мыслительный аппарат дизайнера был настроен в определенном направлении. (К.Диор признавался:«Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья.»);

- художественная литература, кино, театр, цирк, события в мире;

- традиционные творческие источники: исторический, национальный, клас­сический костюм,ретромода, когда происходило дословное прочтение кос­тюма; использование декора на тех же конструктивных поясах, что и в источ­нике; разработка только кроя; перенесение традиционных способов отделки на новые материалы; прием стилизации в сторону упрощения при сохранении узнаваемости; «метод цитат» (выхватывание фрагмента из целого и перенесе­ние его в новую форму, в новый комплекс); «метод эклектики» (смешение разных стилей, форм, фрагментов); прием пародии.

Каждый дизайнер одежды пользовался своими излюбленными творческими источниками.Одни — использовали народный костюм, другие — возвраща­лись к одежде разных периодов XX в. (ретромоде) и там черпали идеи, третьи — были апологетами классики, четвертые — брали идеи (корсет, кринолин и пр.) в истории костюма. Некоторые известные кутюрье, такие как П.Карден, П.Рабанн, И.Мияке, Р. Кавакубо, исповедуют принцип «не оглядываться назад». Они не используют в качестве творческих источников ни историчес­кий костюм, ни ретромоду, ни классику, а изоб­ретают новые формы, новые материалы, новые технологии изготовления, новый подход к ноше­нию одежды. Например, П. Рабанн с 1960-х гг. пред­лагает одежду из пластика, металла, стекла, пле­нок. П.Карден вдохновлялся космической эрой 1960-х гг. и новыми материалами. И.Мияке, со­здавая одежду для всех и каждого, предложил три­котажные готовые изделия в рулонах, как ткань. Можно было отрезать себе любую готовую вещь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: