1. Показания к психотерапии определяются:
а) возрастными особенностями клиента;
б) ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания;
в) возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания;
г) материальными возможностями клиента.
2. Наиболее адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов:
а) чем более выражена психогенная природа заболевания;
б) чем более выражена соматогенная природа заболевания;
в) чем более выражена органическая природа заболевания;
г) нет правильного ответа.
3. К социально-психологическим последствиям заболевания, влияющим на показания к психотерапии, относят:
а) изменение социального статуса, изменения в семейной и профессиональной сферах, сужение круга контактов и интересов;
б) реакцию личности на болезнь;
в) возможную вторичную невротизацию;
г) формирование неадекватных поведенческих стереотипов, снижение уровня самооценки, снижение работоспособности.
4. Наибольший вклад в результаты психотерапии вносят:
а) личностные параметры психотерапевта (жизненная идеология);
б) личностные качества пациента (мотивация к изменению);
в) использование определенных психотерапевтических методов;
г) все ответы верны.
5. С учетом общих факторов психотерапии Б.Д.Карвасарский выделяет следующие обобщенные модели психотерапии интегративного типа:
а) эмоциональная, поведенческая, когнитивная;
б) психоаналитическая, экзистенциальная, поведенческая;
в) гуманистическая, инструментально-интеракционная; инструментально-техническая;
г) гуманистическая, когнитивная, трансактная.
6. В качестве общих факторов психотерапии с точки зрения того, что происходит с пациентом, обычно указывают:
а) обращение к сфере эмоциональных отношений, принимаемое пациентом и психотерапевтом;
б) представление и получение информации, укрепление веры больного в выздоровление;
в) накопление положительного опыта, облегчение выхода эмоций;
г) все ответы верны.
7) В качестве общих элементов стиля и стратегии поведения психотерапевта, вне зависимости от их теоретической ориентации, выделяют:
а) целевую ориентацию на достижение позитивных изменений;
б) внимание к взаимоотношениям «пациент-психотерапевт»;
в) сочетание принципов «там и тогда» и «здесь и теперь»;
г) все ответы верны.
8. К общим эмоциональным факторам психотерапии относят:
а) обращение к сфере эмоциональных отношений, укрепление веры больного в выздоровление;
б) самопонимание;
в) представление и получение информации;
г) нет верного ответа.
9. К общим поведенческим факторам психотерапии относят:
а) накопление положительного опыта;
б) облегчение выхода эмоций;
в) обращение к сфере эмоциональных отношений;
г) самопонимание.
10. К общим когнитивным факторам психотерапии принято относить:
а) предоставление и получение информации;
б) укрепление веры больного в выздоровление;
в) накопление положительного опыта;
г) самопонимание.
11. Вид психологической помощи, направленный на решение задач оказания помощи клиенту в продуктивном изменении его личности в случае серьезных психологических затруднений, это:
а) психокоррекция;
б) консультирование;
в) психотерапия;
г) психопрофилактика.
12. Профилактика, лечение, реабилитация и развитие относятся к:
а) целям клинико-психологической интервенции;
б) функциям клинико-психологической интервенции;
в) средствам клинико-психологической интервенции;
г) методам клинико-психологической интервенции.
13. Эффективность клинико-психологической интервенции оценивается по:
а) самоотчетам отдельных пациентов;
б) отзывам родственников пациентов;
в) отчетам психотерапевта;
г) исследованиям, проведенным на репрезентативной выборке.
14. Подход к психотерапии, характеризующийся понятиями «лечебное воздействие», «здоровье», «пациент», называется:
а) психологическим;
б) медицинским;
в) потребительским;
г) лечебным.
15. Подход к психотерапии, характеризующийся понятиями «межличностное взаимодействие», «установки», «поведение», называется:
а) психологическим;
б) медицинским;
в) потребительским;
г) лечебным.
16. Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует психотерапевтические:
а) виды;
б) способы;
в) направления;
г) цели
17. Выделяют следующие виды психотерапии:
а) симптоматическую и патогененетическую;
б) медицинскую и психологическую;
в) клиническую и общую;
г) психоаналитическую и вспомогательную.
18. Состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой потенциал, справляться с жизненными трудностями, продуктивно работать – это:
а) психологическое здоровье;
б) психическое здоровье;
в) эмоциональное здоровье;
г) физическое здоровье.
19. Термин «психологическое здоровье» имеет отношение в большей степени к:
а) деятельности человека;
б) сознанию и самосознанию;
в) личности в целом;
г) духовной жизни человека.
20. Одним из критериев психического здоровья по ВОЗ является:
а) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
б) психическое равновесие и физическое здоровье;
в) уравновешенность в аффективном и сексуальном планах;
г) все ответы верны.
21. К особенностям уравновешенного человека в интеллектуальном плане относится:
а) установление непринужденных отношений с другими людьми;
б) развитие творческих способностей;
в) наличие хороших умственных способностей, позволяющих мыслить и действовать продуктивно;
г) наличие чувства справедливости и склонности больше полагаться на свое суждение чем на авторитеты, готовность признавать свои ошибки.
22. К особенностям уравновешенного человека в нравственном плане относится:
а) установление непринужденных отношений с другими людьми;
б) развитие творческих способностей;
в) наличие хороших умственных способностей, позволяющих мыслить и действовать продуктивно;
г) наличие чувства справедливости и склонности больше полагаться на свое суждение чем на авторитеты, готовность признавать свои ошибки.
23. К особенностям уравновешенного человека в личностном плане относится:
а) установление непринужденных отношений с другими людьми;
б) устойчивость в эмоциональном плане, любовь к жизни, уважение к себе;
в) наличие хороших умственных способностей, позволяющих мыслить и действовать продуктивно;
г) наличие чувства справедливости и склонности больше полагаться на свое суждение чем на авторитеты, готовность признавать свои ошибки.
24. Гипотеза о том, что в основе акцентуаций характера и психопатий лежит неприспособленность лиц с отклонениями характера к определенным типам ситуаций, лежит в основе концепции:
а) «места наименьшего сопротивления»;
б) «места наибольшего сопротивления»;
в) «акцентуаций характера»;
г)«дезадаптации».
25. Не выдерживают недостатка внимания к своей личности подростки со следующим отклонением характера:
а) эпилиптоидным;
б) истероидным;
в) лабильным;
г) гипертимным.
25. В ситуации конфликтных отношений особенно бурно реагируют подростки со следующим отклонением характера:
а) эпилиптоидным;
б) истероидным;
в) лабильным;
г) гипертимным.
26. Плохо переносят эмоциональное отвержение со стороны значимых лиц со следующим отклонением характера:
а) эпилиптоидным;
б) истероидным;
в) лабильным;
г) гипертимным.
27. Сложно сдерживать прояления своей бурной энергии подросткам со следующим отклонением характера:
а) эпилиптоидным;
б) истероидным;
в) лабильным;
г) гипертимным.
28. Организация ВОЗ рекомендует службе образования перейти:
а) от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к изучению тех факторов, которые защищают его от действий стресса;
б) от изучения вредных влияний, от изучения неудачных мер воздействия к изучению воздействий, которые бы позволили предупреждать психические нарушения;
в) от изучения факторов, повышающих уязвимость ребенка к психическим расстройствам, к психокоррекционным воздействиям и консультативной помощи;
г) все ответы верны.
29. Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является:
а ) умственная работоспособность;
б) физическая работоспособность;
в) эмоциональная уравновешенность;
г) нет правильного ответа.
30. Основными условиями нормального психосоциального развития ребенка являются:
а) здоровая нервная система;
б) спокойная и доброжелательная обстановка;
в) материальная обеспеченность;
г) все ответы верны.
31. Согласно докладу ВОЗ, нарушения психического здоровья могу быть связаны с:
а) дефектами физического здоровья;
б) соматическими заболеваниями;
в) стрессами;
г) все ответы верны.
32. Традиции психологической помощи берут свои истоки в:
а) текстах греческих философов;
б) библейских текстах;
в) средневековой философии;
г) философии постмодернизма.
33. Выделяют следующие предпосылки в возниковении профессий, относящихся к психологической помощи:
а) создание первой психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге;
б) формирование гуманного и научного подхода к людям, страдающим психическими заболеваниями;
в) развитие психологического тестирования и движения за умственную гигиену;
г) возникновение “недирективной психотерапии” К. Роджерса;
д) формирование института религиозного попечительства и социальных работников.
е) все ответы верны.
34. Синонимами ангийского термина “ counseling” являются понятия:
а) консультирование;
б) наставничество;
в) психологическое вспомоществование;
г) все ответы верны.
35. На становление института психологической помощи повлияли такие социально-экономические обстоятельства ХХ века, как:
а) индустриализация;
б) расцвет классической рациональности в научном познании;
в) возникновение экзистенциализма как постхристианского мировоззрения;
г) нет верного ответа.
36. Проведите соответствие между областями применения психологической помощи и их содержанием:
1. Психическое и духовное развитие ребенка.
2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка.
3. Брак и семья.
4. Проблематика психического и личностного здоровья.
5. Проблемы пожилого возраста.
6. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях.
7. Школьное консультирование.
8. Профессиональное консультирование.
9. Психологическая помощь, относящаяся к кросскультурной проблематике.
10. Управленческое консультирование (консультирование в организациях).
а) психологическая помощь в преодолении эдипова комплекса; удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности в процессах культурного, этнического и этического самоопределения; психологическая помощь в избегании эмоциональных травм при осознании неизбежности смерти либо в случае действительной потери родителей и близких родственников; содействие в выработке устойчивых ценностных и моральных норм, особенно в критический период развития;
б) помощь в преодолении чувства неполноценности, осознания ограниченных возможностей родителей, сексуальных проблем и т.п.;
в) психологическая помощь в преодолении супружеских и родительских конфликтов, семейных кризисов, отношений в семье;
г) помощь при психических и соматических заболеваниях, при душевных и духовных страданиях, связанных с расстройствами настроения, алкоголизмом, наркоманией, житейскими стрессами, конфликтами, пограничными состояниями;
д) выработка адекватного возрасту миросозерцания, удовлетворение эмоциональных запросов, отклик на возникающие религиозные проблемы, регулярный патронаж и помощь в организации соответствующего стиля и способа жизни;
е) помощь при попытке суицида, изнасиловании, измене, потере любви, работы и т.п.;
ж) помощь в разрешении проблем отношений учителя и учащихся, учащихся между собой, вопросы отношений с родителями, проблемы школьной успеваемости, развитие способностей, отклонения в поведении;
з) поддержка в выборе той или иной профессии;
и) преодоление этнических предрассудков и стереотипов;
к) помощь в принятии управленческих решений, тренинг коммуникативных навыков, отслеживание и разрешение конфликтов, работа с персоналом.
37. Одним из важнейших ориентировочных критериев для выбора психолога или психотерапевта является следующий вопрос:
а) «Почувствовали ли вы облегчение после первой беседы?»;
б) «Смогли ли вы решить основные проблемы в процессе первой беседы?»;
в) «Сможете ли вы оплачивать работу данного психотерапевта?»;
г) «Испытываете ли вы желание прийти на следующую встречу?».
38. Выделяются следующие предметные перспективы процесса оказания психологической помощи:
а) личность;
б) процесс взаимодействия психотерапевта с клиентом;
в) психологическая помощь сообществу;
г) профессиональное мастерство психолога;
д) все ответы верны.
39. К личностным задачам психотерапевтической помощи относятся следующие:
а) самоопределения (идентичности);
б) самосознавания (личностной рефлексии);
в) установления отношений доверия и принятия;
г) проработанности личностных проблем психотерапевта.
40. К задачам процесса оказания психологической помощи относятся следующие:
а) установления отношений доверия и принятия;
б) обеспечение надлежащей динамики рабочих отношений;
в) выбора (принятия решения);
г) снятие социально-психологической напряженности.
41. К задачам психологической помощи сообществу относятся следующие:
а) адекватной ориентировки в ситуации;
б) снятие социально-психологической напряженности;
в) снятие психологических защит;
г) установления отношений доверия и принятия.
42. К задачам профессионального мастерства психотерапевта относятся следующие:
а) проработанности личностных проблем психотерапевта;
б) достаточной профессиональной подготовки;
в) определение и использование степени воздействия на клиента;
г) определение форм и техник воздействия на клиента.
43. Психоанализ по З. Фрейду — это:
1) метод психологического исследования;
2) метод психотерапии;
3) мировоззрение;
4) все перечисленное.
44. Для позиции психоаналитика не характерна:
1) личностная закрытость;
2) нейтралитет;
3) невмешательство;
4) партнерская позиция;
5) отстраненность.
45. Основным механизмом невроза, по Фрейду, является:
1) вытеснение «комплексов» в подсознание;
2) конфликт между Эго и Супер-Эго;
3) конфликт между Ид и Эго;
4) слабая цензура;
5) все вышеизложенное.
46. Описание «Истории маленького Ганса» было сделано:
1) З. Фрейдом;
2) К. Г.Юнгом;
3) А. Адлером;
4) А. Фрейд;
5) В. Райхом.
47. Классический психоанализ не включает в себя технику:
1) толкования сновидений;
2) анализа сопртивления;
3) интерпретации;
4) анализа переноса;
5) идентификации;
6) свободных ассоциаций.
18. Основными методами психодинамического подхода являются:
1) игротерапия, сказкотерапия, арттерапия;
2) психодрама, игротерапия;
3) арттерапия, игротерапия;
4) музыкотерапия, арттерапия.
49. Имеются ли в психоанализе элементы суггестии:
1) да;
2) нет.
50. Примерная продолжительность курса классического психоанализа:
1) 2—3 недели;
2) 2—3 месяца;
3) 2—3 года.
51. Автором известной работы: «Толкование сновидений» является:
1) Фрейд;
2) Юнг;
3) Адлер;
4) Фромм;
5) Райх.
52. Основными механизмами психологической защиты, по Фрейду, являются перечисленные реакции, за исключением:
1) вытеснения и отрицания;
2) проекции и регрессии;
3) верификации;
4) рационализации и изоляции;
5) реактивного образования и сублимации;
53. Апперцепция — это:
1) защитный механизм;
2) способ получения информации при психоанализе;
3) свойство психики воспринимать мир в зависимости от предшествующего опыта;
4) психопатологический синдром.
54.Для консультанта – аналитика при использовании метода свободных ассоциаций важно:
1) содержание высказыаний;
2) последовательность высказываний;
3) блокировка высказываний;
4) все вышеперечисленное.
55. Такие понятия, как жизненный стиль, схема апперцепции, индивидуальная терапия, в психокоррекционную практику внес:
1) Юнг;
2) Перлз;
3) Адлер;
4) Роджерс;
5) Фрейд.
56. Индивидуальная психокоррекция — основное в учении:
1) Адлера;
2) Юнга;
3) Перлза;
4) Роджерса.
57. Главным препятствием на пути самореализации человека согласно индивидуальной психокоррекции является:
1) конфликт между Ид, Эго и Супер – Эго;
2) базисное чувство неполноценности;
3) степень различия между «Я» - реальным и «Я» - идеальным.
58. Согласно А. Адлеру, индивндуальность — это:
1) характеристика личности;
2) путь выработки способа самоутверждения, стиля жизни;
3) процесс самопознания и саморазвития личности;
4) своеобразие (неповторимость) психики.
59. Процесс аналитической индивидуальной психокоррекции включает в себя все нижеизложенные этапы за исключением:
1) установление правильных отношений;
2) анализ личностной динамики;
3) толкование;
4) подбадривание;
5) поощрение инсайта;
6) помощь в периориентации.
60. Согласно какому автору структуру личности составляют: персона, Эго, тень, Анима, Анимус, самость:
1) Фрейду,
2) Адлеру;
3) Юнгу;
4) Райху.
61. Основное в учении Карла Роджерса:
1) психоанализ;
2) гештальт-терапия;
3) терапия, центрированная на клиенте;
4) индивидуальная психотерапия;
5) аналитическая психотерапия.
62. Понятие «самость» в концепции К. Роджерса – это:
1) система внутренних отношений;
2) структурная часть самосознания;
3) целостность, включающая телесный и символический опыт.
63. Гуманистический подход предполагает в процессе коррекции избавляться от психологических защит:
1) Да;
2) Нет.
64. Понятие «конгруэнтность» отражает:
1) соответствие между чувствами и содержание высказываний;
2) завуалированность истинной цели высказывания.
65. Необходимыми условиями успешного коррекционного процесса в клиент – центрированном подходе являются:
1) конгруэнтность в отношениях с клиентом;
2) безусловная положительная оценка по отношению к клиенту;
3) проявление заботы;
4) эмпатическое восприятие клиента;
5) все, кроме № 3;
6) все, кроме № 2.
66. Компонентом роджеровской психотехники не является:
1) установление конгруэнтности;
2) вербализация;
3) интерпретация;
4) отражение эмоций.
67. Основателем логотерапии является:
1) Берн;
2) Роджерс;
3) Франкл;
4) Перлз;
5) Юнг.
68. В логотерапии центральной является проблема:
1) творчества;
2) ответственности;
3) саморазвития.
69. К основным техникам логотерапии не относят:
1) метод дерефлексии;
2) «сократовский диалог»;
3) метод парадоксальной интенции;
4) «положительное подкрепление»;
5) персональное осмысление жизни.
70. Основателем экзистенциализма считается:
1) Ясперс;
2) Франкл;
3) Маслоу
4) Кьеркегор;
5) Камю.
71. Целью экзистенциональной психокоррекции является:
1) выработка у клиента большего самоуважения;
2) помощь клиенту в обретении смысла жизни;
3) помощь клиенту в обретении смысла жизни, осознании личностной свободы.
72. Основными тенденциями бихевиоральной психокоррекции являются:
1) классическое обусловливание;
2) оперантное обусловливание;
3) мультимодальное программирование;
4) все вышеперечисленное;
5) только 1 и 2.
73. Роль психолога в бихевиоральной психокоррекции носит:
1) четко фиксированный характер;
2) жестко не закрепленный характер.
74. Когнитивная психокоррекция:
1) объединяет бихевиоризм и психоанализ и входит структурно в эти психокоррекционные направления;
2) противопоставляет себя бихевиоризму и не входит структурно в это психокоррекционое направление.
75. Основное внимание в когнитивной психокоррекции уделяется:
1) прошлому клиента;
2) настоящему клиента;
3) будущему.
76. Основателем рационально – эмотивной терапии является:
1) Бек;
2) Эллис;
3) Глассер;
4) Келли.
77. Техника «когнитивное домашнее задание» используется в:
1) реальностной терапии;
2) рационально – эмотивной терапии;
3) когнитивном подходе.
78. В процессе психокоррекции вместо техник применяется семь шагов совместной с клиентом работы:
1) Глассером;
2) Беком;
3) Эллисом.
79. Понятие «психокоррекция» подразумевает:
1) совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека;
2) воздействия, направленные на изменение поведения и развитие личности клиента;
3) система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
80. Основными принципами психокоррекционной работы являются нижеперечисленные, за исключением:
1) принцип единства диагностики и коррекции;
2) принцип нормативности развития;
3) принцип коррекции «сверху вниз» и «снизу вверх»;
4) принцип учета системности развития психической деятельности;
5) принцип усложнения;
6) деятельностный принцип коррекции.
81. Каузальная коррекция предполагает:
1) кратковременное воздействие;
2) работу с источником и причинами отклонений;
3) коррекцию симптомов.
82. С целью объяснения причин трудностей в развитии в практике коррекционной работы выделяют следующие модели, за исключением:
1) биологическая модель;
2) медицинская модель;
3) социологическая модель;
4) интеракционистская модель;
5) деятельностная модель.
83. Краткосрочная помощь клиенту (до 15 встреч) чаще всего оказывается в рамках:
1) психокоррекции;
2) психотерапии.
84. Исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности призвана:
1) общая коррекция;
2) частная психокоррекция;
3) специальная психокоррекция.
85. Коррекционная ситуация включает в себя следующие элементы:
1) человек, который страдает;
2) человек, который помогает;
3) теория, которая используется для объяснения проблем;
4) набор процедур;
5) специальные социальные отношения между клиентом и психологом;
6) все вышеперечисленное;
86. В центре внимания длительной психокоррекции находится:
1) разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов;
2) личностное содержание проблем;
3) решение актуальной проблемы.
87. Короткая психокоррекция длится, как правило:
1) минуты или часы;
2) несколько часов и дней;
3) продолжается месяцы.
88. Общий континуальный подход в профессиональной подготовке психолога подразумевает:
1) приверженность одному подходу;
2) использование в работе положений различных теорий и практик;
3) первоначальная приверженность одной теории, а в последующем выход за пределы базовой теории.
89. Эмоциональное удовлетворение как основной критерий успешности коррекционной программы будет характерно для:
1) психолога;
2) клиента;
3) лиц из окружения клиента.
90. Эффективность психокоррекционых мероприятий не определяют:
1) ожидания клиента;
2) характер проблем клиента;
3) готовность клиента к сотрудничеству;
4) используемые методы работы;
5) профессиональный и личностный опыт психолога.
91. Данный принцип составления психокоррекционных программ указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих:
а) принцип системности;
б) принцип единства коррекции и диагностики;
в) принцип возрастания сложности;
г) принцип приоритетности коррекции каузального типа.
92. Данный принцип составления психокоррекционных программ отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога:
а) принцип системности;
б) принцип единства коррекции и диагностики;
в) принцип возрастания сложности;
г) деятельностный принцип
93. Данный принцип составления психокоррекционных программ утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии:
а) принцип комплексности методов психологического воздействия;
б) принцип единства коррекции и диагностики;
в) принцип возрастания сложности;
г) деятельностный принцип
94. Данный принцип составления психокоррекционных программ определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей:
а) принцип комплексности методов психологического воздействия;
б) принцип единства коррекции и диагностики;
в) принцип возрастания сложности;
г) деятельностный принцип.
95. Данный принцип составления психокоррекционных программ утверждает, что каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному:
а) принцип комплексности методов психологического воздействия;
б) принцип единства коррекции и диагностики;
в) принцип возрастания сложности;
г) деятельностный принцип.
96. Психокоррекционная группа — это искусственно созданная малая группа, объединенная общностью всех нижеперечисленных целей за исключением:
1) межличностного исследования;
2) личностного научения;
3) самораскрытия;
4) неструктурированного взаимодействия по принципу «здесь и теперь»;
5) без исключения.
97. Основными признаками малой психокоррекционной группы являются все нижеперечисленные за исключением:
1) внутренней организации;
2) определенных отношений между участниками;
3) способности участников включаться в согласованные действия;
4) стремления вести себя в соответствии с принятыми нормами;
5) объединения по социальному признаку.
98. Количественный предел малой психокоррекционной группы составляет:
1) 5 человек;
2) 12 человек;
3) 15 человек;
4) 20 человек;
5) 25 человек.
99. Для психокоррекционных групп характерно выделение следующих типов групп, за исключением:
1) групп лиц, сформированных по социальному признаку;
2) групп для обучения межличностным взаимодействиям;
3) групп роста личности;
4) терапевтических групп.
100. Первым использовал в лечебной практике групповую форму работы:
1) Фрейд;
2) Адлер;
3) Морено;
4) Роджерс.
101. В психокоррекционной группе действуют нижеперечисленные факторы, за исключением:
1) социального влияния окружения;
2) давления партнеров по группе;
3) эмоциональной поддержки участников группы;
4) возможности самораскрытия.
102. Психология малой группы включает в себя все нижеперечисленное, за исключением понятий:
1) роли;
2) нормы;
3) лидерство;
4) индивидуальность;
5) групповой процесс.
103. Поддерживающая и корригирующая функции малой психокоррекционной группы включают в себя все нижеперечисленное, за исключением:
1) дружеских действий;
2) недружеских действий;
3) согласия;
4) равновесия;
5) несогласия.
104. Наименее ценной нормой для психокоррекционной группы является:
1) эмпатия;
2) правдивость;
3) теплота;
4) разговорчивость;
5) открытость.
105. Оптимальным стилем руководства психокоррекционной группой является:
1) авторитарный;
2) демократический;
3) либеральный;
4) анархический;
5) антиавторитарный.
106. Руководитель психокоррекционной группы должен нграть все нижеуказанные роли, кроме:
1) эксперта;
2) катализатора;
3) дирижера;
4) созерцателя;
5) активного партнера.
107. Члены психокоррекционной группы в процессе работы должны:
1) освоить новые навыки чувствования;
2) отреагировать их на группе;
3) применять их к специфическим ситуациям реальной жизни;
4) пройти все три этапа.
108. Внутригрупповая этика включает в себя:
1) согласие или несогласие клиента участвовать в групповом процессе;
2) свободу выбора участия в тех или иных действиях группы;
3) профилактику психических травм;
4) все названные факторы;
5) первые два фактора.
109. Группы тренинга умений (Т-группы) по своему целевому назначению делятся на следующие три основные:
1) группа умений (подготовка руководителей, деловых людей);
2) группа межличностных отношений (проблемы семьи);
3) группа «сенситивности» (преодоление нерешительности);
4) группа обучения здоровых людей ролевым функциям;
5) группа поиска оптимальных решений в трудных ситуациях.
110. Основные функция руководителя Т-группы сводятся к тому, чтобы:
1) вовлечь участников в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения;
2) организовать групповой процесс;
3) незаметно устраниться от директивного руководства группой;
4) активно участвовать в групповом процессе;
5) «вытянуть» группу из тупиковой ситуации.
111. Коммуникация чувств в группе — это умение:
1) проявлять свои чувства;
2) ясно рассказать о своих чувствах;
3) понять чувства другого;
4) выразить свои чувства окольными путями;
5) всего перечисленного.
112. Основным признаком «группы встреч» является следующее за исключением:
1) осознания самого себя, своего Я (психического и физического);
2) внимания к чувствам;
3) принципа «здесь и теперь»;
4) открытости и честности в общении;
5) директивности лидера.
113. Термин «психодиагностика» ввел:
а) В. Штерн;
б) Г.Роршах;
в)Р.Хейс;
г)А.Гезелл.
114. Термин «психодиагностика» был введен в:
а) 1912 г.;
б) 1917 г.;
в) 1921 г;
д) 1925 г.
115. Психологический диагноз устанавливается на:
а) симптоматическом и этиологическом уровнях;
б) симптоматическом и типологическом уровнях;
в) этиологическом и типологическом уровнях;
г) симптоматическом, этиологическом и типологическом уровнях.
116. Уровень постановки диагноза, учитывающий причину возникновения симптома, называется:
а) симптоматическим;
б) этиологическим;
в) типологическим;
г) теоретическим.
117. Уровень постановки диагноза, ограничивающийся констатацией особенностей (признаков), называется:
а) симптоматическим;
б) этиологическим;
в) типологическим;
г) теоретическим
118. Уровень постановки диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в психической жизни человека, называется:
а) симптоматическим;
б) этиологическим;
в) типологическим;
г) теоретическим
119. Психологический диагноз устанавливается на основании:
а) данных психологического заключения;
б) применения нескольких методик;
в) данных анамнестической беседы;
г) данных самонаблюдения.
120. Основной задачей психодиагностики является:
а) разработка теории. принципов, инструментов описания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности;
б) получение данных о личности с помощью различных методик;
в) оценка разного рода нарушений различными средствами;
г) постановка психологического диагноза.
121. К формализованным методам психодиагностики относятся:
а) тесты, опросники;
б) проективные методы;
в) психофизиологические методы;
г) все ответы верны.
122. К малоформализованным методам психодиагностики относятся:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) анализ продуктов жизнедеятельности;
г) все ответы верны.
123. Старейшим методом психодиагностики является:
а) наблюдение;
б) беседа;
в) анализ продуктов жизнедеятельности;
г) тестирование.
124. К представителям экзистенциального направления в психотерапии относят:
а) В. Франкл;
б) Ж.-П. Сартр;
в) Э.Берн;
г) К.Роджерс.
125. По мнению Ж.-П.Сартра, человек:
а) способен детерминировать себя сам, своим свободным действием, и, следовательно, он ответственен;
б) не может нести ответственности за свою жизнь в полной мере, так как детерминирован своим бессознательным;
в) не может нести ответственности за свою жизнь в полной мере, так как детерминирован социумом;
г) способен детерминировать себя сам, своим свободным действием, и, следовательно, не может нести ответственности за свою жизнь в полной мере.
126. Проведите соответствие между понятием и его содержанием:
1. Диалог
2. Опыт
3. Переживание
4. Аутентичность
5. Самоактуализация
6. Бытие
а) коммуникация, «Я-Ты», особое отношение, которое порождает жизнь, бытие;
б) структура, характеризующая единственность, уникальность и необратимость человеческого бытия;
в) изменчивый поток чувствований, делающий возможным для каждого индивида ощутить что-то в любой данный момент;
г) искренность до конца — и по отношению к другим, и по отношению к себе, когда индивид свободен как от внешнего, так и от самоманипулирования, проявляя себя в непосредственно ясном и ответственно-свободном бытии;
д) полнейшее раскрытие человеческих возможностей в индивидуальной жизни;
е) чистая экзистенция, наличность, данность себе и миру; опред<