Занятия 1 - 2. Тема: Вводно-фонетический курс.
Цель: Ознакомиться с особенностями фонетической системы бурятского языка.
План:
1. Произношение бурятских звуков, совпадающих по своим характеристикам с русскими.
2. Акцентная структура бурятского слова.
3. Мужские и женские гласные. Закон гармонии гласных.
4. Интонационный рисунок разных высказываний, вопросительных предложений (общий вопрос).
5. Произношение бурятских звуков, несовпадающих по своим характеристикам с русскими.
6. Указательные местоимения: энэ, тэрэ. Частица предположения: бэзэ. Отрицательная частица: бэшэ. Слова-предложения: Тиимэ. Бэшэ. Составление разных высказываний утверждений и отрицаний. Составление диалогов по структуре: запрос информации - ответ (утверждение/отрицание); запрос информации - переспрос/удивление - ответ.
9. Структура бурятского предложения. Составление высказываний.
Результат: Студенты должны узнать:
- об особенностях произнесения согласных звуков, совпадающих с согласными звуками русского языка;
- об особенности произнесения согласных звуков, несовпадающих с согласными звуками русского языка.
- об особенностях произнесения гласных звуков, совпадающих с гласными звуками русского языка;
- об особенностях произнесения гласных звуков, несовпадающих с гласными звуками русского языка.
Результат. Студень должен уметь:
- читать слова и выражения, соблюдая акцентуацию бурятского языка;
- составить и произнести высказывания-утверждения, высказывания-отрицания;
- составить и предъявить диалоги разных структур;
- представить в орфографии слова и высказывания.
Занятия 3 - 4. Блок 2. Моя семья.
Тема Знакомство.
Цель: Ознакомление с лексическими единицами раздела «Моя семья», овладение грамматической структурой Дариимын аба, грамматической формой Родительного падежа существительных, оканчивающихся на -а, -о, -э, твердую согласную.
План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Знакомство с личными и неличными существительными.
3. Использование в высказываниях частиц юм, ха, ха юм, лэ.
4. Разучивание микродиалогов.
5. Чтение и пересказ микротекстов.
Тема Описание человека.
Цель: Посредством лексем научиться описывать человека, овладение грамматической структурой Дариимын абатай.
План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Совместный падеж сущ.-х: -тай, -той, -тэй.
3. Общий и специальный вопрос.
4. Имя прилагательное. Конструкция "Ямар...гээшэб!"
5. Составление высказываний с противительным союзом аад, частицей даа.
6. Монолог-описание внешности человека.
7. Составление диалогов.
8. Аудирование текста и проверка понимания с помощью вопросов.
Тема Возраст.
Цель: Познакомиться с числительными от 1-10; от 10-100, научиться представлять возраст при помощи суффиксов: -тай, тэй, -той. План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Выражение возраста: Би...тайб. Тэрэ... тай. Дариимын........... тай.
3. Составление высказываний с союзом харин.
4. Выражение удивления и восхищения. Уменьшительно-ласкательный суффикс: хан, -хэн, -хон.
5. Выбор лично-предикативных частиц -б; -би.
Тема Моя семья.
Цель: Представление семьи грамматическими структурами: Бидэ табабди. Энэ минии дүүнэр. Бидэ нохойгүйбди.
План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Личные местоимения единственного числа в родительном падеже. Множественное число личных существительных. Слово-предложение: Үгы. Диалог по телефону.
3. Лично-предикативные частицы 1-го, 2-го лица мн.ч.: -бди, -та (-т). Стык согласных -бд, -бт, -дбд, -дбт.
4. Личные местоимения мн.ч. в родительном падеже. Превосходная степень имени прилагательного.
5. Работа над диалогом.
6. Работа над монологом и выполнение заданий по тексту. Чтение и пересказ текста по теме «Я и моя семья».
Результат:
- знать лексику темы;
- уметь рассказать о себе структурой: Би... тайб. Би................... басаганби/хүнби.
- уметь рассказать о третьем лице посредствлм трансформации текста.
- уметь представить рассказ о своей семье с использованием структур: Бидэ табабди. Энэ минии дүүнэр. Бидэ нохойгүйбди.
- составить диалог;
- прочитать текст и ответить на вопросы.
Занятие 5. Блок 3. Профессия. Деятельность.
Тема Профессия.
Цель: Познакомиться с названиями профессий, освоить структуру: Эжымни -оёдолшон.
План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Тренировочные упражнения по структуре Эжымни - оёдолшон
3. Использование аффиксов личного притяжания 1-го, 2-го лица имён сущ.-х: -мни (-ни), -шни, -мнай (-пай), -тнай.
4. Выполнение лексических упражнений на закрепление вокабуляра.
5. Знакомство с глаголом в бурятском языке: многократное причастие, обозначающее повторяющиеся действия.
Тема Место работы, учёбы.
Цель: Освоить структуру: Тэрэ хүүгэдэй сэсэрлигтэ хүдэлдэг.
План:
1. Тренировка в использовании формы дательно-местного падежа имён существительных: -да (-дэ, -до), -та (-тэ, -то).
2. Использование аффиксов личного притяжания 3-го лица имён существительных: - иь, иинь, ынь.
3. Тренировка в применении возвратного притяжания существительных дательно-местного падежа.
4. Работа над монологом и выполнение заданий по тексту.
5. Чтение текстов и проверка понимания прочитанного.
6. Введение и применение в заданиях неоформленного винительного падежа неличных существительных,
7. Тренировка в обращении с приказанием.
8. Работа над диалогом.
9. Работа над монологом и выполнение заданий по тексту.
10. Чтение текста и выполнение заданий по тексту.
Результат:
- знать названия профессий;
- уметь представить структуры: Эжымни - оёдолшон. Ши өөрөө юу хэдэгбши?
Абамнай барилгада хүдэлдэг. Эжынь багша юм. Эжы ажалдаа. Эжы хубсаһаоёдог. Тэрэ
ном үгэ даа.
Занятие 6. Блок 4. Моя родословная.
Тема Мои родственники.
Цель: Познакомиться с лексикой темы. Научиться представить семью в форме схемы.
План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Изучение схемы родственных отношений бурят: названия родственников по линии отца и по линии матери.
3. Тренировочные упражнения по представлению своей семьи.
Тема Районы Бурятии. Откуда вы родом?
Цель: Знакомство с названиями районов, представление форм заимствованных названий в родительном падеже для выражения принадлежности места.
План:
1. Разыгрывание диалогов по ситуации: разговор с....: интересуется, откуда вы родом (р.п.собств. им.сущ., оканч. на согл.; спец. вопр. хаанахибши?).
2. Тренировка использование форм со словообразовательным суффиксом -тан, частицей прошедшего времени һэн, родительного падежа с возвратным притяжанием, совместного падежа личных местоимений, совместного падежа с возвратным притяжанием, употребления слова гээшэ.
Тема Моя родословная.
Цель: Составление схем родословных
План:
1. Работа над диалогом «Зай, хүбүүн, хаанахибши?».
2. Работа над монологом «Минии уг гарбал» и выполнение заданий к тексту.
3. Чтение текстов и выполнение таблицы по прочитанному.
Результат:
- знать особенности представления родственных связей у бурят;
- знать названия районов Бурятии;
- знать свою родословную;
- уметь представить схему семьи;
- уметь составить высказывание о том, откуда родом;
- уметь составить родословную;
- уметь составить диалоги.
Занятия 7 - 8. Блок 5. Одежда. Пища.
Тема Одежда. Пища.
Цель: Ознакомиться с лексикой темы. Научиться передавать информацию о своих предпочтениях, выражать значение долженствования, возможности.
План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Знакомство с названиями одежды и пищи.
3. Тренировка использования совместного падежа в роли определения.
4. Применение названий цветов.
5. Применение дательно-местного падежа в конструкции: Би........ да (-та) дуратайб.
6. Применение дательно-местного падежа личных местоимений.
7. Знакомство со способами выражения модальности: -ха дуратай, -ха ёһотой, -ха хэрэгтэй, -ха аргатай.
Тема Составление и проигрывание ситуаций.
Цель: Познакомиться с основными диалогическими единствами и их организации в следующих речевых ситуациях: привлечение информации, запрос информации, первичное проявление внимания, переспрос/удивление, вторичное предъявление информации, просьба и разъяснение, расширение информации, подтверждение приема информации, одобрение, хезитация.
План:
1. Тренировка вокабуляра
2. Составление диалогов: «В магазине», «В кафе»: Обращение с просьбой. Множественное число неличных существительных: -ууд (-ууд), - нууд (-нууд), -гууд (- гууд). Винительный падеж существительных множественного числа. Порядковые числительные. Уступительная частица: -шье.
3. Чтение текстов: ответы на вопросы.
Результат:
- знать лексику темы;
- уметь передать свои предпочтения;
- уметь составить и разыгрывать диалоги разных ситуаций.
Занятия 9 - 10. Блок 6. Мой день. Моё свободное время.
Цель: Знакомство с лексикой темы. Передача информации о режиме дня и способах проведения времени соответствующими грамматическими структурами.
План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Представление режима дня, времени, хобби, времяпровождения посредством разделительного деепричастие, длительного вида глаголов настоящего времени: - жа байна, винительного падежа личных местоимений, пригласительных форм обращения, винительного падежа имён существительных, возвратного притяжания имён существительных в винительном падеже, наречием образа действия.
3. Тренировочные упражнения.
4. Чтение текстов: ответы на вопросы, пересказ и заполнение таблицы по прочитанному.
5. Составление диалогов.
Результат:
- знать лексику темы;
- уметь представлять время;
- уметь рассказать о своем режиме дня;
- уметь рассказать о свободном времени;
- уметь представлять традиции отдыха разных народов.
Занятия 11 - 12. Блок 7. Моя биография.
Цель: Познакомиться со способами передачи информации исторических сведений и информации о сегодняшнем дне.
План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Тренировка по передаче информации вчера/сегодня причастиями прошедшего времени.
3. Тренировка по передаче информации Откуда? Куда? На сколько? Исходным падежом. Исходный падеж личных местоимений. Возвратное притяжание существительных в исходном падеже.
4. Тренировка по передаче информации Когда? Сколько? причастным оборотом времени, числительным приблизительного счёта.
5. Тренировка в использовании сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным, причастия давнопрошедшего времени, деепричастия цели.
6. Чтение текстов: ответы на вопросы, пересказ и заполнение таблицы по прочитанному.
7. Составление диалогов.
Результат:
- знать, как передать сведения о прошлом, настоящем, будущем;
- уметь использовать грамматические формы и структуры для передачи информации;
- создавать высказывания о прошлом, настоящем, будущем;
- создавать диалоги.
Занятия 13 - 14. Блок 8. Мой университет.
Цель: Познакомить с лексикой темы. Отработать выражения долженствования, возможности, условности.
План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Отработка использования будущего времени глагола: -ха, -хэ,-хо.
3. Отработка структур, выражающих долженствование, возможность, условность через условный союз һаа, условное деепричастие: -бал,-бэл,-бол, орудный падеж: - аар, -гаар, - яар, причастие будущего времени в орудном падеже -хаар.
4. Чтение текстов: ответы на вопросы, пересказ и заполнение таблицы по прочитанному.
6. Составление диалогов.
Результат:
- знать лексику темы;
- уметь написать письмо;
- уметь составить план путешествия;
- уметь передать способы передвижения;
- уметь составить дневник;
- уметь составить диалог.
Занятия 15 - 16. Блок 9. Мой город (село).
Цель: Познакомиться с лексикой темы, научиться рассказывать о своей квартире, городе, селе и т.д., используя географические реалии, названий сторон света, послелогов. План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Отработка значение послелогов.
3. Знакомство со сторонами света: представление ориентирования на местности.
4. Представление дома, квартиры, улицы.
5. Знакомство с наставительной формой обращения, правописанием заимствованных слов.
6. Чтение текстов: ответы на вопросы, пересказ и заполнение таблицы по прочитанному.
7. Составление диалогов.
Результат:
- знать значение послелогов;
- знать лексику, представляющую стороны света;
- уметь передать расположение предметов (вещей и т.п.) при помощи сторон света, послелогов;
- уметь написать открытку;
- уметь передать заимствованные слова на бурятском языке.
Занятия 17 - 18. Блок 10. Республика Бурятия.
Цель: Научиться представлять тему. План:
1. Тренировка вокабуляра.
2. Тренировка представления событий истории страдательным залогом -гда (-гдэ, - гдо), -та (-тэ, -то), -аа (-ээ, -оо), причастием давнопрошедшего времени: -нхай, -нхой, - нхэй, намеритеяьным обращением -һуу.
3. Знакомство с гимном, гербом, флагом Республика Бурятия, географическим положением.
4. Отработка образования прилагательных на -та, -то, -тэ, употребления глагола «гэхэ».
5. Чтение текстов: ответы на вопросы, пересказ и заполнение таблицы по прочитанному.
6. Составление диалогов.
Результат;
- знать символику и геральдику Республики Бурятия;
- уметь рассказать о республике;
- уметь рассказать о географическом положении республики;
- уметь представить разнообразие флоры и фауны республики.
Список литературы
Основная литература
1. Здравствуйте! [Текст] = Мэндэ-э!: нач. курс бурят. яз.: учеб. пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 1999. – 234 с.
2. Мэндэ-э!: нач. курс бурят. яз.: учебник для общеобразоват. шк. / [О. И. Богомолова [и др.]; М-во образования и науки Респ. Бурятия. - 4-е изд. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2009. – 242 с.
3. Здравствуйте! [Текст] = Мэндэ-э!: нач. курс бурят. языка: раб. тетрадь. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 1999. - 142 с.
4. Мэндэ-э!: нач. курс бурят. яз.: рабочая тетр. / [О. И. Богомолова [и др.]; М-во образования и науки Респ. Бурятия. - [4-е изд.]. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2009. - 129 с.
5. Дареева О. А. Познавательные задачи для изучения культуры на уроках бурятского языка (начальный этап) [Текст]: учеб. пособие для студентов, изучающих бурят. яз. на неспец. фак. / О. А. Дареева; Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2008. - 128 с. Гриф УМС БГУ
Дополнительная литература
6. Дондуков У.-Ж. Ш. Учебник бурятского языка [Текст]: самоучитель / У.-Ж. Ш. Дондуков, Б. Б. Лхасаранова; М-во образования и науки Респ. Бурятия. - 2-е изд. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2006. - 160 с.
7. Дондуков У.-Ж. Ш. Учебник бурятского языка [Текст]: Самоучитель / Дондуков, Улзы-Жаргал Шойбонович, Лхасаранова, Баирма Бастуевна. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2001. - 168 с.
8. Дареева О. А. Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму (начальный этап, неязыковой вуз): [моногр.] / О. А. Дареева; Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2007. - 121 с.
9. Нанзатова Э. П. Методика обучения бурятскому языку как государственному: учеб.-метод. пособие / Э. П. Нанзатова, Н. В. Языкова; Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун- т., Бурят. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. ун-та, 2008. - 145 с.
10. Дареева О. А. Отбор и минимизация социокультурного содержания обучения бурятскому языку как сторому в неязыковом вузе [Текст] / О. А. Дареева // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер. Теория и методика обучения.. - 2008. - Вып. 15. - С.. 179-183.
11. Дареева О. А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции [Текст] / О. А. Дареева, С. А. Дашиева // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер. Теория и методика обучения. - 2009. - Вып. 15. - С. 154-159.
12. Дондокова Н. П. Концепт табан хушуун мал в бурятском лингвокультурном пространстве [Текст] / Н. П. Дондокова // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер. Филология. - 2008. - Вып. 10. - С.. 19-24.
13. Гармаева А. Э. Числовая символика в монгольском языке: семантика и функции [Текст] / А. Э. Гармаева // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер. Филология. - 2008. - Вып. 10. - С.. 105-110.
14. Цынгунова Е. Т. Традиционная культура бурятского народа [Текст] / Е. Т. Цынгунова // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. Философия, социология, политология, культурология. - 2009. - Вып. 6 а. - С. 297-300.
иные библиотечно-информационные ресурсы
15. Дареева, Оксана Александровна Социокультурный подход к обучению бурятскому языку как второму: Начальный этап, неязыковой вуз / О.А. Дареева [Электронный ресурс]: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 Улан-Удэ, 2005. - Систем.требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://sigla.rsl.ru/table.jsp?f=1016&t
16. Васильева, Марина Глебовна Сложные согласные звуки в фонетическом и фонологическом отношении: Экспериментально-фонетическое исследование на материале халха-монгольского, бурятского и русского языков / М.Г. Васильева [Электронный ресурс]: диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.19. - Санкт-Петербург 2003. - Систем. требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://sigla.rsl.ru/table.jsp?f=1016&t
17. Раднаева, Любовь Дашинимаевна Звуковая форма современного бурятского языка: Теоретические и практические аспекты качественного и количественного анализа / Л.Д. Раднаева [Электронный ресурс]: диссертация... доктора филологических наук: 10.02.19. - Санкт-Петербург, 2003. - Систем.требования: Браузер Internet Explorer 6.0. и выше; Adobe Reader 6.0. и выше. – Режим доступа: https://sigla.rsl.ru/table.jsp?f=1016&t
Автор(ы) Р.С. Дылыкова, Л.Б. Будажапова
Рецензент(ы) Б.Д. Шожоева, преп. кафедры бурятского языка НГИ _____________
/подпись рецензента/
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
от «___»_____20__г.
Протокол № __ ______________________________
/подпись заведующего кафедрой/
Рабочая программа одобрена на заседании Учебно–методической комиссии факультета/института/колледжа/филиала
от «___»_______20__ г.
Протокол № __