Система законодательства




Основные понятия

В переводе с греческого термин «Экология» означает учение о местообитании, доме (oikos – ме­стообитание, дом и logos – учение). Впервые термин «экология» ввел немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в работе «Естественная история происхождения» для обозначения учения о взаимоотношениях орга­низмов друг с другом и с окружающей средой. На современном этапе экология как наука трансформируется в область знаний о природных и природно-антропогенных системах, содержащих живые компоненты, о принципах управления такими системами в процессе природопользования, оздоровления среды обитания человека. Экологическое право – это комплексная отрасль права, и в основе выделения ее в самостоятельную отрасль лежит объект правового регулирования, коим в самом общем виде является при­рода.

В широком смысле под природой понимается вся окружающая нас материя. Законодатель же определяет природу (природную среду) как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Природ-я среда (природа)= компоненты природн среды + природн объекты + природно-ан­тропогенные объекты.

 

 


Термин «природа» в современном экологическом законодательстве используется редко, он вытеснен по­нятием – «окружающая среда ». Окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

 
 

 


Система законодательства

Основы правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования заложены в Конституции РФ. Ст. 42 - право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу экологическим правона­рушением.

В системе экологического законодательства можно выделить 2 группы законов: природоохраннительные и природоресурсные.

Природоохранительные: ФЗ «Об охране окружающей среды», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ», «Об охране озера Байкал», «О радиационной безопасности населения», «Об экологической экспертизе», «Об использовании атомной энергии», «Об особо охраняемых природных территориях», «О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.

Природоресурсные: Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, ФЗ «О животном мире», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О личном подсобном хозяйстве», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О рыболовстве и сохранении водных биологи­ческих ресурсов» и др.

Также в систему экологического законодательства входят подзаконные нормативные правовые акты:

- указы Президента РФ. Например, от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти РФ». Также Указами Президента РФ были утверждены Государственная стратегия РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития[1] и Концепция перехода РФ к устойчивому развитию[2].

- постановления и распоряжения Правительства РФ.

- Наиболее многочисленная группа это ведомственные нор­мативные правовые акты.

 

Право собственности

В частной собственности в настоя­щее время могут находиться далеко не все природные ресурсы:

- земля;

- пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности

- лесные участки, находящиеся в составе иных, кроме лесного фонда, категорий земель.

Право государственной и муниципальной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы делится на собственность федеральную и собственность субъектов РФ.

Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности:

- водные объекты, т.е. все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту РФ, муниципальному образованию или частному лицу. Но при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии. Пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах федеральных земель, а также расположенные на тер­ритории двух субъектов РФ также являются федеральной собственностью.

- недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственно­стью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается ФЗ.

- лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Использование этих участков допускается на титулах права постоянного (бессрочного) пользования, права ограниченно­го пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды, а также права безвозмездного срочного пользова­ния лесными участками. К данным отношениям применяются нормы гражданского и земельного законодательства, если иное не установлено лесным. Таким образом, на сегодняшний день допускается сдавать арендованные лесные участки в субаренду, предоставлять в безвозмездное пользование, отдавать арендные права в залог и иным образом распоряжаться ими, но только с согласия собственника.

- животный мир в пределах территории РФ относится к государственной собственности. Это должны быть дикие животные, постоянно или временно населяющие территорию РФ и находящиеся в состоянии есте­ственной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономиче­ской зоны РФ. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в част­ной, муниципальной и иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими живот­ными регулируются как специальным экологическим, так и гражданским законодательством. Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством РФ.

К собственности РФ отнесены:

Ø земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;

Ø земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организа­циям, созданным федеральными органами государственной власти;

Ø иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными зако­нами земли.

Право собственности на земельные участки у субъектов РФ и муниципальных образований возникает по тем же основаниям с учетом поправок на региональное или местное значение земель и объектов, на них находящихся.

В зависимости от цели использования земельный фонд делится на 7 категорий: сельхоз. назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта и т. п.; земли особо охраняемых территорий; лесной фонд; водный фонд; земли запаса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: