по воспитательной работе (примерная схема)
по педагогической практике студента __________________ группы_________
_______________________ факультета ____________________ в школе № (лицее, гимназии) ____________________ в период с _________по ________
1. Выполнение индивидуального плана педагогической практики по воспитательной работе. Какие были отклонения, почему? Что сделано сверх плана. Особенности практики.
2. Какие основные воспитательные задачи решались в
период практики? Какие формы, методы и средства использовались для решения задач?
3. Как Вы определяли эффективность воспитательных воздействий на учащихся?
4. Как реализовывался на практике индивидуальный подход к учащимся?
5. Какие умения и навыки воспитательной работы Вы
приобрели в процессе практики?
6. Общие выводы о практике. Ее значение в Вашем становлении как педагога.
7. Ваши предложения по совершенствованию педагогической практики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ:
· информационно-публицистические программы: «В мире животных», «Проблемы молодых людей», «Мужчина и женщина», «Ритм» (новое в современной музыке), «Гармония» (о проблемах молодой семьи), «Позиция» (о проблемах старшеклассников); «Драматизация идеи» (бедность и богатство; старость и молодость) и т. д.;
· музыкально-развлекательные мероприятия: «Золотая осень», «Весенний бал», «Юморина», «Отдыхаем всей семьей», «Бал-маскарад чудес», «Народный юмор (пословицы, поговорки, песни, танцы)» и т.д.;
· зрелищные и конкурсно-игровые программы: «Мистер года», «Мисс очарованье», «современная Золушка», «Вечер творческого портрета», конкурс близнецов, театр бардовской песни, новогодний бал-маскарад, и т. д.;
· интеллектуальные конкурсы: «Поле чудес», КВН, конкурс эрудитов, «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Белорусские Насреддины» и т. д.;
· викторины «История моего города», «Века и люди»;
· фольклорные программы: «Беларусь синеокая», «Запрашае Лявонiха», «Беларускі кірмаш», «Вячоркi», «Купалле», «Проводы зимы» и т.д.;
· тематические праздники: «День знаний», «День учителя», «День матери», «День семьи» и т.д.
· диспуты: «В чем красота человека», «Хочу и надо», «Нужно ли современному человеку скромность и обходительность?», «Истоки человеческой доброты», «Искусство и творчество», «Что значит быть современным?», «Внешняя и внутренняя красота», «Мода и мы», «Что значит быть современным», «О прекрасном в дружбе и любви», «О внешности и личности», «Быть или казаться?», «Что такое наш возраст».
· беседы: «Умеете ли вы дружить?», «Что такое инфантильность?»; «Я как причина своей жизни», «Я как причина чужой радости», «Как воспитать самого себя?», «Сотвори себя сам». «Обо мне и о тебе», «Способности и воля», «Что такое значит уметь общаться?», «Что такое быть культурным человеком?», «Кого можно считать настоящим товарищем?», «Человеку нужен друг», «История моего имя», «Твоя семья».
· читательские конференции по книгам или темам: «Проблемы экологии в произведениях русских и белорусских писателей»).
· встречи с интересными людьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Белорусский государственный педагогический университет
Имени Максима Танка
Сценарий внеклассного мероприятия
«Название»
для учащихся 7 «А» класса
ГУО «Средняя общеобразовательная школа № 19»
студента(ки) IV курса, ___ группы_______________ факультета
(ФИО студента)
Согласовано:
Методист по педагогике
(Дата. ФИО. Подпись)
Классный руководитель
(Дата. ФИО. Подпись)
Дата проведения:
Отметка:
Подпись
Педагогическая практика на IV является логическим этапом практической подготовки учителя. Она проводится в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности. Целью комплекса заданий по педагогике является подготовка студентов к освоению технологий организации воспитательной работы с учащимися в качестве помощника классного руководителя.
Педагогическая практика студентов IV курса способствует решению следующих задач:
- формирование навыков профессиональной воспитательной деятельности на основе изучения опыта классного руководителя;
- овладение умениями и навыками организации воспитательной деятельности в классном коллективе;
- ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса школы.
Педагогическая практика на IV курсе осуществляется в течение 6-7 недель. Студенты распределяются по школам группами. В качестве помощника классного руководителя, студент закрепляется за классом, где под руководством классного руководителя знакомится с его профессиональными обязанностями, активно включаясь во все основные виды педагогической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Программа педагогической практики предусматривает ознакомление и изучение особенностей профессиональной деятельности классного руководителя и осуществление воспитательной работы с учащимися школьного возраста. Программа предусматривает отработку умений работы с документацией классного руководителя. Реализация программы обеспечивается освоением студентом определенных тематических блоков. Выполнение соответствующих заданий отражается в дневнике по педагогической практике:
· ознакомление с профессиональной деятельностью классного руководителя: беседа с классным руководителем об особенностях классного детского коллектива, его отдельных представителей, а также жизнедеятельности класса в целом; беседы, с представителями педагогического коллектива (социальный педагог, психолог, педагог-организатор и др.); посещение общешкольных воспитательных мероприятий.
· изучение документации классного руководителя: знакомство с содержанием и особенностями заполнения классного журнала; изучение плана воспитательной работы классного руководителя на период прохождения педагогической практики; наличие и ведение иной документации классного руководителя.
· погружение в активную педагогическую практику: знакомство, наблюдение и общение с детским коллективом; индивидуальные беседы с учащимися; посещение воспитательных мероприятий; определение актуальной темы, целей, задач, форм организации и проведения зачетного воспитательного проекта (с опорой на план воспитательной работы классного руководителя, с учетом интересов и возможностей учащихся и собственных педагогических интересов).
· аналитическая деятельность: анализ плана воспитательной работы классного руководителя на текущую четверть; подготовка творческого отчета по итогам педагогической практики; подготовка выступления на итоговой конференции по прохождению педагогической практики.
Примерный индивидуальный план работы студента на период практики
Сроки выполнения | Направления педагогической деятельности | Методы и формы педагогической деятельности |
1 неделя | Подготовка к установочной конференции | Факультетское мероприятие |
Распределение и закрепление за классом Знакомство с классом. | Наблюдение, опрос | |
Ознакомление с особенностями и спецификой работы классного руководителя. | Наблюдение, беседа, интервью |
2 неделя | Ознакомление с воспитательным пространством школы. Знакомство и анализ информационных стендов школы, учительской, методического кабинета, класса. | Наблюдение, экспертная оценка, анализ |
Ознакомление со школьной документацией (классным журналом, планом воспитательной работы классного руководителя, личными делами и медицинским картами учащихся). | Изучение, сопоставление, анализ | |
Анализ плана воспитательной работы классного руководителя (по схеме) | Экспертная оценка | |
Составление индивидуального плана воспитательной работы на период педагогической практики | Проектная деятельность | |
3 неделя | Разработка проекта воспитательного мероприятия в прикрепленном классе | Творческий проект |
Согласование с классным руководителем сценария внеклассного мероприятия | Собеседование | |
Утверждение методистом по педагогике сценария внеклассного мероприятия | Индивидуальная консультация | |
4 неделя | Проведение зачетного внеклассного мероприятия | Презентация |
5 неделя | Беседа со специалистом социально-психологической службы школы об особенностях закрепленного класса | Беседа, дискуссия |
6 неделя | Подготовка творческого отчета по практике (по схеме) | Мини-сочинение |
7 неделя | Подготовка к итоговой конференции | Доклад |
В процессе прохождения практики | Консультация с методистом по педагогике | Индивидуальная консультация |
Ведение дневника по педагогической практики | Заполнение итоговой документации | |
Наблюдение за поведением учеников во внеурочное время | Наблюдение, анализ | |
Индивидуальная воспитательная работа с учащимися прикрепленного класса | Наблюдение, беседа, анкетирование | |
Посещение внеклассных мероприятий прикрепленного класса (параллели, школы) | Наблюдение, анализ | |
Посещение уроков в прикрепленном классе | Наблюдение, анализ | |
Оказание помощи классному руководителю в подготовке и проведении внеклассных мероприятий | Проектная работа |