Действующим ТКУ не дается четкого определения таможенным органам Украины. Е.В.Додин и О.П.Федотов определяют таможенные органы как органы исполнительной власти, которые наделены государством властными полномочиями и действуют от его имени, выполняют свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других, связанных с таможенной сферах управления с помощью присущих им форм и методов деятельности.
Ст.543 ТКУ определяет, что непосредственное осуществление государственного таможенного дела возлагается на таможенные органы.
В соответствии со ст.4 ТКУ непосредственное осуществление государственного таможенного дела возлагается на центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику – Государственная фискальная служба Украины. В соответствии с Положением КМУ от 21.05.2014р. «О государственной фискальной службе Украины» ГФС является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины и который реализует государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела, государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями во время применения налогового, таможенного законодательства, а также законодательства по вопросам уплаты единого взноса.
Краткая история трансформации таможенных органов Украины.
В 1991 году был создан Государственный таможенный комитет Украины как центральный таможенный орган. На основе Указа Президента от 29 ноября 1996 года он был реорганизован в Государственную таможенную службу Украины.
24 декабря 2012 года Президентом был подписан Указ про реорганизацию Государственной налоговой службы и Государственной таможенной службы в Министерство доходов и сборов. 18 марта 2013 года был издан Указ «О министерстве доходов и сборов».
Постановлением КМУ «О государственной фискальной службе Украины» от 21 мая 2014года было утверждено создание Государственной фискальной службы Украины путем реформирования Министерства доходов и сборов.
В соответствии с указанным Положением КМУ основными задачами ГФС являются:
1.реализация государственной налоговой политики и политики в сфере государственного таможенного дела, государственной политики в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового, таможенного законодательства, осуществление в пределах полномочий, предусмотренных законом, контроля за поступлением в бюджеты и государственные целевые фонды налогов и сборов, таможенных и других платежей;
2.государственной политики в сфере контроля за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
3. государственной политики по администрированию единого взноса, а также борьбы с правонарушениями при применении законодательства по вопросам уплаты единого взноса;
4. государственной политики в сфере контроля за своевременностью осуществления расчетов в иностранной валюте в установленный законом срок, соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), а также за наличием лицензий на осуществление видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законом, торговых патентов.
Система таможенных органов является двухуровневой:
- первый уровень – ГФСУ;
- второй уровень – территориальные органы, которые осуществляют свою деятельность только на территории определенного региона (таможни).
В соответствии со ст.546 ТКУ таможня является таможенным органом, в зоне своей деятельности обеспечивает выполнение задач, возложенных на органы доходов и сборов (фискальные органы).
Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств, печать и бланк с изображением Государственного Герба Украины и со своим наименованием и действует в соответствии с Конституцией Украины, ТКУ, других нормативно-правовых актов и на основании положения, которое утверждается приказом центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную налоговую и таможенную политику.
Таможни и их подразделения создаются, как правило, по территориальному принципу.
Исходя из этого, таможни делятся на пограничные и внутренние.
К пограничным относятся таможни, расположенные в местах пересечения транспортными магистралями границы государства, а также в аэропортах, морских и речных портах.
К внутренним относятся таможни, расположенные в местах концентрации участников ВЭД на таможенной территории Украины. Они осуществляют таможенные процедуры на местах.
Основными задачами таможни являются:
- защита экономических интересов Украины и соблюдение субъектами ВЭД требований таможенное законодательства и международных договоров;
- осуществление таможенного контроля и оформления;
- противодействие попыткам ввоза некачественных товаров и защита отечественного производителя;
- создание благоприятных условий для развития ВЭД и т.д.
В населенных пунктах, на железнодорожных станциях, в аэропортах, морских и речных портах и других объектах, расположенных в зоне деятельности таможни, по мере необходимости создаются ее обособленные структурные подразделения - таможенные посты.
В соотв. со ст.547 таможенный пост является органом доходов и сборов (ГФС), который входит в состав таможни как отдельное структурное подразделение и в зоне своей деятельности обеспечивает выполнение задач, возложенных на таможенные органы.
Следует отметить, что ТКУ не относит таможенный пост к системе таможенных органов Украины.
Таможенный пост не является юр. лицом, т.е. не имеет самостоятельного баланса, текущих счетов в банках, герба и т.д.
Важнейшим направлением развития таможенных постов является их создание непосредственно на больших предприятиях, в местах скопления производителей, отправителей и получателей грузов, участников экспортно-импортных операций. Также в таможенных органах могут создаваться специализированные таможенные посты, деятельность которых имеет свои особенности
Основные задачи таможенного поста:
- обеспечение выполнения действующего законодательства Украины при осуществлении таможенного контроля и оформления пассажиров, транспортных средств, грузов, товаров, валюты, ценностей и других предметов при перемещении через таможенную границу;
- взимание предусмотренных пошлин, таможенных сборов и других платежей с товаров и других предметов при перемещении через таможенную границу;
- борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
- поддержание постоянного взаимодействия с пограничными войсками Украины, другими контрольными службами;
- своевременное, полное и объективное информирование руководства таможни по вопросам таможенного контроля, таможенного регулирования, борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.