Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения: ощущение, восприятие, представление.




Ощущение – это субъективный образ объективной действительности.

Восприятие – это уже целостный образ предмета, комбинация ощущений, благодаря которой объект воспринимается как нечто целое.

Представление – это чувственное отражение объекта, позволяющее воспроизвести его мысленно, когда он перед нами отсутствует. В силу этого в представлении отражаются не все воспринимаемые свойства, а лишь наиболее важные в каком-то отношении.

Специфика чувственного мышления заключается в том, что оно формируется в результате непосредственного взаимодействия с внешним миром.

Второй неотъемлемой частью процесса человеческого познания является рациональное или еще называют абстрактное мышление, которое осуществляется в формах понятия, суждения, умозаключения.

Понятие как отражение существенных свойств изучаемых объектов, благодаря своей знаковой форме, не обладает наглядностью, объединяя в себе абстрактные признаки вещей (например, «товар» в политэкономии, «вид» - в биологии, «элементарная частица» - в физике).

Человеческая мысль движется от абстрактных понятий ко все более абстрактным. Определенная связь понятий представляет собой суждение (например, содержанием современной эпохи является становление информационной цивилизации и т.д.).

Умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики.

 

Переход от чувственного уровня познания к логическому совершается посредством операций абстрагирования, обобщения и идеализации.

При абстрагировании выделяется какое-то одно свойство объекта из целого набора свойств.

На основе обобщения данное выделенное свойство объекта распределяется на многие другие вещи, которые мы, возможно, никогда и не видели.

Идеализация – логическая операция, определяющая предел того или иного свойства. Например, «точка», «абсолютно черное тело».

Специфика рационального (абстрактного) мышления состоит в том, что путем использования указанных операций преобразуется чувственный образ, а результат преобразования связывается затем знаковой формой (название).

Поскольку сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и все его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов, то центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении наших знаний к объективному миру. Этот вопрос рассматривается в теории истины.

Истина – это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта познания.

Основные характеристики истины:

1) Объективность истины как такой части знаний, содержание которой от нас не зависит. В познании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а всецело определен воздействием на него внешнего мира.

2) По своей форме истина всегда субъективна, т.к. при взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия.

3) Абсолютность истины как той части знаний, которая не может быть отвергнута дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как тот предел, к которому стремится наше знание.

4) Относительность истины как приблизительное, верное лишь для определенных условий, знание. Знание относительно потому, что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии. Например, геоцентрическая концепция была заменена гелиоцентрической, подтвердив относительность наших знаний о мире.

 

В теории истины особенно важное значение имеет вопрос о критериях, которые позволяют установить истинность. Основным критерием истинности является практика, но ее понимание в разных философских традициях различно:

а) для неопозитивистов практика – это чувственный опыт;

б) для экзистенциалистов – чувственное восприятие оторвано от объективной реальности;

в) для материализма – это целесообразная, чувственно-предметная деятельность человеческого общества, направленная на преобразование окружающего мира. Ее содержанием является труд.

 

Виды истины:

  1. Когерентная истина – это внутренне согласованная с собственной системой (субъективная истина).
  2. Конвенциональная истина – это договорная истина, которую договорились принимать большинство ученых.
  3. Корреспондентская истина – классическая истина.
  4. Конкретная истина – истина здесь и сейчас.

 

Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности.

Метод связан с предварительным знанием, поэтому методология делится на две части:

5) учение об исходных основах познания;

6) учение о способах и приемах исследования.

Методы научного познания – средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем сознании, т.е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности.

В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов:

1) предельно общие методы, т.е. те, которые выходят за рамки науки: например, такие мыслительные операции, как синтез, анализ, умозаключение;

2) методы, которые применяются только в научном познании, т.е. во всех науках (наблюдение, эксперимент, моделирование);

3) частнонаучные методы, которые применяются в отдельных науках или в группе наук. Например, закон сохранения энергии применяется в физике, химии, биологии, но применение его в социальных науках теряет смысл;

4) методики применяемые для решения специфических задач в данной конкретной области определенной науки.

 

По функциональному назначению и способам применения методы подразделяются на эмпирические (это знание, полученное непосредственно из опыты) и теоретические (это знание, полученное путем абстрактного мышления).

 

Понятие научного стиля мышления впервые было выдвинуто физиками М. Борном и В. Паули.

 

Структура научного знания:

1) технические, 2) естественные, 3) точные, 4) социально-гуманитарные науки.

 

В научном исследовании общелогические методы:

1. Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на части.

2. Синтез – объединение частей объекта в единое целое.

3. Абстрагирование – процесс отвлечения от ряда свойств с выделением интересующих исследователя свойств.

4. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, не существующих в действительности.

5. Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (обобщение).

6. Дедукция – движение мысли от общего к частному.

7. Аналогия – установление сходства в сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

8. Моделирование – метод исследования объекта путем воспроизведения его характеристик.

9. Редукция – сведение каких-либо явлений к более простым, исходным началам.

 

Эпистемология – теория познания, исследующая природу, возможности и границы человеческого познания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: