Для написания статьи и проведения исследования были использованы следующие эмпирические методы: наблюдение, сравнение, интервьюирование и тестирование. Объектом исследования выступает рынок Омских украшений.
База данных:
· Количество опрошенных респондентов составило 42 человека.
· Для интервью был выбран сотрудник магазина «Самоцветы мира».
- Здравствуйте! Сегодня мы хотим поговорить с Вами о ювелирном магазине, в котором Вы работаете. Поделитесь, пожалуйста, как Вас зовут, кем и сколько Вы здесь работаете?
- Меня зовут Елена Иванова, я работаю уже 3-й год в этом магазине.
- Сильно ли снизились продажи после пандемии? Возможно это повлияло на заработную плату?
- Когда открылись магазины, люди хотели поднять себе настроение, и вот летом продажи были хорошие. Сейчас может быть на волне каких-то условий сейчас идёт вторая волна, снижается поток людей, они переключаются на другие товары. Но тем не
менее мы наблюдаем, что камни- это настроение людей, это особый мир, который никогда не выйдет из моды или из разных событий, потому что это ещё и сувениры и подарки.
- Как Вы справлялись с периодом карантина? Был ли застой, или может вы продолжали работать в online-режиме?
- Конечно снижение было. Мы были закрыты, но тем не менее покупатели нам звонили, и мы имели возможность индивидуально встретиться с ними.
- Не переживаете ли Вы по поводу того, что магазин посещает немалое количество людей и есть риск заболевания вирусом?
- Лично я даже не переживаю. Мы все обрабатываем, соблюдаем дистанцию, масочный режим.
- Хорошо, переведём тему в более профессиональное русло. Интересуетесь ли Вы историей ювелирных изделий, происхождением драгоценных камней, их обработкой и так далее? Ведь скорее всего для Вашей должности это играет некую роль.
-Конечно, когда у нас приходит новая коллекция, мы интересуемся историей этой фирмы изготовителя. Когда она была организована, какие камни она обрабатывает. Даже может быть нас спрашивают месторождение, то есть определённые камни, которые используются в этом изделии. То есть это именно природные камни, либо это искусственно-выращенные камни. Ну и в общем, чтобы люди знали более подробную информацию.
- Какие изделия наиболее пользуются спросом?
- Самый последний спрос - у нас шикарная коллекция натуральных опалов. И их становится, к сожалению, все меньше. В основном черные опалы. Это вообще редкость в Омске. Но и также новая коллекция. Это с чернением, это черный родий. То есть покрывают серебро специальным лаком, рутений так называемый. И цветные камни натуральные. Люди сейчас в основном смотрят на неординарные изделия.
…
- Спасибо, было очень интересно узнать ответы. Мы рады, что Вы уделили нам время и провели беседу. Желаем, продуктивной рабочей
недели и благодарных клиентов.
· Для сравнения выбраны три ювелирных магазина: «Самоцветы мира», «Туфелька хрустальная» и «Империя самоцветов».
Параметры | «Самоцветы мира» | «Империя самоцветов» | «Туфелька хрустальная» |
Наличие сайта/соц.сетей | Инстаграм, вк, сайт. | Инстаграм, вк, сайт. | Инстаграм, вк. |
Бонусная программа, лояльность, скидки | Постоянная скидочная карта на 20% при первой покупке от 1000р. | Отсутствует. | Сейчас действует акция 1+1=3. Скидки в честь д/р. Кэшбэк на накопительную карту. Доставка по Омску от 1000р., по России – от 5000р. – бесплатно. |
Гарантия | Есть. | Есть. | Есть. |
Упаковка товара | Платная и бесплатная. | Платная и бесплатная. | Платная и бесплатная. |
Наличие сертификатов | Есть. | Есть. | Есть. |
Чистота помещения | 9/10 | 8/10 | 6/10 |
Месторасположение | 1 филиал в центре – удобно. Чокана Валиханова, 6. | 2 филиала, 1 из которых в центре – удобно. Наблюдали по адресу: Лермонтова, 20. | 2 филиала в центре – удобно. Наблюдали по адресу: Чокана Валиханова, 11. |
В анкетировании приняли участие 42 человека:
· Возрастная категория: 69% - 19-25 лет; 14,3% - 26-40 лет; 11,9% - 14-18 лет; 4,8% - 41-65 лет.
· Род деятельности/занятости: 69% - студенты; 23,8% - работающие люди; 7,1% - домохозяйки.
· Как часто посещают магазин «Самоцветы мира»: 33,3% - 1-2 раза в год; 31% - очень редко; 26,2% - вообще не посещаю; 9,5% - каждый месяц.
Результаты анкетирования выглядят следующим образом:
· Как посетители оценивают широту ассортимента: 47,6% - на 4/5; 42,9% - на 5/5; 9,5% - на 3/5.
· Оценка качества обслуживания: 50% - на 5/5; 40,5% - на 4/5; 9,5% - на 3/5.
·
·
· Почему посетители выбирают данный магазин: широкий ассортимент, квалифицированный персонал, качественные изделия по оптимальной цене, атмосфера, высокий уровень лояльности, удобное местоположение.
· Клиенты предпочитают: 61,9% - изделия с камнями; 33,3% - изделия без камней; 2,4% - по настроению, ситуации и предпочтению человека; 2,4% - зависит от желания, нет ограничений, все, что любо глазу.
· Осведомленность о магазине: 35,7% - на 3/5; 31% - на 4/5; 14,3% - на 5/5; 11,9% - на 1/5; 7,1% - на 2/5.
· Цель покупки: 66,7% - в подарок; 47,6% - себе.
· Спрос на товары: 95,2% - ювелирные украшения; 2,4% - изделия для дома из камней; 2,4% - сувениры.
· Факторы, влияющие на выбор: 92,9% - просто выбирают то, что понравится; 7,1% - смотрят, что подходит по гороскопу.
· Ассоциации с названием магазина: радуга, камни, теплота, уют, жизнь, красота, украшения, бриллианты, светящаяся пещера, малахитовая шкатулка, цветок, сказка, блестящая россыпь, изящность, качество.
Результаты исследования
Наблюдение проводилось в магазине «Самоцветы мира» с 14:00 до 16:00. За это время в магазин зашло 11 человек (компания из 3 человек, компания из 2 человек и 6 самостоятельных гостей), 3 из которых совершили покупку (женщина из компании, составляющей 3 человека; два самостоятельных клиента).
Данный ювелирный магазин мы сравнивали с такими конкурентами, как «Туфелька хрустальная» и «Империя самоцветов». Особых различий между магазинами нет, почти все результаты по параметрам были идентичны. У всех есть социальные сети/сайты, бонусная программа, гарантия, упаковка товара, сертификаты. Все магазины находятся в центре. Единственное различие – это чистота помещения. На 1 месте по чистоте – «Самоцветы мира», на 2 – «Империя самоцветов», на 3 – «Туфелька хрустальная».
По результатам анкетирования можно отметить следующее: преобладающая возрастная категория – это лица 19-25 лет, в основном студенты, посещающие данный магазин 1-2 раза в год. Также данные анкетирования показали, что по мнению посетителей «Самоцветы мира» имеют широкий ассортимент, а также качественное обслуживание со стороны персонала. Соблюдены все нормы, направленные на снижение распространения коронавирусной инфекции. Преобладающим критерием в предпочтении данного магазина является широта ассортимента, а самой популярной ассоциацией к названию стали «камни».
Дискуссия
Проанализировав литературу, можно сказать, что за последние 10 лет рынок ювелирных украшений сильно изменился. Динамика развития ежегодно составляет 25– 30 %. На сегодняшний день этот сегмент рынка оценивается приблизительно в 4 млрд долларов. Современный покупатель – это не тот человек, который был 10 лет назад. Все больше внимания уделяют качеству продукции, бренду, эксклюзивности изделий. Интерес россиян к ювелирным украшениям связан с тем, что выросла покупательская способность. Но в период карантинных мер ситуация изменилась. За период карантина доходы населения снизились. Так же сильно меняется стоимость изделий в сторону повышения цен. Наш респондент отмечал, что сейчас, в период COVID-19, люди больше уделяют внимание не самому изделию, а настроению, которое им приносит покупка.
ВЫВОД
Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, COVID-19 оказал сильное влияние на сферу ювелирных украшений – много месяцев проведено с закрытыми магазинами, что привело многие ювелирные в интернет, но прибыль очень сильно упала. Ожидается спрос в краткосрочной перспективе на праздники, но в текущих настроениях еще предстоит разобраться и не понятно, что будет дальше. Но одно можно сказать точно – человек теперь покупает не просто изделие из сплава с определенным весом. Все больше покупатели ювелирных украшений обращают внимание на индивидуальность изделия и на настроение, которое оно им дает.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Карх Д.А., Царегородцева С.Р., Гаянова В.М., Фадеева З.О. Анализ рынка ювелирных изделий// “Вестник Южно-Уральского государственного университета.” Серия: Экономика и менеджмент. Южно-Уральск, 2015. Стр. 106-113
2. Котова К. В., Галанин С.И. Модные тренды и бижутерия// Костромской государственный университет: журнал “Технологии и качество”. Выпуск №2. Кострома, 2019. Стр. 26-34
3.Щедрова Д.А. Анализ использования серебра на мировом ювелирном рынке//Горный Информационно-аналитический бюллетень. Выпуск №12. Москва, 2016. Стр. 380-387
4. Щепкина Е.В. Специфика продвижения торговой марки компании производителя бижутерии на Российский рынок// Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. Номер №5. Москва, 2013. Стр. 99-107
5. Рынок ювелирных изделий России в условиях пандемии-2020/Шендо М.В., Свиридова Е.В./2020 г./Стр.87-93
Дополнительная литература:
6. Галанин С.И. Влияние социокультурной среды на формирование рынка ювелирных изделий и бижутерии в современной России// Костромский гуманитарный вестник. Номер 7. Кострома, 2014, Стр. 74-77.