ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
4.1 Цели и задачи практики
Целью организационно-экономической практики является закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в период обучения и приобретение практических навыков в профессиональной деятельности экономиста-менеджера.
Основные задачи практики:
1. Закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин: организации производства и труда, маркетинга, анализа хозяйственной деятельности, управления рисками и инновациями, внешнеэкономической деятельности и др.
2. Изучение методики и практики бизнес-планирования, инвестиционного проектирования, бухучета, аудита, анализа, системы налогообложения.
3. Привитие профессиональных навыков организационной деятельности в условиях трудового коллектива, практических навыков работы по специальности и подготовка к самостоятельной работе экономиста-менеджера.
4. Сбор конкретных материалов и исходных данных для выполнения курсовой работы по инвестиционному проектированию и исследовательской работы.
4.2. Организация практики
Организационно-экономическую практику студенты проходят на базовых предприятиях химической и нефтехимической промышленности. Общее руководство практикой осуществляется отделом кадров предприятия.
В его обязанности входит:
- составление приказа о приеме студентов на практику;
- назначение руководителя практики от предприятия, организация инструктажа по охране труда и технике безопасности;
- контроль за соблюдением графика практики;
- организация необходимых экскурсий;
- чтение лекций специалистами предприятия по проблемам стратегического, перспективного и инновационного развития предприятия и др.
Во время прохождения организационно-экономической практики студент обязан строго соблюдать установление на предприятии правила внутреннего распорядка и приступает к работе только после прохождения инструктажа по технике безопасности.
На каждую группу студентов приказом по университету назначается руководитель практики из преподавателей кафедры экономики и управления на предприятии химико-лесного комплекса.
График прохождения практики:
1. Оформление документов и инструктаж по охране труда и техники безопасности – 1 день
2. Общая характеристика деятельности предприятия – 2 дня
3. Маркетинговая и инвестиционная деятельность – 3 дня.
4. Планирование на предприятии – 3 дня.
5. Управление инновациями – 2 дня.
6. Управление хозяйственными рисками – 1 день
7. Логистика – 1 день.
8. Финансы и налогообложение – 3 дня
9. Выполнение индивидуального задания – 2 дня
10. Оформление отчета – 2 дня.
4.3 Содержание организационно-экономической практики.
Общая характеристика деятельности предприятия.
Организационно-правовая форма предприятия, виды деятельности, характеристика продукции и ее конкурентоспособности, потребители и поставщики материальных ресурсов.
Производственная структура предприятия: состав основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений. Характеристика основного оборудования и технологии производства.
Оценка технико-экономического уровня производства и эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
Маркетинговая и инвестиционная деятельность
Программа маркетинговых исследований по изучению спроса на продукцию, ее потребителей, поставщиков материалов, инноваций и инвестиций. Характеристика рынков сбыта и конкурентов. Товарная, ценовая политика и маркетинговая стратегия предприятия. Внешнеэкономическая деятельность и ее развитие. Инвестиционная деятельность предприятия, источники инвестиций и направления их использования.
Инвестиционный проект и содержание его основных разделов. Сбор материалов для выполнения курсовой работы по инвестиционному проектированию.
4.3.3 Планирование на предприятии.
Система планов деятельности предприятия, разработка бизнес-плана производственно-хозяйственной деятельности, оперативно-производственное планирование и управление, сетевое и стратегическое планирование. Система целевых показателей, устанавливаемых предприятию. Порядок разработки и доведение планов до структурных подразделений.
Экономика и управление инновациями
Основные формирования инновационной политики предприятия и оценка его инновационного потенциала, выявление направлений повышения эффективности производства. Методы оценки интеллектуальной собственности и экспертиза инновационных проектов. Цели, задачи и функции инновационных (научных) центров и эффективность их функционирования.