Животные на арене цирка
ОБОРУДОВАНИЕ:
Произведения искусства для анализа.
Литературные; отрывок их рассказа Е.Чарушина «Медвежонок».
Произведения изобразительного искусства: В.Ватагин «Сидящий медведь».
Музыкальные: Ф.Шопен «Прелюдия №7».
Наглядные пособия и ТСО: образцы детского творчества; методическая
таблица «Этапы лепки игрушек»; скульптура малой пластики; репродукции; фотографии; книги для детей; компьютер.
Художественные материалы и инструменты для работы: простые карандаши; ластики; стаканчики для воды; стеки; пластилин; салфетки.
Оформление классной доски: с левой стороны - методическая таблица, примерные образцы рисунков детей; с правой стороны - репродукции картин; на обратной стороне – иллюстрации, фотографии; вверху посередине - дата и тема урока, плакат «Формируем художественную культуру» с девизом урока; внизу посередине - эскиз рисунка, место для рисунка педагога.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1.Связь с предыдущим материалам. (Обращаю внимание детей на выставочный стенд с рисунками, выполненными на прошлом занятии).
2.Чтение девиза урока «Любите цирк!» (на плакате, слайде.)
Игра «Сыщики».
На доске слева записаны слова, известные по предыдущим темам. Буквы в них переставлены местами. На доске справа напротив слов скобки, в которые необходимо вписать лишнюю букву, находящуюся в деформированном слове. Ребятам нужно исправить деформированное слово, определить в нем «лишнюю» букву, вписать их в скобки. Справившись с заданием, учащиеся прочитают из букв в скобках название темы урока.
НАЦГЛИ (глина) (Ц)
ИКСТЕ (стек) (И)
ПТОРСКУЛЬР (скульптор) (Р)
КИЗЗЕРАЦ (изразец) (К)
II. Объяснение нового материала.
Вступительная беседа о цирке.
· Что такое цирк? (Ответы детей.)
· Мы все ходим в цирк, чтобы увидеть интересное и увлекательное представление.
· Что мы дарим работникам цирка в награду за превосходное зрелище?
(Аплодисменты.)
· Давайте поиграем в игру и узнаем, кто работает в цирке.
Игра «Аплодисменты» На доске нарисован круг (своеобразное изображение арены). Внутри круга прикреплены бумажные карточки с написанными на них профессиями. Карточки повернуты чистой стороной к ученикам. Один ученик выходит к доске, переворачивает карточку, читает вслух название профессии, а все учащиеся, если согласны, что названная профессия цирковая — аплодируют, а если нет, топают ногами. Ученик, выбравший карточку с цирковой профессией, объясняет, что делает человек, владеющий этой специальностью.
Карточки с названиями профессий: артист, повар, акробат, гример, художник, жонглер, дрессировщик, водитель, летчик, иллюзионист, эквилибрист, канатоходец, конферансье, клоун.
· Как вы думаете, без чего нельзя представить цирк? (Без арены, без циркачей)
· Кого мы называем циркачами, или артистами цирка? (Ответы детей)
· Можем ли мы сказать, что обученный лев, собачка, крокодил также являются
артистами цирка? (Ответы детей.)
· Какие животные могут выступать на арене цирка? (Медведи, ослы, верблюды,
лошади и многие другие животные).
· Любые ли животные могут стать артистами цирка? (Ответы детей.)
· Кто их обучает и дрессирует? (Дрессировщики.)
· Может ли любой человек стать дрессировщиком, имея дома кошку или собаку?
Почему? (Ответы детей.)
· В наше время очень много знаменитых дрессировщиков, например, братья
Запашные, которые работают с хищниками. Так же всем известен дрессировщик кошек Ю. Куклачев.
· Ребята, как нужно вести себя в цирке? (Ответы детей.)
Анализ наглядных пособий.
· На этом уроке мы с вами снова будем в роли скульпторов. Наша цель — создать
фигурки животных, которые могут быть артистами цирка. Каждый из вас может представить себя в роли дрессировщика и выбрать то животное, которое ему хотелось бы видеть на арене цирка.
Создавать фигурки мы будем из пластилина, давайте более подробно рассмотрим этапы лепки на примере создания образа медведя.
· Демонстрирую скульптуру медведя (В. Ватагин «Сидящий медведь»).
· Посмотрите, кто это? (Медведь.)
· Это животное можно увидеть в цирке? (Ответы детей)
· Послушайте, как Е.Чарушин описывает медведя в своем рассказе
«Медвежонок». Обратите внимание на описание характерных движений животных.
Самый маленький — самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосет и все время ворчит. А другие веселые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят – мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки… Один, черноватый, с белым пятном-нагрудником, все лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие, до вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше – никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит – вниз съезжает… Принесли медвежатам молочной каши. Все на корыто навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят… Медвежата съели кашу, так вывозились, что никакой масти не узнаешь – все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.
· Опишите, что делали медведи. Какими они при этом были?
· Можно ли увидеть такое поведение у животных на арене цирка?
· Представьте номер с медведями. Как работает дрессировщик? (Рассуждения
детей)
3. Объяснение последовательности выполнения лепки.
• Взять пластилин коричневого цвета.
•Голову медведя сделать в виде шарика, потом руками сформировать мордочку, носик выполнить из кусочка черного пластилина.
•Туловище должно напоминать форму неправильного конуса, передние лапки – короткие, толстые жгуты, задние лапки сплющить, чтобы поделка была более устойчива. Стекой сделать разрез – рот. Потом процарапать глаза и прикрепить уши.
· Сосредотачиваю внимание детей на пропорциях тела животных и характере его
движений (стоит, сидит, лежит, выполняет задание дрессировщика и т. д.); поясняю, что цирковой номер могут выполнять разные животные: кошка и собака, лев и собака и др. (Демонстрирую иллюстрации, фотографии и т.д.)
Аналогичным способом можно вылепить лису, собаку, свинку. Не забывать, что животные выполняют цирковой номер, а, значит, у них должно быть соответствующее положение тела.
Медведя можно изобразить сидящим, если повернуть его голову к лапам, сделать более плоской заднюю часть туловища и слегка развернуть лапы и т.д. (Демонстрация.) (Рис. 14.)