I.Организационный момент.
Учитель.
- Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный.
Стоит над светлою поляной,
Заворожённый тишиной.
-О каком времени года говорится в этом стихотворении? Сегодня осень приглашает нас в гости.По этой аллее мы отправимся в осенний парк, где нас ждут его жители.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
-Листопад, листопад
Листья падают, летят.
Под ногами шелестят
Скоро будет голый сад.
Самое красивое осенью – это листопад.Но мы с вами в волшебном парке. И чтобы войти в него, нам надо потрудиться.
Математический диктант.
Дети показывают ответы на разрезных карточках, учитель – демонстрирует на экране. -назовите число на 1 больше 3. (4)
- назовите число на 1 меньше 6. (5)
- какое число следует за числом 6? (7)
- какое число предшествует числу3? (2)
- какое число больше 5 или 6? (6)
- какое число меньше 2или 1? (1)
- какое число стоит между 2 и 4? (3)
- Какое число следует за числом 7? (8) за числом 8? (9)
- Сегодня мы поговорим о числах 8 и 9.Познакомимся с цифрой 8.
III Изучение нового материала.
- Итак, нас встречает цифра 8.
У восьмерки - два кольца
Без начала и конца
Она приглашает вас зайти в глубину парка. Здесь очень много воробьёв. Давайте их посчитаем.(на рисунке 7 воробьев и еще один подлетает)
- Сколько было птиц? (7)
- Что произошло? (прилетел ещё один)
- Сколько стало? (8)
- Как получилось 8? (7+1=8)
- Что больше 7 или 8?
- Что меньше 7 или 8?
Запишите неравенства.
А теперь познакомимся ещё с одной новой цифрой – это цифра 9.
Цифра девять, иль девятка -
Цирковая акробатка.
- В парке кроме опавших листьев можно увидеть и цветы, например, хризантемы. А раз есть цветы, то летают и бабочки. Давайте их посчитаем. (на рисунке 8 белых и 1 синяя бабочка)
- Посчитайте сколько белых бабочек? Сколько синих? Трудно посчитать? Попросим их слететь с цветочков, а вы считайте.
Работа с палочками.
-Выложите столько палочек, сколько белых бабочек. Добавьте столько палочек, сколько синих бабочек. Сколько всего? Как получилось? (8+1=9)
- Что больше 8 или 9?
- Что меньше 9 или 8?
Запишите неравенства
IV. Физкультминутка.
V. Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
- В парке нас встречает мальчик. Зовут его Том Сойер. Он красит забор.
- Сколько дощечек покрасил мальчик? (7)
- Сколько дощечек будет выкрашено, если мальчик докрасит дощечку? (8)
- Как получили 8? (7 да 1 - это 8.)
- Найдите и прочитайте соответствующую запись. (7+1=8)
- Если мальчик выкрасит 8 дощечек, сколько ему еще останется покрасить? (1)
- Сколько всего дощечек нужно выкрасить мальчику? (9)
- Как получили 9? (8 да 1 - это 9)
- Прочитайте соответствующую запись.
- Одна из восьми дощечек не докрашена. Сколько дощечек забора покрашено? (7)
- Как получили 7? (8 без 1 - это 7.)
- Прочитайте запись. (8-1 = 7)
- Сколько дощечек в заборе? (9)
- Сколько дощечек не покрашено? (1)
- Сколько дощечек покрашено? (8)
- Как получили 8? (9 без 1 - это 8.)
- Прочитайте запись. (9-1 =8)
2. Сравнение выражений.
- Том просит вас помочь ему сравнить числа. Давайте ему поможем.. Возьмите простой карандаш, будем вставлять знаки.
(Два ученика работают у доски)
- Посмотрите на фигуры. Сколько здесь треугольников? (7)
- Сколько квадратов? (8)
- Чего больше? На сколько больше?
- Чего меньше? На сколько меньше?
Решение задач.
- Посмотрите, к нам прискакала белочка. Она живёт в парке и любит задавать задачки. Что же она задумала? Рассмотрите рисунки ниже. Девочки составят запись к первому рисунку. Мальчики - ко второму.
2+3=5 5-1=4
VI. Знакомство с прописной цифрой 8.
1.- Мы долго путешествовали, посмотрите который час?
- Рассмотрите цифру. На что похожа цифра 8?
Цифра 8 так вкусна:
Из двух бубликов она.
Цифру 8, цифру 8
На носу всегда мы носим,
Цифра 8 плюс крючки-
Получаются очки.
- А ещё на что похожа цифра 8? (На матрёшку)
2. Чистописание.
Как пишется цифра 8?
(Учитель объясняет)
Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего овалов (верхний немного меньше нижнего).
Начинают писать цифру немного ниже и правее середины верхней стороны, ведут линию вправо и вверх, закругляют, касаясь верхней и правой сторон клетки, затем справа налево закругляя и ведя слева направо к середине нижней стороны клетки. Далее линия, закругляясь, идёт вверх к начальной точке.
Дети «пишут» цифру в воздухе.
Затем записывают цифру в прописях. Индивидуальная помощь учителя.
VI. Подведение итогов урока.
- Вы хорошо поработали, многие добились успеха. Если удаётся добиться успеха в школе, вы добьётесь успеха в жизни.
- С какими новыми числами мы познакомились? Какую цифру научились писать? Что вам понравилось на уроке? Где было сложно?
Использованная литература:
Поурочные разработки по математике 1 класс.
Авторы Е. П. Фефилова, О. А. Мокрушина.
Москва «ВАКО» 2007 год.