Контрольная работа по «Юридической психологии»
Вариант №1
- Мотивационная сфера личности. Виды мотивов, формы и типы мотивации.
- Риск в деятельности сотрудников органов внутренних дел: понятие, модель реализации рискованного решения. Чувство страха и формы его проявления в рискогенных ситуациях.
- Задание.
В современных условиях все большее значение приобретают такие деловые качества, как компетентность, чувство нового, инициативность, смелость и готовность брать ответственность на себя, умение поставить задачу и довести ее решение до конца. Уже недостаточно простой исполнительности, хотя и ее порой не хватает.
Вопросы:
1). Каково психологическое содержание профессиональных качеств личности, приведенных в данном тезисе?
2). В чем заключается практическое значение указанных качеств личности для профессиональной деятельности юриста?
3). Как юрист может использовать перечисленные качества в практической работе с правонарушителями?
Вариант №2
- Наблюдательность в деятельности следователя: понятие, сущность, формы проявления, значение.
- Профессиональная деформация сотрудников исправительных учреждений и ее профилактика.
- Задание.
Знание социально – психологической природы отклоняющегося поведения личности является необходимым условием успешной борьбы с правонарушениями и негативными явлениями, а также эффективности процесса исправления правонарушителей.
Вопросы:
1). Какие существуют виды отклоняющегося поведения?
2). Каковы социально – психологические причины отклоняющегося поведения личности?
3). Есть ли различия между понятиями «отклонение от нормы психики» и «психические недостатки»? Если есть, то в чем они выражаются?
Вариант №3
- Психология задержания правонарушителя. Психологические аспекты ведения переговоров с лицами, захватившими заложников.
- Место происшествия – источник информации о психологических особенностях личности преступника.
- Задание.
Прочитайте внимательно текст, а затем письменно ответьте на вопрос.
Примерный текст
Вспомните и приведите из следственной (судебной)практики органов внутренних дел либо из художественной литературы несколько конфликтных ситуаций. Используя ниже приведенные и любые другие известные Вам способы (приемы) разрешения конфликтов, постарайтесь найти наиболее оптимальный вариант действия в данной ситуации.
Некоторые способы разрешения конфликтов:
Ø Минимизация взаимодействия с оппонентом;
Ø Откровенный разговор с оппонентом (исходить из того, что конфликт людям невыгоден; показать свою готовность к разрешению конфликта; оценить свои ошибки; обсудить взаимные уступки и т.д.);
Ø Предание сути конфликта гласности – обращение к руководству или общественности с просьбой вмешаться в конфликт и разрешить его (если вы убеждены в своей правоте);
Ø Минимизация переживаемых негативных эмоций, способствующих усилению конфликта, и др.
Вариант №4
1. Судебно – психологическая экспертиза в делах о признании недействительными сделок с пороками воли.
2. Речь как источник информации о следах памяти человека. Речевое воздействие в судебно – следственном познании.
3. Задание.
Каждый человек имеет собственное мнение о себе как личности. Он познает себя в деятельности, «измеряет» свои индивидуальные возможности, сопоставляя их с возможностями других людей, стремится улучшить свои способности с помощью системы упражнений, познания новых факторов и явлений. Самокритичность в данном случае является энергетическим фондом личности.
Бывает и другое. Человек берется за не свойственные ему функции, за сложную деятельность и, будучи неподготовленным к ее выполнению, ищет несущественные обстоятельства для оправдания неудач, утверждая при этом, что его возможности выше, чем у других, и т.п. Такие явления нередко наблюдаются в психологии правонарушителей, и они, как правило, являются причиной напряженности во взаимоотношениях, неблагоприятного психологического климата. Это отрицательно сказывается на процессе психолго – педогогического взаимодействия.
Вопросы:
С учетом содержания задания объясните следующие педагогические и социально – психологические понятия и явления:
1). Самопознание: адекватная, завышенная, заниженная самооценка; адекватный, заниженный, завышенный уровень притязания.
2). Роль самооценки личности в деловом общении.
3). Влияние уровня самооценки и уровня притязания личности правонарушителя на его поведение и деятельность.
4). Влияние самовоспитания на исправление личности правонарушителя.
Вариант №5
1. Содержание и роль убеждения в обеспечении служебной дисциплины в правоохранительных органах.
2. Психологическая характеристика следственного эксперимента.
3. Задание.
Существуют различные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре преступного поведения:
Ø личность формируется в социальных условиях, биологические же ее особенности не оказывают на этот процесс существенного влияния;
Ø личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека, формирования его личности и преступного поведения;
Ø личность определяется биологическим, наследственным фактором, изменить природу которого общество не в состоянии.
Вопросы:
1). Какую из указанных точек зрения вы считаете правильной?
2) Докажите, почему при диагностике личности правонарушителей следует учитывать биологические (природные) и общественные стороны бытия человека. Как это следует учитывать при организации жизнедеятельности?
3). Какие точки зрения на природу преступности личности в этой связи вы можете привести?
Вариант №6
- Судебно – психологическая экспертиза несовершеннолетних.
- Психологические особенности личности сотрудника таможенной службы.
- Задание.
Юрист, участвуя в практической деятельности, накапливает определенный психолого – педагогический опыт работы с людьми. Нередко знание закономерностей психологической жизни людей заменяется «педагогическим путем», «интуицией», которыми, якобы, можно воспользоваться вместо научных психолого – педагогических знаний о правонарушителях.
Вопросы:
1. Каково значение психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности юриста?
2. Как доказать необходимость психолого – педагогических знаний:
а) для теории противоправного поведения;
б) для разработки методик психолого-педагогического воздействия на правонарушителей;
в) для работы юриста?
Вариант №7
1. Психологические основы деятельности по профилактике правонарушений и преступлений.
2. Психологические аспекты оценки преступления судом, назначения уголовного наказания и постановления приговора.
3. Задание.
«Видеть в человеке хорошее всегда трудно. В живых будничных движениях людей, тем более в коллективе сколько – нибудь нездоровом, это хорошее видеть почти невозможно, оно слишком прикрыто мелкой повседневной борьбой, оно теряется в текущих конфликтах; хорошее всегда приходится проектировать, и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» (Макаренко А.С. Максим Горький в моей жизни // Соч. М.: АПН РСФСР, 1952. Т.5 С.345).
Вопросы:
1).О каких психолог - педагогических принципах говорится в этом высказывании? В чем их суть?
2).Когда и в каких случаях юристу будет уместно использовать данное высказывание А.С. Макаренко?
Вариант №8
1. Современное состояние и перспективы развития судебно-психологической экспертизы.
2. Психологические особенности принятия решения судьей. «Эффект психической установки» и его роль в процессе принятия судебных решений.
3. Задание.
Во время ознакомительной беседы с психологом вновь прибывший в колонию осужденный заявил, что режим унижает человеческое достоинство, а строгий контроль за поведением человека убивает волю. Поэтому после освобождения осужденные становятся не способными жить в условиях свободы. В итоге он сказал, что требования режима – это прихоть администрации, поэтому правила внутреннего распорядка он выполнять не будет.
Вопросы:
1) В чем заключается педагогическая целесообразность режима отбывания наказания как средства исправления осужденных?
2) С чего целесообразно начинать воспитательную работу с данным осужденным?
3) Какие методы воспитания при этом необходимо использовать?
Вариант №9
- Психические (эмоциональные) состояния – составная часть человеческого фактора применительно к проблеме повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности. Способы саморегуляции своего психического состояния юристом.
- Психологические и этические аспекты деятельности нотариуса.
- Задание.
Около 24 часов к дежурившим на улице сотрудникам ППС обратилась 17-летняя Подякина, заявившая, что ее только что на лестничной площадке одного из домов изнасиловал парень по имени Джон, с которым она несколько часов назад познакомилась на дискотеке.
Организовав розыск «по горячим следам», через 30 минут работники ППС задержали указанного им Подякиной молодого человека – Ивана Коваленко.
На допросе Подякина сообщила, что Коваленко совершил с ней несколько насильственных половых актов как в естественной, так и в извращенной форме: до этого половой жизнью она не жила (эти обстоятельства затем были подтверждены судебно – медицинской экспертизой). Коваленко показал, что Подякина, с которой он в этот вечер познакомился, вела себя крайне развязано и в половую связь с ним вступила не только добровольно, но и была ее инициатором.
Через несколько дней следователь решил произвести очную ставку между потерпевшей и подозреваемым, однако непосредственно перед ее началом получил оперативные данные, что потерпевшая Подякина взяла у родителей Коваленко крупную сумму денег и предполагает на очной ставке подтвердить показания Коваленко о добровольном характере происшедшего между ними.
Оцените с позиции тактического риска возникшую в этой связи следственную ситуацию. Следует ли с учетом этих данных производить запланированную очную ставку? Если, на ваш взгляд, следует, то в чем должен состоять подготовительный ее этап? Какова, на ваш взгляд, оптимальная последовательность постановки вопросов перед допрашиваемыми Подякиной и Коваленко? Какие психологические особенности личностей допрашиваемых лиц необходимо знать следователю перед проведением очной ставки и как он может их использовать?
Вариант №10
- Психологические особенности личности женщины – преступницы.
- Вклад ученых Республики Беларусь в развитие и становление юридической психологии.
- Задание.
Осужденные – это люди с множеством разнообразных свойств и качеств, с различными чертами характера, разной степенью педагогической запущенности. У каждого из них своя жизнь, свое отношение к деятельности, определенный круг интересов, окружение родных, близких, друзей – свой мир, которым правонарушитель дорожил или не дорожил, а иногда просто не замечал его, не задумываясь над смыслом своего существования.
Арест и осуждение влекут за собой серьезные изменения в жизни человека. Он лишается свободы – высшего жизненного блага разумного существования, не имеет возможности общаться с родными, близкими, друзьями. Он вынужден сообразовывать свое поведение, поступки с чужой волей (законом и его исполнителями).
Вопросы:
1). Какие изменения в психическом облике осужденных происходят под влиянием режимных условий отбывания уголовного наказания?
2). Какие категории осужденных можно выделить по их отношению к режимным условиям отбывания уголовного наказания?
3). Каковы особенности воспитательной работы с ними?
Примечание: Контрольная работа по юридической психологии выполняется по одному из 10-ти предлагаемых вариантов. Вариант контрольной работы избирается студентом по последнему номеру зачетной книжки. При этом достаточно мотивированные, правильно и аккуратно оформленные ответы на вопросы, выполненные задачи являются основанием для допуска студента к сдаче экзамена.
Существенную помощь в подготовке контрольной работы могут оказать методические указания и задания для самостоятельной работы студентов по юридической психологии (2003), которые находятся на кафедре уголовного права и криминалистики.
Контрольная работа должна быть выполнена и представлена в печатном виде.