В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал определенные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — веществом. Материя /вещество/ рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц-атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные пространственно-временные комбинации этих атомов. Материи предписывалась абсолютная дискретность, наличие неизменных, вечных свойств, таких, например, как масса, инерция и т. п.
Новый этап в развитии категории “материя” начинается с применения К. Марксом и Ф. Энгельсом этой категории к области общественных явлений. Прежние материалисты рассматривали материю лишь с одной стороны, лишь как источник образования сознания. Теперь же развитие материи надо было рассматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит сознание, но и сознание, в свою очередь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Идеальное в практической жизни может специфически, по-своему, порождать материальное. Не только материальное превращается в идеальное, но и наоборот. Такова диалектика.
Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала XX вв. Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и превращения энергии Р. Майером, периодического закона химических элементов Д. И. Менделеевым, теории электричества и магнетизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его структуры и свойств; радия и радиоактивного излучения. Эти выдающиеся открытия объединяет принцип признания материальности всех явлений и процессов объективного мира. Благодаря им в науке сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах.
22. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
Движение
· Древнегреческие «семь мудрецов» понимали движение как возникновение, уничтожение и становление всего сущего. Элеаты, напротив, пришли к выводу, что движения не существует.
· Движение по Аристотелю (своеобразный итог спорам), реализуется внутри одной сущности и внутри одной формы в трех отношениях – качества, количества и места. Количественное движение – это рост и убыль. Движение относительно места – это перемещение, или пространственное перемещение, механическое движение. Качественное движение – это качественное изменение.
Всякое движение осуществляется во времени.
В диалектической концепции движение рассматривается как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество или мышление. Гегель отмечал «точно так же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения ». Всякое изменение в свою очередь есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений через обмен материей, энергией, информацией. Движение – это всеобщая форма существования бытия, материи, которая выражает активность последних.
Пространство
Пространство возникает как упорядочивание хаоса посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Это некоторая особым образом организованная совокупность данных объектов. Пространство здесь не отделено от времени, образуя с ним некоторое единство – «хронотоп ».
Из свойства пространства древние отмечали прежде всего это свойство развертывания, растекания, распространения пространства по отношению к особому мировому центру, как некой точке, «из которой совершается или некогда совершалось это развертывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота».
Кроме того, что пространство развертывается, оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание пространства основано на двух операциях – анализе (членении) и синтезе (соединении).
Более позднее понимания пространства – это понимание его как «относительно однородного и равного самому себе в своих частях» Идея измерения пространства. Однако (!) основной характеристикой пространства является разнородность и прерывность.
В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность значения места, в котором может оказаться человек. Центра пространства – это место особой сакральной ценности. Периферия – это зона опасности. Победа над этим местом и злыми силами обозначает факт освоения пространства. Пространство не только как некая физическая характеристика бытия, а своеобразное космическое место.
Время
От времени человек ощущал в древности еще большую зависимость, т.к. с этим было связано понимание смерти как остановки индивидуального времени. Человек жил во времени и боялся его.
Время – это прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира. Мифическое время обладает свойством линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую – циклическую модель времени». Свойство цикличности времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени.
Пространственно-временной континуум в мифологическом сознании выступает как основной параметр устройства космоса. В космосе имеются особого рода сакральные точки, которые представляют собой центр мира. Изначальный хаос упорядочивается посредством пространственно-временных отношений.