Экология и устойчивое развитие (силлабус для студентов).
Задания СРС:
Методические рекомендации по выполнению заданий: в ходе самостоятельной домашней работы составляется конспект темы, в котором должны быть освещены поставленные вопросы. Ответы на вопросы должны быть полными, четкими с приведением конкретных примеров. Требования к оформлению самостоятельной работы студента: задание выполняется в рабочей тетради, объемом не менее 2 страниц рукописного текста в каждую строчку, либо 4 страниц через строчку. Каждое последующее задание выполняется с новой страницы. Все определения, термины, ключевые понятия должны быть выделены. Реферат оформляется в виде набранного компьютерного текста, объемом не менее 5 страниц формата А-4, 12-м шрифтом одинарного интервала, с приведением плана и списка литературы, обязательным титульным листом.
Тема 1. «Экология как теоретическая база охраны природы и рационального природопользования».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Что изучает экология?
Что является предметом и объектами изучения экологии?
Основные разделы экологии.
Задачи теоретической экологии (биоэкологии).
Задачи прикладной экологии.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 2. «Биотические факторы. Формы взаимодействия между живыми организмами».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Что такое экологические факторы?
Какие виды экологических факторов вам известны?
Характеристика биотических факторов: климатические условия, почвенные условия и др.
Основные формы взаимодействия между живыми организмами: симбиоз, комменсализм, аменсализм, паразитизм, хищничество и др.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 3. «Пространственное размещение популяций и его характер».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы;
Что означает термин «популяция»?
Что такое пространственное размещение популяций?
Пространственное размещение популяций в зависимости от статических характеристик.
Пространственное размещение популяций в зависимости от динамических характеристик.
Виды группового размещения популяций.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 4. Основные понятия экологии: биогеоценоз, экосистема, биоценоз, фитоценоз, зооценоз, продуценты, консументы, редуценты, продуктивность экосистем, виды продуктивности, целостность экосистемы, устойчивость экосистемы, природные условия, природные ресурсы.
Задание: составить конспект в виде глоссария и изучить все понятия и термины
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 5. «Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Учение В.И.Вернадского о биосфере (время работы, предпосылки для создания учения, главные рассматриваемые вопросы).
Основные составляющие биосферы по В.И.Вернадскому (живое вещество, косное вещество и др.)
Роль живого вещества в биосфере.
В.И.Вернадский о ноосфере.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос. Список рекомендуемой литературы: работы В.И. Вернадского:Биосфера. М., 1967; Живое вещество. М., 1978; Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987; Философские мысли натуралиста. М., 1988; Труды по истории науки в России. М.,
1988; Начало и вечность жизни. М., 1989.
Тема 6. «Устойчивое развитие биосферы».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Понятие биосферы.
Границы биосферы.
Природа биосферы: характеристика литосферы, атмосферы, гидросферы.
Антропогенное давление на биосферу и его влияние на устойчивость биосферы.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 7. «Стратегии и принципы устойчивого развития».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Понятие устойчивого развития, его цели и задачи.
Основные принципы устойчивого развития.
Предпосылки для создания концепции устойчивого развития.
Современные стратегии устойчивого развития.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 8. Основные положения документа «Повестка дня на XXI век» - путь к устойчивому развитию (Программа, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года).
Задание: конспектированиеи изучениеосновных положений документа «Повестка дня на 21 век».
Список рекомендуемой лит-ры: «Повестка дня на XXI век» - путь к устойчивому развитию (Программа, утвержденная Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года). Тема 9. «Минерально-сырьевые ресурсы»
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Понятие невозобновимых природных ресурсов.
Понятие минерально-сырьевых ресурсов.
Виды минерально-сырьевых ресурсов.
Проблемы истощаемости минерально-сырьевых ресурсов.
Проблемы загрязнения окруж. среды в результате добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов.
Форма контроля: проверка конспектов.
Тема 10. «Альтернативные источники энергии».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Что понимается под альтернативными источниками энергии?
Характеристика ветроэнергетики.
Характеристика солнечной энергии.
Характеристика энергии приловов, отливов, теплых течений.
Характеристика энергии ГЭС.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 11. «Загрязнения окружающей среды и их последствия».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Понятие загрязнения окружающей среды.
Классификации загрязнений.
Виды загрязнений окружающей среды.
Последствия загрязнений ОС.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 12. «Демографические проблемы и устойчивое развитие».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Что такое демография?
Понятие «народонаселение».
Проблемы перенаселения.
Проблемы продовольствия и голода.
Социальные проблемы: наркомания, СПИД, алкоголизм и др.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 13. «Характеристика заповедников Казахстана».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы;
Виды особо охраняемых природных территорий Казахстана.
Основные цели и задачи заповедников.
Характеристика заповедников Казахстана (всего 10): дата образования, цель, место, что подлежит охране.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 14. «Экологический мониторинг и его виды».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Понятие экологического мониторинга.
Цели и задачи мониторинга.
Виды экологического мониторинга: локальный, национальный, глобальный.
Организация сети наблюдений за окружающей средой.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Тема 15. «Основные положения Концепции устойчивого развития РК».
Задание: составить конспект и подготовиться к ответам на вопросы:
Когда была принята Концепция устойчивого развития РК?
Что явилось предпосылками для ее принятия?
Основные этапы перехода РК к устойчивому развитию.
Основные показатели устойчивого развития РК.
Форма контроля: проверка конспектов, опрос.
Список рекомендуемой литературы: Концепция устойчивого развития РК на 2007-2024 гг. Постановление Правительства РК.
Рекомендуемая тематика рефератов:
1. Основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
2. Жизнь и деятельность В.И.Вернадского.
3. Природа биосферы.
4. Литосфера – как часть биосферы.
5. Характеристика гидросферы.
6. Основные биогеохимические законы В.И.Вернадского.
7. Атмосфера – как часть биосферы.
8. Характеристика невозобновимых природных ресурсов.
9. Частично возобновимые природные ресурсы.
10.Возобновимые природные ресурсы.
11.Энергетические ресурсы РК.
12.Альтернативные энергетические ресурсы.
13.Загрязнения атмосферы и их последствия.
14.Загрязнения воздушного бассейна г.Алматы.
15.Загрязнения воздушного бассейна РК.
16.Загрязнения Мирового Океана и их последствия.
17.Источники загрязнения воздушного бассейна.
18.Загрязнения почвы и их последствия.
19.Качество природной среды и здоровье населения.
20.Экологические проблемы Арала.
21.Экологические проблемы Каспийского моря.
22.Экологические проблемы оз. Балхаш.
23.Социально-экологические проблемы Приаралья.
24.Социально-экологические проблемы Семипалатинского полигона.