Практическое занятие № 2. Публицистический стиль
Текст
Таксисты помогут ГИБДД
К скрытым дорожным патрулям ГИБДД могут присоединиться таксисты и байкеры. Все они выразили желание помочь инспекторам в выявлении нарушителей на территории Москвы. Начальник УГИБДД ГУ МВД России по Москве Виктор Коваленко отметил, что ведомство работает над программой, с помощью которой будет осуществляться обмен данными.
Напомним, что в 2016 году на дорогах России появятся специальные экипажи ГИБДД, работающие «под прикрытием». Инспекторы будут патрулировать улицы в автомобилях без опознавательных знаков, которые оборудуют приборами видеорегистрации. В скором времени МВД разработает требования к этим машинам.
Замглавы МВД Виктор Кирьянов считает, что необходимость в нововведении назрела уже давно: «Обычные патрули уже не могут эффективно бороться с хамством и агрессивным вождением. Кроме того, такая практика широко распространена на западе и приносит положительные результаты».
Жанр публицистический стиль, статья.
Форма речи: письменная.
Характер контактности общающихся: косвенный
Характер субъекта речи: абстрактный
Характер объекта (адресата) речи: собирательный
Вид речи: монолог
Содержательный план речи а) специфика типа мышления: собирательное; б) субъективность информации и) набор актуальных для стиля смыслов.
Общая характеристика:
1. ПС обслуживает сферу общественной деятельности: общественно-политической.
2. В ПС реализуются две функции языка: воздействия своего рода пропаганда и информативна
3. Жанры публицистики: проблемная статья..
4. Существует в письменной форме.
5. Стилевые черты: информативные жанры – официальность, стандартизированность, новизна.
Лексические средства:
1. Общественно-политическая лексика: государство.
2. Отвлеченная лексика, обозначающая понятия морали: честь.
3. Функционально-окрашенная газетно-публицистическая лексика: начинание.
4. Частотность эмоционально-оценочных и экспрессивных слов: пособник, оболванивание, «чесальщик», орудовать, распрощаться, мракобес.
5. Воскрешение архаизмов (славянизмов) для придания торжественности: держава, взращенный, колосс, свершение, созидание, венец, столп, стяг, посягать.
6. Частотные заимствования: коалиция, корпорация, ассоциация, блокбастер, консенсус, инаугурация, масс-медиа.
7. Неологизмы (словообразовательные и семантические): медиаресурсы, телесериал, комбайн (комплект множительной техники), видеогид.
8. Метафорическое использование терминов различных наук: агония системы, информационные войны, раунд переговоров, альянс партий, финишная прямая, воздушная артерия.
9. Специальная терминология: чиновничье-бюрократическая система, политический климат, гуманитарная помощь, молодые реформаторы, информационное пространство.
10. Активное использование тропов!!! Скоро из Земли выкачают последнюю каплю нефти; Митрофаны высших учебных заведений; брызги фарфора и др.
11. Использование графико-смысловых фигур (шрифт, его размер, типографская краска, знаки препинания, дефисация и др.).
Погребенные заживо
Грязевой оползень в Калифорнии поглотил более пятидесяти легковых машин и грузовиков вместе с людьми.
Из-за продолжительной засухи местные жители только и могли мечтать, что о проливных дождях... и они пришли, принеся с собой оползни. Грузовым машинам повезло больше – они остались в поле зрения. А вот седаны и хетчбэки были полностью погребены грязевым потоком. Почти двое суток ушло на спасение пострадавших.
Семен ЖВАЛО,
фото фирм-производителей
19 Ноября 2015
В компактномкроссовереMercedes-Benz больше не угадывается стилистика Gelandewagen? Да, праправнук слабо похож на прапрадеда. Но, поверьте, гены его присутствуют…
ПО КОЛИЧЕСТВУ углов кузова предок этой небольшой модели легко конкурировал с граненым стаканом. Столь же охотно к нему тянулся народ. Нарциссический слоган “GLK” – “Пока вы смотрите на дорогу, все смотрят на вас” – на подсознательном уровне явно тешил эго владельцев стилистическим сходством с почтенным семейством “G”. И я, признаться, с ностальгической грустью в глазах провожаю взглядом приметную рубленую корму, вместе с харизмой исчезающую в дебрях истории. Но не могу избавиться от ощущения, что на фоне нового и упакованного по всем статьям “GLC” стакан “GLK” теперь кажется наполовину пуст…
Погодите клеймить! В глубине души я оптимист, каких поискать! Просто сподобился заранее пробежаться по пресс-релизу и сквозь традиционную агитпатетику узрел суть. Так что прилизанный дизайн “GLC” больше не вводит меня в заблуждение – внешность определенно обманчива. В модно одетой субтильной девушке, бывает, трудно распознать разрядницу по боксу…
Ах, да, был же еще убийственно прямолинейный новый модельный девиз – “Athomeoneveryterrain”. Аналогичный посыл из моего советского детства “Молодым везде у нас дорога!” не гарантировал ничего конкретного – по четко намеченному идеологическому пути в ногу с остальной страной я бодро маршировал в никуда. А применимо к “GLC” рефрен правильнее понимать как раз буквально – везде, значит, везде.