Качественная природа: ступор, незыблемость, торможение, замешательство, остолбенение, стать бездейственным, бесчувственным, не двигаться, потеря чувства времени, индифферентность, отстраненность, самоотрешенность, отчуждение, отчужденность, транс, неотмирасевосенька, задумчивость, безучастность, мысль, разрушение инстинктов и жизни, остановка функций тела, духа и души.
Отрешенность — состояние безразличия к окружающему. Состояние человека, всецело поглощенного чем либо и потому чуждого окружающему, постороннему.
Отрешенность – 1. ощущение эмоциональной свободы, отсутствие чувства эмоционального участия в проблеме, ситуации, другом человеке и т.д. 2. В теории К. Хорни – механизм защиты, который направлен на предотвращение формирования тесной эмоциональной связи одного человека с другими возникающий в результате (как она утверждала) невротической эмоциональной отчужденности с отсутствием сопереживания и сочувствия другим "Невротический" в этом контексте может представлять собой определенную проблему, так как иногда эмоциональная отрешенность от какого-то процесса может быть результатом совершенно обоснованного и рационального выбора, в зависимости от обстоятельств. В таких случаях определение "невротический" является неподходящим.
Чувство отрешенности проявляется и при болезнях. Например, при синдроме раннего детского аутизма (синдром РДА).
Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром Лео Каннера — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.
Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
Стереотипичность в поведении. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения с книгой: быстрое и ритмичное перелистывание страниц. Одна и та же тема доминирует в разговоре, во время рисования, в игровых сюжетах. Ребёнок старается избежать каких-либо нововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этому сопротивляется.
Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций. Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы обращённые к нему. При этом наедине с с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи. Детям с РДА свойственны эхолалии, неправильное использование личных местоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».
Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:
· полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.
· активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящмеся к 1-ой группе.
· захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.
· чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.
Вайрагья (санскр. — «отречение», «отрешённость») — санскритский термин, используемый в индийской философии для обозначения отречения от страданий и наслаждений материального мира. Значение термина как «иссушение страстей» даёт вайрагье общее значения аскетической отречённости от вещей, которые являются причиной привязанности для большинства людей. Макс Мюллер отмечает: «Интересно видеть, как глубоко входит в обыденную жизнь индусов эта идея о вайрагье (бесстрастии). О нем постоянно говорится как о высшем свойстве не только аскета, но всякого человека. Иногда это бесстрастие обозначает только то, что мы называем ровным и сдержанным характером истинного джентльмена, но оно означает также отречение от мира в высшей степени и полное отречение от всех эгоистических желаний».
Отрешенность — расстройство личности, характеризующееся склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путём излишнего теоретизирования, замыкания в себе, ухода в фантазии. Кроме того, шизоидные личности часто склонны не придавать значения превалирующим социальным нормам.
Характерные черты:
· Мало что доставляет удовольствие или вообще ничто
· Эмоциональная холодность, отчужденная или уплощенная аффективность
· Неспособность проявлять теплые, нежные чувства по отношению к другим людям, равно как и гнев
· Слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику
· Незначительный интерес к сексуальным контактам с другим лицом (принимая во внимание возраст)
· Повышенная озабоченность фантазиями и интроспекцией
· Почти неизменное предпочтение уединенной деятельности
· Заметная нечуткость к превалирующим социальным нормам и условиям
· Отсутствие близких друзей или доверительных связей (или существование лишь одной) и отсутствие желания иметь такие связи
Аналоги: сильная негативная эмоция, опасность, холодные руки, «гусиная» кожа, заточение, медитация, транс, размышление, дума, размышление, рассуждение, рефлексия, сосредоточенность, погружённый в себя.
Средства: близкие цвета, холодная гамма, размытый край, мокрым по мокрому, пастель, отлипы, контраст по форме, противопоставление одного другому, различные фактуры.
Степень сложности: средняя
Масштаб: пространственный или (и) временной
Пластические характеристики: скульптурная или (и) структурная, плавная, передающая состояние пластика.
Цветовые характеристики: близкие по тону оттенки, земляные или пепельные цвета, может быть черно-белая гамма.
Пространственные характеристики: необъемность, возможно наличие текстур и фактур.
Формат работы: около А4