Пояснительная записка
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Направление внеурочной деятельности: художественно-эстетическое.
Вид внеурочной деятельности: художественное творчество.
Актуальность программы: В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. В процессе обучения по данной программе ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций. Разработанная мной программа "Бумажное царство" введёт ребенка в удивительный мир творчества, дать возможность ребёнку поверить в себя и в свои способности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в её реализации в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель программы: создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой.
Задачи программы:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами; - осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой;
-осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
-развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Отличительные особенности программы.
Содержание программы по внеурочной деятельности расширяет и углубляет примерную программу по технологии для начальной школы.
В программу заключены следующие разделы:
1. Материал-бумага
2. Аппликация
3. Бумагопластика
4. Оригами
5. Творческие работы
Младший школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги – ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук. В программе предусмотрено не только постепенное усложнение мате- риала, но и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до коллективных работ. Занятия модульным оригами – это освоение практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты и гармонии.
В ходе реализации программы используются различные методы и формы обучения.
Приоритет отдаётся следующим методам обучения:
1. Практическим – выполнение работ по схемам и инструкционным картам;
2. Наглядным – иллюстрации, наблюдение, показ, работа по образцу.
При реализации программы применяются нестандартные формы занятий: выставка, мастер-класс.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 7 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы занятий: аудиторные.
Форма обучения: очная
Форма организации деятельности обучающихся на занятии: фронтальная, парная, особое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимся, в связи с тем, что дети не могут выполнять монотонную, длительную работу. На занятиях также всегда проводятся динамические паузы.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю, по 1 часу. Всего 33 часа.
Планируемые результаты и формы их оценки.
Личностные результаты:
В результате освоения программы обучающийся будет способен:
1.испытывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
2. оценивать успешность учебной деятельности;
3. испытывать эстетические потребности;
4. понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
В результате освоения программы обучающийся будет способен:
1. принимать и сохранять учебную задачу;
2. учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
3. планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
4. учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
5. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
6. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
7. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
8. различать способ и результат действия;
9. вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.;
10. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
11. осуществлять синтез как составление целого из частей;
12. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
13. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
14. формулировать собственное мнение и позицию;
15. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
16. строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
17. задавать вопросы;
18. контролировать действия партнёра;
19. использовать речь для регуляции своего действия.
Формы оценки планируемых результатов реализации программы: беседы, наблюдения, выставки, поощрения.
Форма подведения итогов реализации программы: итоговое занятие.
Критерии оценки выставочных работ:
1. Соответствие теме;
2. Творчество;
3. Яркость, выразительность;
4. Оригинальность.
Показателем эффективной реализации программы является уровень общего развития ребенка: положительное отношение к окружающему миру, эстетическое восприятие произведений искусства, стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Вводный блок 2 часа | ||||
1.1 | Инструменты и материалы | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | Правила техники безопасности | 0,5 | 0,5 | |
Материал-бумага 1 час | ||||
2.1 | Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников | - | ||
Аппликация 8 часов | ||||
3.1 | Виды размётки. Правила работы сножницами и клеем. | 0,5 | 0,5 | |
3.2 | Аппликация «Светофор» | - | ||
3.3 | Аппликация «Собачка» | - | ||
3.4 | Аппликация «Гриб» | - | ||
3.5 | Аппликация из мелких и крупных комочков по вырезанному силуэту. | - | ||
3.6 | Новогодние игрушки – подвески «Цветок», «Зайка», «Мишка». | - | ||
3.7 | Аппликация из геометрических фигур. | - | ||
Бумагопластика 9 часов | ||||
4.1 | Бумагопластика простых фигур (ви- тая спираль). Игрушка «Солнышко». | 0,5 | 0,5 | |
4.2 | Бумагопластика простых фигур. Цветок «Ромашка» | 0,5 | 0,5 | |
4.3 | Изготовление изделий по трафаретам, симметричное складывание. | |||
4.4 | Гофрировка (гармошка, фонарик). Игрушки – гармошки. | 0,5 | 1,5 | |
4.5 | Новогодняя снежинка - веер | - | ||
4.6 | Полуобъёмная аппликация «Парусник». | 0,5 | 1,5 | |
Оригами 10 часов | ||||
5.1 | Знакомство с основными базовыми формами – заготовками «книжечка», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик». | 0,5 | 0,5 | |
5.2 | Оригами «Бабочка», «Рыбка» | 0,5 | 0,5 | |
5.3 | Оригамная аппликация «Аквариум» | - | ||
5.4 | Оригами «Божья коровка» | 0,5 | 0,5 | |
Цикл творческих работ 4 часа | ||||
6.1 | Коллективная работа. Аппликация из ладошек «Солнышко» | - | ||
6.2 | Коллективная работа «Гирлянды из осенних листьев» | - | ||
6.3 | Коллективная работа. Новогодние гирлянды «Снеговики» | - | ||
6.4 | Коллективная работа. Сюжетная аппликация с элементами «Оригами» | - | ||
Праздники и подготовка к ним 4 часа | ||||
7.1 | Открытка «Цветы для мамочки» | |||
7.2 | Игрушка «Снеговик» | |||
7.3 | Аппликация «Такие сердечные» | |||
7.4 | Тюльпаны из салфеток |
Содержание дополнительной образовательной программы
Цикл «Введение».2 часа
Здоровье – одно из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.
Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструментами для работы с бумагами.
Содержание: инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Цикл «Материал- бумага» 1час
Бумага – удивительный материал, один из самых доступных и безопасных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Стоит приложить совсем немного усилий – и лист бумаги открывает фантастический, сказочный мир!
Она известна всем с раннего детства, т.к это самый доступный и дешёвый материал. Её можно сгибать, рвать, мять … бумага оживает в руках.
Цель: познакомить практическим путём с различными видами бумаги и её свойствами.
Содержание: история возникновения бумаги, её разнообразие и виды.