Важными условиями правильной организации процесса обучения в рамках факультативных занятий являются:
- выбор учителем эффективной и рациональной системы форм и методов обучения, ее оптимизация в зависимости от возрастных особенностей развития личности ученика, уровня его математической подготовки, специфики дидактических и воспитательных задач;
- деятельностное включение ребенка в образовательное пространство;
-гуманизация взаимоотношений в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик».
Существенное значение имеет реализация принципов развивающего, эвристического, личностно-ориентированного обучения, процесса гуманизации, использование технологий разноуровневого обучения, работа в парах и группах сменного состава.
Занятия могут проводиться в различной форме: комбинированных уроков, уроков-соревнований, лабораторно-практических работ, практикумов, круглого стола, «мозгового штурма», деловой игры. Мы рекомендуем выбрать наиболее распространенную форму- комбинированный урок. Это учитывает возрастные особенности детей 1-4 классов. Именно так построены предлагаемые рабочие тетради по факультативному курсу. На каждом занятии дети знакомятся, закрепляют или расширяют знания и умения решать задачи разных разделов программы. Большая часть занятий носит практический характер. Поэтому в программе не указано примерное количество часов, отведенной на каждую тему.
Изложение материала может осуществляться в виде проблемной беседы, полилога, дискуссии, сопровождаться демонстрацией видеоматериалов, наглядных пособий. Однако рекомендуется привлекать учащихся к самостоятельному первичному ознакомлению с новым материалом.
Факультатив «Занимательна математика» является наиболее удобной формой подготовки к таким мероприятия как олимпиады и турниры. Рабочие тетради облегчают работу учителя по подготовке материалов к занятиям, упрощают работу над многими заданиями, т.к. имеют заготовки, таблицы и схемы. Занятия в рабочих тетрадях по «Занимательной математике» позволяют ученикам научиться решать нестандартные задачи, сделать первые в своей жизни открытия, даст возможность развитию творческой инициативы, разовьёт интерес к науке.
В данной программе занятия носят, как правило, практический (деятельностный) характер и проводятся в виде уроков комбинированного типа. В зависимости от уровня развития детей каждого класса, можно отводить на решение тех или иных видов задач разное время.
4.Информационно-методическая часть
Оцениванию могут подлежать не только продукты деятельности, но и сама деятельность учащегося на факультативном занятии. Поскольку для реализации целей данного курса важен не столько итог - получение правильного ответа, сколько ход решения, доказательства, рассуждения, разные варианты решения того или иного задания. Поэтому для разных разделов и тем можно предложить разные средства контроля. В целом участие и правильность полученных результатов в ходе занятия также дает суммарную оценку. Так в календарно-тематическом планировании авторами рабочих тетрадей отведено место для самооценки учащихся. Полезно определить с какими видами заданий дети справляются лучше. Критерии контроля выполнения заданий конкретного вида могут быть следующими:
Виды заданий | Критерии контроля (что подлежит оцениванию) | |
Веселые разминки | Степень самостоятельного участия, количество правильных ответов, наличие рассуждений или доказательств. | |
Задания с геометрическим содержанием, задания на развитие пространственных представлений | Правильность выполнения задания, время, затраченное на выкладывание фигур, подсчет фигур, построение фигур. | |
Уравнения, равенства, неравенства | Правильность рассуждений при выборе алгоритма взвешивания, уравнивания. Краткость алгоритма. | |
Комбинаторные задачи и вероятность | Использование упорядоченного перебора, таблиц, дерева возможностей для решения задач. | |
Задания на определение числовых закономерностей | Приведенные рассуждения и верность вычислений. | |
Задания, связанные с операциями над множествами | Верная классификация, разбиение на подмножества, подсчет элементов, выделение части множеств. Лаконичность рассуждений при пояснении решения. | |
Упорядочение | Использование таблиц, схем или графов для решения заданий, выбор наиболее короткого пути рассуждений | |
Взаимно однозначное соответствие | Использование таблиц, схем или графов для решения заданий, выбор наиболее короткого пути рассуждений | |
Логические выводы (логические суждения, умозаключения) | Верность, краткость, лаконичность высказываний, использование логических слов-связок. | |
ÿ | задания связанные с алгоритмами - | Краткость и точность построения алгоритма действий, умение объяснить решение. |
Рациональные приемы сложения, вычитания, умножения и деления | Применение изученных свойств действий, правильность ответа, умение объяснить наиболее короткий путь вычислений. | |
Математические кроссворды | Знание терминологии, аккуратность и быстрота заполнения кроссворда. | |
Математические головоломки: | Быстрота подсчетов, различные варианты решений, рассуждения при объяснении хода решения, рациональность подсчетов. | |
Магические фигуры, занимательные рамки | Быстрота и рациональность подсчетов, различные варианты решений, рассуждения при объяснении хода решения. | |
Числовые ребусы и вычисления | Быстрота подсчетов, различные варианты решений, рассуждения при объяснении хода решения. Использование элементов прикидки, округления результатов и др. | |
Математические лабиринты | Быстрота и рациональность подсчетов, различные варианты решений, рассуждения при объяснении хода решения. | |
* | Шифровки | Быстрота соотнесения шифра или подсчетов, рассуждения при объяснении хода решения. |
Математические фокусы | Быстрота подсчетов, рассуждения при объяснении разгадки фокуса. |
5. Список использованной литературы.
1. Волкова С.И. Тетрадь с математическими заданиями. Для 1 класса четырехлетней школы.-М.:Просвещение,1995.-157 с.
2. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников.-М.: Просвещение,1994.-320с.
3. Лавриненко Т.А. Задания развивающего характера по математике: Пособие для учителя начальных классов._ Саратов:»Лицей», 2002.–192с. («Библиотечка учителя»).
4. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы-2-е изд.–.М.:Айрис-прес, 2006.-128с. (Школьные олимпиады)
5. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок.-М.:ООО Издательство АСТ»:ООО»Издательство Астрель», 2004.-270,(2)с:ил.
6. https://math-on-line.com - "Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников"
7. Ульяновский И. Авторские решения задач Международного математического конкурса "Кенгуру". https://www.kenguru.sp.ru.
8. Хацкевич.Р.П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста.-М.:АСТ, 200.-528с.
9. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов.-Яросавль Академия развития, 2002-32с.
10. Материалы XII олимпиады младших школьников (24 февраля 2008г) при малом Мехмате МГУ им. М.В.Ломоносова Младшая группа. – 1 класс. https://mathbaby.narod.ru/uslov2008_1kl.htm
11. Попова Г.П, Усачева В.И. Занимательная математика. Задания для коллективных и индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками младшими школьниками -Волгоград: Учитель, 2007г.-141с.
12. Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. Тетрадь для учащихся 1-2 (3-4) классов четырехлетней начальной школы. - Смоленск:Ассоциация 21в, 2004г-48с.
13. Левитас Г.Г Нестандартные задачи по математике дл 2 класса.- М.: Илекса, 2008,-52с.
14. Мир информатики. Мультимедиакурс. Приложение к «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия», 2003г.
15. Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г.Коломенская.-2006.-119с.
16. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике:1-4классы.-М.:ВАКО, 2006.-240с.