Цель учебной дисциплины "Исследование социально-экономических и политических процессов":
– овладение студентами методологией и научным социологическим инструментарием познания социальных, экономических, политических процессов для повышения эффективности управления;
– формирование у студентов навыков социологического анализа социально-экономических и политических процессов в обществе, применения социологических данных в управленческой практике для социального прогнозирования социальных последствий управленческих решений.
Задачи дисциплины:
– раскрытие содержания и сущности теоретико-методических основ социологии и особенностей их применения в практической деятельности органов управления;
– формирование у студентов целостного представления о современных социально-экономических, политических процессах с точки зрения социологического подхода;
– изучение закономерностей развития социальных отношений, возникающих в результате социального взаимодействия различных социальных групп в процессе управления;
– изучение особенностей системного и социологического анализа, происходящих в обществе событий и явлений;
– формирование у студентов представлений об особенностях, социальной сущности управляемых социально-экономических, политических процессов;
– изучение методологических и методических принципов организации и проведения социологических исследований, выполняющих функцию диагностического инструмента познания социальной реальности, потребностей и интересов населения;
– овладение общенаучными и конкретно-предметными методами исследований, обеспечения их фактологической базы.
Требования к результатам освоения дисциплины
Студент по окончании изучения курса должен:
– знать специфику предмета исследования социально-экономических, политических процессов;
– овладеть методикой проведения социологических исследований в сфере управления социально-экономическими, политическими процессами, логическими основами системного анализа;
уметь:
– провести социологическую диагностику социальных изменений, функционирующих в сферах политики, экономики, социальной жизни общества;
– на основе социологической диагностики рассчитать социальные последствия принимаемых (принятых) управленческих решений;
– использовать результаты социологического мониторинга исследования социально-экономических, политических процессов (в журналах
// Социологические исследования, // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии, // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Информация и анализ, //Социальная реальность, //Политические исследования, //Социология власти)
приобрести навыки:
– применения социологических категорий и инструментария для объяснения и оценки социальных явлений и процессов управленческих решений в сфере экономической, политической жизни современного российского общества.
Объем дисциплины и виды учебной работ
Вид учебной работы | Всего часов |
· Аудиторные занятия | |
в том числе: | |
– лекции | |
– семинарские и практические занятия | |
· Самостоятельная работа · Индивидуальная работа студента | |
Форма итогового контроля —экзамен |
Формы контроля
Текущий контроль
· социологические экспресс-опросы студентов в учебных группах и на потоке по актуальным вопросам содержания учебного курса с последующим обсуждением полученных результатов;
· письменные индивидуальные самостоятельные аналитические работы на базе статей научных журналов;
· контрольная работа по контролю знаний содержания курса;
· участие в дискуссиях на семинарах по актуальным проблемам исследования социально-экономических, политических процессов;
Итоговый контроль —экзамен (с использованием при ответе на вопросы результатов социологических исследований социально-экономических, политических процессов — на базе результатов исследований ведущих социологических служб страны); опрос студентов методом раздаточного анкетирования проводимый по анкете: «Дисциплина "Исследование социально-экономических и политических процессов": мнение студента».
&
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ"
Тематический план
(в часах)
Тема | Лекции | Семинары | Всего | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Тема лекции . Социально-экономические и политические процессы в современных условиях: понятия, виды, типы. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений, изменяющихся процессов в общественном сознании и социальной практике Тема семинарского занятия. Особенности, сущностная природа явлений и процессов в сферах экономики и политики, социальной и духовной жизни современного российского общества | |||
2. | Тема лекции Общество как социальная система. Логические основы, модели, критерии системного анализа. Процесс институционализации. Тема семинарского занятия Общество как социальная система. Основы социологического анализа общественных систем и процессов. |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. | Тема лекции Механизм формирования общественного мнения по социально-экономическим и политическим процессам, его воздействие на политическое и экономическое сознание и поведение населения. (Использование результатов общественного мнения в управлении общественными процессами) Тема семинарских занятий События, явления, процессы в экономической, политической, духовной, социальной сферах как объект общественного внимания населения | |||
4. | Тема лекции Социологические исследования как инструмент познания социальных отношений в политике и экономике. Принципы разработки программы социологического исследования особенностей политического (социального, экономического,) процесса в современном российском обществе Тема семинарских занятий Социологические исследования социально-экономических и политических процессов: этапы, виды и разновидности. Стратегический документ исследования — программа. Особенности структуры методологической и методической частей программы социологического исследования | |||
5. | Тема лекции Методы социологического исследования социально-экономических, политических процессов (анкетирование, интервьюирование; социометрия; методы экспертных оценок, метод Дельфи; наблюдение; анализ документов,новые качественные методы изучения реальности) Тема семинарских и практических занятий Социологические методы изучения социально-экономических и политических процессов |
Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. | Тема лекции Социальные технологии внедрения результатов социологических исследований в сфере управления социально-экономическими и политическими процессами Тема семинарских занятий Технологические приемы и методы в управлении и прогнозировании социально-экономическими и политическими процессами (социологический аспект) | |||
ИТОГО: |
Темы лекций и их содержание
Тема 1 Социально-экономические и политические
процессы в современных условиях: понятия, виды, типы. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений, изменяющихся процессов в общественном сознании и социальной практике
. Логический и содержательный анализ понятийного аппарата дисциплины. Социально-экономические, политические процессы; их виды, типы, особенности, условия. Управляемые социально-экономические процессы: их свойства, специфика. Социальное взаимодействие как условие развития социально-экономических, политических процессов. Изменение процессов и явлений в конкретных социально-экономических и политических условиях. Исследование социально-экономических, политических процессов как условие повышения качества управленческих решений, их влияния на социальную реальность.Развитие модернизационных процессов в сфере производственных отношений, барьеры на пути инновационного прдвижения России. Противоречивость развития современного оссийского общества