Основная цель дисциплины «Теория менеджмента» – овладение теорией и практикой управления организациями.
Основные задачи дисциплины «Теория менеджмента»:
- раскрыть природу управления и исторические тенденции его развития;
- условия и факторы возникновения и развития менеджмента;
- охарактеризовать основные этапы развития управления;
- изучить школы в истории менеджмента;
- оценить влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента;
- рассмотреть развитие управления в России;
- изучение методологических основ менеджмента;
- формирование умений и навыков принятия управленческих решений;
- изучение мотивации трудовой деятельности персонала;
- формирование умений и навыков управления конфликтными ситуациями;
- формирование умений и навыков создания условий для социального партнерства;
- приобретение навыков стратегического управления организацией.
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и приобретения соответствующих компетенций студент в ходе освоения учебной дисциплины должен:
знать:
- основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;
- принципы развития и закономерности функционирования организации;
- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;
- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;
- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;
- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;
- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, лидерства и управления конфликтами;
- типы организационной культуры и методы ее формирования.
уметь:
- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций
- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию
- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;
- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию.
владеть:
- навыками культурного мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- навыками реализации основных управленческих функций (принятий решений, организация, мотивирование и контроль);
- навыками кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- умением находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность;
- методами учета последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
методами осуществления делового общения: публичных выступлений, переговоров, проведения совещаний, деловой переписки.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
№ семестра и наименование тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов/зачетных единиц | Уровень освоения |
2 семестр | |||
Тема № 1 Развитие управленческой мысли | 1.1 Лекция | 2 | 1 |
1.2 Практические занятия: - развитие управления в древний период; - развитие управления в средние века. | 4 | 2 | |
1.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: работа с мини-кейсом | 2 | 2 | |
Тема №2 Эволюция менеджмента: школы и подходы | 2.1 Лекции: - подход с точки зрения различных школ - подход к управлению как к процессу - системный подход в менеджменте - ситуационный подход | 12 | 1 |
2.2 Практические занятия: - развитие научного менеджмента - современные теории менеджмента | 6 | 2 | |
Тема №3 Развитие управления в России | 3.1 Лекции | 2 | 1 |
3.2 Практические занятия | 4 | 2 | |
3.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: работа с мини-кейсом | 2 | 2 | |
3 семестр | |||
Тема №4 Организация как система и объект управления | 4.1 Лекции: - организация как система; - организация как объект управления. | 4 2 2 | 1 1 |
4.2 Практические занятия: - система, системность, признаки системы; - организация как система; - организация как объект управления. | |||
4.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: выступление с докладами, сообщениями, анализ ситуаций. | 4 | 2 | |
4.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 6 | 2-3 | |
Тема №5 Законы организации | 5.1 Лекции: - общие законы организации (закон синергии, закон самосохранения, закон наименьших, закон композиции., закон развития и др.); - специфические законы (законы рыночной системы, закон прибыли, закон перемены труда, закон загрузки и др.) - специфические законы социальной системы (закон восприятия, закон загрузки работой и др.). | 6 2 2 2 | 1 |
5.2 Практические занятия: | 2 | 2 | |
5.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: выступление с сообщениями, докладами, анализ ситуаций. | 4 | 2 | |
5.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 8 | 2-3 | |
Тема №6 Проектирование организационных структур | 6.1 Лекции: - модели и моделирование в менеджменте; - проектирование организационных структур. | 6 2 4 | 1 |
6.2 Практические занятия | 2 | 3 | |
6.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: деловая игра, презентация групповых разработок. | 8 | 2 | |
6.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 14 | 2-3 | |
Тема №7 Организационные процессы | 7.1 Лекции: - процессы формирования и развития организации; - процесс функционирования; - процесс управления. | 8 2 3 3 | 1 |
7.2 Практические занятия: - жизненный цикл организации; - факторы, способствующие развитию организации; - факторы, влияющие на функционирование организации. | 2 | 2 | |
7.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: выступление с сообщениями, докладами, анализ ситуаций | 6 | 2 | |
7.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 14 | 2-3 | |
Тема № 8 Основные функции управления организацией | 8.1 Лекции: - управление организацией; - планирование как функция менеджмента; - организация как функция менеджмента; - мотивация как функция менеджмента; - контроль как функция менеджмента; - связующие процессы (коммуникации и принятие решений). | 15 2 4 3 2 2 2 | 1 |
3 | 4 | ||
8.2 Практические занятия: - система управления организацией; - виды планов; - организация взаимодействия и делегирование полномочий; - разработка системы контроля. | |||
8.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: сообщения, разбор ситуаций, работа в группах | 16 | 2 | |
8.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 22 | 2-3 | |
Тема №9 Персонал и его роль в организации Организация взаимодействия | 9.1 Лекции: - персонал и его структура; - управление персоналом в организации. | 2 | 1 |
9.2 Практические занятия: - анализ структуры персонала, оценка трудового потенциала организации; - формирование команды; - мероприятия по повышению эффективности групповой работы. | 2 | 2 | |
9.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: выступление с сообщениями, докладами, анализ ситуаций | 4 | 2 | |
9.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 6 | 2-3 | |
Тема № 10 Руководство, лидерство и власть в организации | 10.1 Лекции: - руководство, лидерство и власть в организации | 2 | 1 |
10.2 Практические занятия: - лидерство и его источники; - власть; - анализ руководящих качеств менеджера. | 2 | 2 | |
10.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы выступление с сообщениями, докладами, анализ ситуаций: | 2 | 2 | |
10.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 4 | 2 | |
Тема №11 Управление организационными конфликтами | 11.1 Лекции: - конфликты в организации; - управление конфликтами. | 4 2 2 | 1 |
11.2 Практические занятия: | 1 | 3 | |
11.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: выступление с сообщениями, докладами, анализ ситуаций | 3 | 2 | |
11.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 4 | 2-3 | |
Тема №12 Организационная культура | 12.1 Лекция Организационная культура | 2 | 1 |
12.2 Практические занятия: - содержание организационной культуры; - решение ситуационных задач. | 2 | 2 | |
12.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: выступление с сообщениями, докладами, анализ ситуаций | 4 | 2 | |
12.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 4 | 2-3 | |
Тема №13 Управление инновациями | 13.1 Лекция Управление инновациями в организации | 2 | 1 |
13.2 Практические занятия: - виды инноваций; - проектирование инноваций в организации. | 2 | 2 | |
13.3 Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий. Интерактивная форма работы: выступление с сообщениями, докладами, анализ ситуаций | 2 | 2 | |
13.4 Самостоятельная работа студента (подготовка к лекционным и практическим занятиям) | 5 | 2-3 | |
Примерная тематика курсовой работы (проекта) «Разработка мероприятий по повышению эффективности управленияорганизацией» | 30 | 3 | |
ВСЕГО: | 306/9 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).